АНАЛИТИКА

Ловушка монетизации от «Газпрома»

13.01.17 17:30


Долгие переговоры «Газпрома» с грузинским правительством относительно условий транзита российского природного газа в Армению через территорию Грузии завершились достижением договоренности о «монетизации» оплаты транзита. На чем, кстати, очень настаивал «Газпром». Отныне оплата транзита будет осуществляться деньгами вместо оплаты «натурой» – т.е. природным газом. Полученные за транзит газа деньги Грузия может использовать для покупки природного газа у «Газпрома» по «льготной» цене.

«Грузинской стороне сделано пакетное предложение на оптимальных и взаимовыгодных условиях, которое позволит обеспечить грузинской стороне гарантированный доход от услуг по транспортировке газа и повысить надежность газообеспечения Грузии», - заявила гендиректор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова по итогам переговоров с Кахой Каладзе.

Об условиях, на которых Грузия согласилась на предложение «Газпрома» монетизировать транзит российского газа в Армению рассказал министр энергетики Грузии Каха Каладзе. По его словам Грузия сможет покупать природный газ в РФ за 185 долларов вместо ранее заявленных 215 долларов за кубометр.

«В результате переговоров мы смогли принять оптимальное предложение с учетом существующих обстоятельств. Правительство обсудило это предложение и приняло решение об оформлении соглашения. Зависимость Грузии от российских энергоносителей не увеличивается. Меняется лишь форма оплаты, что подразумевает получение денежного возмещения в соответствии с международной практикой вместо возмещения сырьем», - заявил Каха Каладзе.

Однако если «меняется лишь форма оплаты», то совершенно непонятно, почему на таком изменении этой формы так категорически настаивал «Газпром». Значит, у российской стороны была очень сильная заинтересованность в том, чтобы платить за транзит газа не самим газом, а «живыми деньгами». И самое главное, чтобы Грузия также за «живые деньги» покупала у «Газпрома» природный газ.

Для того чтобы понять, зачем нужна была монетизация «Газпрому» нужно напомнить, что с о 2007 года Грузия российский природный газ не покупает. 88% газоснабжения Грузии обеспечивается за счет поставок из Азербайджана. Оставшиеся 12% - за счет российского газа, который она получает за транзит «голубого топлива» из России в Армению. Всего же в качестве платы за транзит российского газа Грузия получает 10% от объемов российских поставок в Армению.

Эти 10% объемов «Газпром» вынужден отдавать вне зависимости от уровня цен на природный газ.

Однако совсем другое дело получается после монетизации транзита. Ставка транзита фиксируется договоренностями и к цене газа не привязывается. В итоге при резком росте цен на природный газ оплаты за его транзит будет недостаточно, чтобы приобрести газ в прежних объемах.

Также то, что «Газпром» отдавал 10% объема транзита газа Грузии, совсем не означало присутствия российского газового монополиста на грузинском газовом рынке, где абсолютно доминирует азербайджанский природный газ. Самое главное – долю своего газа выше 12% на грузинском рынке «Газпром» никак не мог увеличить.

Но для «Газпрома» было важно то, чтобы Грузия покупала хоть какие-то объемы природного газа за «живые» деньги.

В таком случае можно было вести речь о начале экспансии «Газпрома» на грузинский газовый рынок. Дальше, демпингуя и вытесняя конкурентов «Газпром» имеет вполне реальный шанс стать на грузинском рынке доминирующим – если это ему позволит сделать грузинское правительство.

Т.е. сегодня, по сути, согласившись на монетизацию поставок природного газа, грузинское правительство уже дало возможность «Газпрому» получить доступ на грузинский газовый рынок и получить перспективы расширить на нем свое присутствие.

Если бы у России и Грузии не было политических противоречий, то страшного в этом ничего бы не было. Но нужно напомнить, что Россия имеет колоссальные политические рычаги влияния на Грузию. Хотя бы из-за того, что оккупирует 20% грузинской территории.

Поэтому понятна заинтересованность России в увеличении доли на грузинском рынке природного газа – ведь в таком случае не только политических рычагов влияния на Грузию однозначно станет больше, но удастся «на второй план» отодвинуть требования Грузии по деоккупации территорий как энергозависимой от себя страны.

Если демпингом «Газпрому» удастся расширить присутствие на грузинском рынке, дальше он сможет диктовать условия, угрожая прекращением поставок газа, замену которому сразу при доминировании на рынке «Газпрома» найти, может оказаться не так то просто. Особенно если из-за «Газпрома» Грузия уменьшит свое сотрудничество в газовой сфере с Азербайджаном.

Кроме того та же Армения в которую транзитом направляется российский природный газ по сути поддерживает сепаратизм на территории Грузии и препятствует возвращению грузинских беженцев в Абхазию и Южную Осетию, регулярно против этого голосуя на Генеральной ассамблее ООН.

Армянское лобби всячески лоббировало создание газотранзитного коридора Россия – Грузия - Армения - Иран, явно направленного против интересов Азербайджана. Стратегическая цель армянской игры не только переключить на себя хоть какую-то часть газового транзита между Россией и Ираном, но и «разорвать» энергетический мост Восток-Запад, проходящий через Грузию, затормозить реализацию проектов по транспортировке каспийского газа через территорию Грузии в Турцию и далее в Европу.

Таким образом, монетизация расчетов за транзит российского газа в итоге может стать своеобразной «ловушкой» для Грузии увеличивая ее зависимость от России и Армении и нанося вред перспективным с точки зрения государственных интересов транзитным проектам с участием Турции и Азербайджана.

Понятно, что если грузинское правительство ограничится монетизацией расчетов за транзит и сохранить долю российского газа на своем рынке в пределах 10-12% – то ничего страшного не произойдет. Но нет сомнения что «Газпром» будет и дальше пытаться увеличить свою долю на грузинском рынке газа.

Ну, а Армения будет и дальше соблазнять грузинские власти нереальными «транзитными проектами» со своим участием лишь бы помешать совместным проектам Грузии с Турцией и Азербайджаном. Поэтому нынешнее соглашение о «монетизации» газового транзита, если оно получит развитие в направлении выгодном России и Армении, может очень дорого обойтись Грузии как государству.

KavkazPlus

Прочитано : 1063


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента