АНАЛИТИКА

Госсекретарем США будет друг Азербайджана

20.12.16 19:30


Дональд Трамп официально объявил, что назначит генерального директора ExxonMobil Рекса Тиллерсона государственным секретарем. Для региона Южного Кавказа личность нового Госсекретаря США может означать резкую «смену приоритетов».

Напомним, что пока действующий Госсекретарь США Джон Керри, назначенный на эту должность с подачи уходящего президента Барака Обамы является яростным представителем армянского лобби. Еще, будучи сенатором, он лоббировал армянские интересы и в 1995-2011 годах входил в Группу по армянским делам Конгресса США (так называемый «Армянский кокус»). Джон Керри лоббировал законопроекты о признании «геноцида армян» (1984, 2000, 2005, 2006 и 2010 годы), выделение американской финансовой помощи Армении в 1992-2012 годах и непризнанной так называемой «Нагорно-Карабахской республике» в 1994-2012 годах, а также принятие антиазербайджанской Поправки 907.

Более того, по мнению ряда информированных источников именно Джон Керрри предотвратил полный разгром армянской военщины во время так называемой «четырехдневной войны» в Карабахе в апреле 2016 г. Есть сведения некоторых источников, что после того как армянская оборона «посыпалась» Джон Керри практически выдвинул руководству Азербайджана негласный ультиматум, требуя срочно прекратить наступление. С подачи Керри США всячески тормозил начало процесса мирного урегулирования Карабахского вопроса с началом деоккупации азербайджанских территорий. Причем, даже после того, как на этом стала настаивать Россия.

Красноречивым моментом является также то, что в 2015 г. этнический армянин Ваган Турекян был назначен пятым советником госсекретаря США Джона Керри по вопросам науки и технологий. В этом качестве Турекян консультировал госсекретаря, а также заместителя госсекретаря по вопросам экономического роста, энергетики и окружающей среды, по вопросам окружающей среды, науки, техники, а также предоставлял консультации по проблемам здравоохранения, затрагивающим внешнюю политику США.

Понятно, что с таким Госсекретарем как Джон Керрии, яростно отстававшим армянские интересы, начало разрешения карабахской проблемы и деоккупации азербайджанских территорий было бы маловероятным. Однако все может измениться с приходом на пост Госсекретаря США Рекса Тиллерсона.

Дело в том, что Рекс Тиллерсон в своей деятельности на посту руководителя ExxonMobil не только давно и успешно сотрудничает с Азербайджаном, но также выступил в последние годы защитником государственных интересов Азербайджана в нефтяной сфере. По сути именно Рекс Тиллерсон стал союзником президента Азербайджана Ильхама Алиева в конфликте интересов между Азербайджаном и компанией BP относительно контракта по эксплуатации блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли».

Контракт по эксплуатации блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» был подписан в 1994 году на 30 лет. Контракт подписывался в крайне тяжелой для Азербайджана ситуации, когда у молодого государства, только что потерявшего 20% своей территории в Карабахе, которая до сих пор остается оккупированной, просто не было инвестиционных ресурсов на то, чтобы освоить добычу месторождений самостоятельно.

В итоге Азербайджану тогда пришлось согласиться на очень существенное, фактически доминирующее, участие британской компании ВР в проекте. Однако тогда уже участие в эксплуатации месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» американских Exxon Mobil и Chevron мыслилось руководством Азербайджана как противовес непомерным амбициям ВР.

Доля BP в проекте составляет 35,8 %, в то время как Exxon Mobil - 8 %. Среди других членов консорциума - государственная нефтекомпания Азербайджана SOCAR и американский гигант Chevron, у каждой из этих компаний - по 11 %, также как и у японской Inpex. На норвежскую Statoil приходится 8,6 %, у турецкой TPAO, японской Itochu и индийской ONGC - более мелкие доли.

Месторождения должны были производить свыше 1 миллиона баррелей в сутки на пике, однако после достижения 820,000 баррелей в сутки в 2010 году добыча упала – хотя именно тогда цены на нефть росли, и месторождение могло приносить огромные доходы, как Азербайджану, так и акционерам.

Именно в 2010 году в отношениях между руководством BP и правительством Азербайджана возникла напряженность. Президент Азербайджана Ильхам Алиев обвинил BP в ложных обещаниях. Правительство Азербайджана вполне обоснованно заподозрило компанию ВР в том, что она преднамеренно снижала добычу нефти, в то время как цены на энергоносители достигли пиковых значений.

Ухудшение отношений между Азербайджаном и ВР сказались на переговорах по продлению контракта до 2040 года. При этом позицию близкую к позиции Азербайджана занял как раз глава Exxon Mobil Рекс Тиллерсон. Позиция Exxon по контракту ужесточилась после 2014 года, когда снижение мировых цен на нефть показало, что другие участники проекта эксплуатации блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» могут оказаться в менее выгодной ситуации, чем ВР.

ExxonMobil стала добиваться продления контракта на условиях, учитывающих фактор снижения цен на нефть. Этот вопрос привел к напряженным отношениям между главой ExxonMobil Рексом Тиллерсоном и исполнительным директором BP Робертом Дадли. Из-за этой позиции ExxonMobil переговоры о продлении контракта затянулись.

Попытки достигнуть соглашения между BP и правительством Азербайджана, на условиях BP в итоге провалились. Однако каждый раз ExxonMobil отклоняла эти предложения, фактически негласно «подыгрывая» Азербайджану, в итоге конфликт между Азербайджаном и ВР формально перешел из разряда «конфликта интересов государства и корпорации» в «межкорпоративный конфликт», что также было на руку Азербайджану, у которого появилось больше возможностей отставать свою позицию, как формального «арбитра корпоративного спора».

При этом даже в случае если бы контракт не бы продлен Азербайджан ничего не терял, поскольку в отличие от ситуации 1994 г. когда на фоне поражения в Карабахе и развала экономки азербайджанское государство было вынуждено согласится на не всегда выгодные для него условия ВР, сегодня Азербайджан обладает инвестиционными ресурсами и возможностью самостоятельной разработки месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» и после истечения срока действия договора в 2024 году.

Безусловно, Рекс Тиллерсон прекрасно понимал и понимает, какой проблемой для Азербайджана остается Карабахский конфликт. При этом глава ExxonMobil никогда и никак не был связан с армянским лобби. В итоге можно ожидать, что на должности Госсекретаря США Рекс Тиллерсон будет прилагать усилия к скорейшему разрешению карабахского конфликта на основании уважения территориальной целостности Азербайджана.

KavkazPlus

Прочитано : 8047


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента