ТЕБРИЗСКО-КРЫМСКИЕ ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

14.11.15 20:22


По причине своего расположения на путях выгодных торговых дорог, один из главных городов Иранской Исламской Республики ― Тебриз, занимает важную позицию в международной торговле. До великих географических открытий, основные торговые связи, осуществляемые сухопутными дорогами, претворялись в жизнь посредством исторического шелкового пути. Эта дорога продолжала существовать, начиная со II века до н.э. до XIX века. Начиная с ранних средних веков шелковый путь, соединяющий отличительные культуры, политические режимы проходил через Тебриз, охватывал Дальний Восток, Китай, Центральную Азию, Афганистан, Иран, Кавказ, Малую Азию, Месопотамию и Европу. Шелковый путь соединял как восточно-западные, так и северно-южные маршруты.


Территория Крыма, а также Иранское нагорье, в великом шелковом пути, имели важное значение. Шелковый путь проходил по 3 основным направлениям, восточно-западный, южно - западный с северно-восточным и северно-южный включительно. Торговля между Ираном и Крымом в древние века проходил по маршруту восток-запад через Средиземное и Черное море, а позже по маршруту север-юг того же маршрута. Каждый регион, находящийся на пути великого шелкового пути, охватывающего три океана – Тихий, Индийский и Атлантический, получал свою часть прибыли от транзита торговли. На рынках, действующих в городах, находящихся на этом пути, формировалась совместная торговля между западом и востоком. По причине расположения на великом шелковом пути, караваны со стран Азии и Европы, даже с Африки проходили через Тебриз. В древние и средние века эта дорога служила не только для торговли, но соединяла культурные связи Востока и Запада, по нескольким направлениям проходила через Китай в страны Средней и Передней Азии, через Крым в страны Южной Европы. Так оба региона не являясь соседями, налаживали связь посредством третьих стран. Крым, как в ранние средние века, так и во времена нахождения в составе России, имел торговые связи с Ираном. Эти связи появились еще в древние века. На широких просторах империи Ахeменидов дороги имели как военное, так и торговое значение. С Ирана вывозились ковры, мозаика, деревянные изделия и пр. В средние века эти связи были продолжены; огромные караваны с Восточных стран перевозили через Иранское нагорье на запад шелк, золото, ценные камни, посуду из фарфора, пряности и пр. Одна группа торговых караванов останавливалась в Крыму. В эти времена на Крымском полуострове, расположенном на стыке торговых путей, функционировали большие рынки. Часть товаров Европы и Востока продавалась здесь, другая часть же проходя через полуостров, попадала в другие регионы – в Россию, Украину, Польшу, Константинополь, Сирию, Иран, Кавказ, Хорезм и другие страны.
Часть шелкового пути, то есть маршрут Восток-Запад, начиная со средних веков до конца XIX века наряду с дорогой Казвин-Тегеран-Нишапур, реализовывалась дорогой от Тебриза до Мешхеда. Дорога Тебриз-Мешхед, которая являлась одной из важных путей того времени, соединялась с северо-востока с Нахичеванской Джульфой, а оттуда с внутренними дорогами Тбилиси и России. С восточной стороны эта дорога доходила до севера Афганистана. Кроме того, все дороги северной части Ирана, от города Хой, имели выход на Иранско-Османскую границу, а оттуда на порт Трабзона (Трапезунд) и на берега Черного моря  1389, 95. Но войны XII-XIV веков, в особенности, разграбление крестоносцами Константинополя и монгольская оккупация были тяжелыми ударами для международной торговли. Несмотря на это, возникновение монгольской империи привело к возрождению торговли. Напомним что, на берегах Черного моря действовали важные торговые центры. В таких городах Крыма, как Судак, Солхат, Кафа и др., функционировали знаменитые рынки. Рынок Тебриза, который в 2010 году был включен в список культурного наследия UNESCO, функционировал на протяжении всех средних веков. Иранские купцы, осуществляли торговые операции, проходя путь караванами верблюдов от Тебриза до берегов Черного и Средиземного моря. Исследуя арабские и персидские источники, мы видим что, эти дороги хорошо охранялись. Защиту шелкового пути, безопасность караванов на территории Ирана обеспечивали карасавары, то есть отряды специальной жандармерии. Несмотря на то, что руководители караванов держали при себе вооруженных людей, их безопасность обеспечивалась государством. Для обеспечения караванов всем необходимым и для отдыха, на всем пути строились остановки, караван-сараи. На протяжении всего пути расстояние между караван-сараями было почти одинаковым.
Караван-сараи, которые обеспечивали временное проживание, служили для оценивания импортных и местных товаров, где отдыхали гости, считались местами обмена традициями, мировоззрениями между различными народами. На протяжении всех средних веков выполнялись религиозно-политические, экономические, военные функции. Со временем торговое значение караван-сараев возрастало. В каждом из них производились одинаковые товары. Купцы здесь узнавали все торговые новости, курсы денег.
Средневековые путешественники Европы, побывавшие в Тебризе, особенно отмечали богатство материальной культуры города. Французский путешественник Жан Шарден писал о наличии в Тебризе в XVII веке 300 караван-сараев. Автор добавляет что, имеются такие просторные караван-сараи, в которых могут одновременно разместиться 300 человек Жан Шарден, 1994, 72-73. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, живший в XVII веке сообщал о Крымском рынке, также одновременно писал интересные факты о Тебризской торговле, о материальной культуре города. Путешественник отмечал о существовании примерно 200 караван-сараев в Тебризе и указывал названия самых известных из них, таких как Зубейда, Шах Джахан, Шах Исмаил, Пирбудаг, Шахи-Джахан кызы Алемшах Е.Челеби, 1997, 24.
Около караванных путей строились колодцы с водой, маленькие места для молебен и отдыха. Вначале строились караван-сараи с внутренними дворами и широкими тупиками для животных. Данные строения не предназначались для ночлегов, просто путники или гонцы, после удовлетворения здесь своих нужд, отправлялись дальше. Затем проекты этих строений изменились и начали строить вокруг центральной площади четырехугольные комнаты. В основном, караван-сараи, внутри городов были двухэтажными, а придорожные караван-сараи - одноэтажными. В центре зеленого двора находился бассейн. Двери комнат открывались на все четыре стороны двора. Конюшни находились за ними. Со стороны двора, по обе стороны двери находились комнаты, предназначенные для охранников и работников. После того как по ночам двери закрывались, охрану несли так называемые «одабашы» или «гудукчу». Поблизости от входа в караван-сарай находились баня, мечеть, трактир, рынок, конюшни, иногда мельницы.
Отрядом путников, выходивших на дорогу в групповом виде, то есть караваном, командовал чарвадарбашы или начальник каравана  , 1373, 6. Он должен был быть хорошо осведомлен о путях, по которым пройдет караван и с помощью вооруженного отряда, который находился в его подчинении, должен был доставить караван целиком и без потерь к конечной цели. Караванбашы, который решал все спорные проблемы, платил таможенные пошлины при переходе через границу, избирался из купцов и на всем протяжении пути у него было несколько работников. Они упаковывали товары, грузили их на верблюдов, обеспечивали корм для животных и выполняли другие служебные поручения. Каравансалары, которые были в подчинении у караванбашы, являлись руководителями вооруженных отрядов, выделенных с целью обеспечения безопасности на протяжении всего пути. Одной из важных проблем для каравана было обеспечение водой. Потому что дороги были длинными и при переходе через пустыни вода быстро заканчивалась. Внутри большинства караван-сараев, а иногда и рядом с ними, имелись водохранилища.
В каждом караване было по 50-70 верблюдов, они делились на группы, примерно, по 10 верблюдов в каждом. Животные, которым на шею надевали колокол, были связаны друг с другом. Караван двигался по ночам. Караван верблюдов каждый день покорял, примерно, 5 фарсахов. В каждом караван-сарае работал караван-сарайдар, который отвечал за сохранность товаров. Его работу оплачивали сами члены каравана. Кроме услуг караван-сарайдары предлагали клиентам, купить у них продукты питания. Комнаты, где оставались клиенты, в дневное время освещались через окна на потолке, а ночью с помощью ламп или свечей. В зимнее время для отопления комнат, балконов и конюшен пользовались печами, которые находились в стенах и назывались «шомуни» или «оджаг». В большинстве караван-сараев не было ковров - паласов, матрацев–стёганных, полотенец и посуды. Гости брали все это у местных жителей, живущих по соседству, в аренду, а в редких случаях возили с собой. Средневековый европейский путешественник Ж.Тавернье не скрывал своей жалобы по этому поводу: «К сожалению, начиная от Стамбула вплоть до Ирана, караван-сараи не имеют оборудования; вам дают голые комнаты, обеспечивать матрацами – стегаными, полотенцами, готовить пишу, всё это относится только к вам. У привратника или у жителей соседних сел можете, по очень низким ценам, приобрести фрукты, ягнёнка, курицу, сливочное масло» Ж.Б.Тавернье, 1980, 67.
Караван-сараи принадлежали владельцам одной профессии. Кроме этого, купцы-земляки, прибывающие из одного и того же города, собирались в одном и том же караван-сарае  , 1378, 263. Таким образом, во времена, когда были очень слабо развиты информационно-коммуникационные средства, с легкостью можно было найти чужого человека.
Как и в прошедшие века, и в XIX веке Тебриз был главным городом Ирана в торговле с Европой. В этом веке 50% внешней торговли Ирана приходилось на Россию. Почти все сухие фрукты (в основном кишмиш), за исключением малой части, экспортируемой в Индию и Турцию, весь хлопок экспортировался северному соседу. Внимание иностранных купцов привлекали шелк, шерсть, бархат, ткани, сшитые золотыми нитками, ковры, рис, ценные камни (бирюза и жемчуг), табак. За исключением южного направления, самым перспективным маршрутом перевозки европейских товаров в Иран была российская дорога. Русские товары входили в Иран через дороги Джульфа-Тебриз и Решт-Тебриз, поэтому рынки вышеназванных городов считались наиболее значимыми по сравнению с рынками центральной части страны. Напомним что, торговля с Россией считалась еще и выходом в Европу. Россия приобрела у государства Каджаров льготы по строительству дороги Тегеран–Энзели–Решт и свободно здесь торговала  , 1389, 95. В этом деле важную роль играли порты Каспийского моря, особенно Энзели, Баку, Астрахань. Именно по этим путям иранские товары перевозились в Россию, Польшу, Германию, Австрию и Балканские страны. С этой точки зрения дорога Тебриз-Эрзурум-Трабзон имела важное значение.
В 1883 году Россия применила тариф запрета на Кавказскую торговую дорогу  1389, 67. После этого запрета искались другие дороги, и предпочтение было дано дороге идущей с Иранского Азербайджана в Трабзон, а оттуда по берегам Черного моря. Европейские товары кораблями перевозились в Трабзон, а оттуда караванами на север Ирана. В 1883 году тариф запрета не касался почтовых бандеролей. Поэтому часть товаров, весом менее 5 кг из России в Иран и обратно отправлялись именной почтой.
После запретного тарифа в торговле Ирана с Европой преимущество имели порты Черного моря и маршрут Стамбул-Тебриз. В упомянутый период при ведении торговли между Европой и Ираном Стамбульско-Тебризский маршрут занимал господствующее положение. В 1883-м году после того, как Российское государство внедряло запрет на Кавказский торговый путь, Восточные и Западные товары выносились на мировые рынки только по пути Тебриз-Трабзон. Европейские купцы обращались в местные компании, расположенные в Стамбуле, они продавали товар Иранским купцам, которые находились в Стамбуле или отправляли товар в их представительство, расположенное в Тебризе. Несмотря на то, что иранские купцы вели свою основную торговлю в Стамбуле, они часто ездили и в Россию.
Результаты исследований показали, что торговля между Крымом и Тебризом, охватывающая долгие века, в определенные времена, под воздействием политических процессов, ослабевала, но эти отношения продолжались постоянно на протяжении средних веков.

Литература:

ilmamedova

Ильхама Мамедова

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Археологии и Этнографии Национальной Академии Наук Азербайджана (Азербайджанская Республика)

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента