НАРИМАН НАРИМАНОВ: НА ЗАКАТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

14.11.15 20:27




Одним из противоречивых политических фигур Советского Азербайджана первой половины 1920-х годов был доктор Нариман Нариманов. Сыгравший, по словам самого Н.Нариманова, роль «ширмы» в так называемых социалистических мероприятиях во время и после большевистского переворота в Азербайджане, весной 1920 года он стал председателем Военно-Революционного Комитета и СНК Республики.


Желания Н.Нариманова, стремившись быть реальным лидером Советского Азербайджана не увенчались успехом. Под давлением Центра и местных противников он вскоре покинул Азербайджанскую ССР, с марта 1922 года до марта 1925 года, был одним из председателей, сначала Союзного Совета Закавказья, затем ЦИК СССР. Занятые Н.Наримановым посты в закавказских и московских высших властных структурах носили не реальный, а скорее всего формальный характер. Будучи недовольным своей политической судьбой Н.Нариманов неоднократно подавал заявления об отставке от занимаемых им постов и просил дать ему разрешение вернуться на родину. Например, он в начале 1923 года составлял следующие заявление на имя руководителя советского государства:
«Дорогой Владимир Ильич!
... Представляя при сем медицинскую справку, я прошу Политбюро разрешить мне жить в Баку. Если же этому мешает занимаемая должность члена Президиума ЦИК СССР, то прошу освободить меня от занимаемой должности ...» [1].
Увы, подобные просьбы кремлевского «пленника» Н.Нариманова не соответствовал планам большевистских вельмож, он был обречён оставаться в Москве и исполнять свои «обязанности» до конца.
Желавший, во что бы то не стало, вернуться на родину лидер «национал-уклонистов» Азербайджана в этих целях использовал все легальные и нелегальные возможности.
Созванный в апреле 1923 года, отводивший особое место к национальному вопросу XII съезд РКП(б) давал Н.Нариманову надежду, каким-то образом изменить сложившуюся вокруг него политическую ситуацию и найти выход из положения. Уместно отметить, что XII съезд партии был первым съездам, созванным после создания СССР. Фактически, это был первым и последним съездом партии, где работала секция по национальному вопросу. Это было неслучайно, так как высший орган партии должен был определиться по национальному вопросу в условиях уже созданной Советской империи и внести ясность на дальнейшие действия по этому архиважному и уязвимому делу.
Партийное руководство страны было намерено переходить от позиций либерализма, занятой до создания СССР, к радикализму в национальном вопросе. Перед съездом была поставлена задача нанести сокрушительный удар по местному национализму, ставший преградой на пути создания, фактически, унитарного государства. Ещё задолго до съезда, 22 сентября 1921 года Сталин, в письме адресованному В.И.Ленину, писал: «За четыре года гражданской войны, когда мы ввиду интервенции вынуждены были демонстрировать либерализм Москвы в национальном вопросе, мы успели воспитать среди коммунистов, помимо своей воли настоящих и последовательных социал-независимцев, требующих настоящей независимости во всех смыслах и расценивающих вмешательств ЦК РКП, как обман и лицемерие со стороны Москвы» [2].
Не случайно, что на съезде была подвергнута резкой критике позиция грузинских коммунистов (Б.Мдивани, М.Окуджавы и др.), которые заняли непримиримую позицию по сталинскому плану об «автономизации». На XII Бакинской конференции, созванной летом 1923 года, Г.Орджоникидзе затрагивая обсуждения национального вопроса на XII съезде РКП(б) говорил: «Многим товарищам до XII съезда и после него казалось, что нет особых причин выдвигать этот вопрос и затрачивать на него внимание партии. Не скрою, перед вами, что когда я прочёл постановление ЦК, что в порядок дня XII съезда включается и национальный вопрос, мне грешному тоже казалось, что особых причин или особенно нового в этой области после X съезда партии едва ли сумели что-нибудь сказать. Но оказалось виновниками постановки этого вопроса были мы сами, закавказские товарищи, в частности грузины ...» [3].
Как ожидалось, И.Сталин сразу после XII съезда партии перешёл к атаке на «национал-уклонистов». В июне 1923 года состоялась IV совещания ЦК РК КП(б) с руководителями национальных республик, где с докладом выступил председатель всесоюзного «партийного суда» ЦКК РКП(б) В.Куйбышев. Центральным вопросом совещания было «Дело Султан-Галиева». М.Султан-Галиев был одним из видных и колоритных лидеров национал-коммунистов всего советского пространства в
1918-1923 годах. После XII съезда партии, по прямому указанию И.Сталина, Восточным Отделом ГПУ была проведена широкомасштабная операция под названием «II парламент», направленная против национал-коммунистов Востока России. Отметим, что это операция ставилась в один ряд с мероприятиями, проводимыми против национал-коммунистических сил Южного Кавказа.
Отношения между Н.Наримановым и М.Султан-Галиевым оформились в 1919 году, когда они оба работали в народном Комиссариате по делам национальностей РСФСР, руководимым самим И.Сталиным.
Связи между Н.Наримановым и М.СултанГалиевым продолжались и после того, как первый был направлен в Азербайджанскую ССР в качестве председателя Временного Революционного Комитета и СНК Республики. Оба лидера национал-коммунизма стремились к созданию единого фронта тюрко-мусульманского населения советского пространства, направленного против радикальных планов Центра по отношению национальных окраин. В этом смысле, симптоматичными были предупреждения Н.Нариманова, отражённые в его обширном докладе в ЦК РКП(б) от 1923 года, где говорилось о том, что в случае продолжения деятельности «левой» группы в Азербайджанской ССР, здесь будут иметь место процессы, подобные Туркестанским антисоветским восстаниям: «Я утверждаю, что действиями этой группы в Азербайджане создастся второй Туркестан в ближайшем будущем» [4].
Информированный спецслужбами о совместной деятельности и намерениях своих бывших подопечников – Н.Нариманова и М.Султан-Галиева, И.Сталин пришёл к выводу о том, что наступило время беспощадного искоренения Султангалиевщины и национал-коммунистов Южного Кавказа. Неслучайно, что на упомянутом IV совещании, где особое внимание было отведено на национальный вопрос, обсуждалось положение в Азербайджанской ССР. На этом совещании, впервые, был затронут нашумевший доклад Н.Нариманова в ЦК РКП(б) от 1923 года.
Доклад, который ускорил крах наримановцев, не появился как челобитие побеждённого политика. В рождении этого резкого и обширного документа И.Сталин сыграл особую роль. Так как Н.Нариманов в начале 1922 года, в Москве, встретившись со Сталиным рассказал ему о политических процессах, имевших место в Советском Азербайджане, о «выдворении» его из республики и об особой роли Г.Орджоникидзе и Л.Мирзояна в этом деле. Н.Нариманов надеялся, что И.Сталин как в ноябре 1920 года вновь окажет ему свою поддержку. Сталин, как мастер политических интриг, в целях усугубления конфликтной ситуации, посоветовал Н.Нариманову представить в Центр всю эту информацию в письменном виде. Н.Нариманов в телеграмме, посланном им в ЦК РКП(б) в июне 1922 года писал: «В бытность мою в Москве И.Сталиным предложено было мне по ознакомлению с положением дел в Азербайджане сообщить в ЦК РКП своё мнение, дабы освещение было не односторонне» [5].
По этой причине, названный доклад был адресован лично И.Сталину. Этот доклад был последней надеждой Н.Нариманова вновь вернуться в Азербайджанскую ССР в качестве руководителя Республики, в свою очередь, хорошо продуманная провокация Генсека, стремившись к единоличной власти в стране.
Доклад, в зависимости от сложившейся ситуации вокруг него, был составлен в трёх вариантах. В первом варианте доклада, представленном в ЦК РКП(б) летом 1923 года, где нет точной даты его написания и в основном, речь идёт о захвате власти в республике «левой» группой. Н.Нариманов в том же докладе сообщает, что данный документ был составлен через 8 месяцев после отправлении телеграммы в ЦК РКП(б) в июне 1922 года: «... со дня подачи этой телеграммы прошло 8 месяцев ...» [6].
Из этого можно сделать вывод, о том, что первый вариант указанного доклада был составлен, приблизительно в феврале – марте 1923 года. Несомненно, Н.Нариманов очень хотел, что этот документ оказался в ЦК накануне XII съезда партии, где предстояло обсуждение национального вопроса. Но, вопреки ожиданиям Н.Нариманова, данный документ оказался в ЦК после съезда, летом 1923 года. Видимо, И.Сталин не был заинтересован в том, что доклад Н.Нариманова появился в ЦК накануне XII партийного съезда.
Тем временем, Генсек всегда держал в центре внимания этот документ и дал поручение Восточному отделу Главного Политического Управления (ВО ГПУ) провести по нему тщательного расследования. Неслучайно, что первый вариант доклада Н.Нариманова был приобщён к материалам, собранным в результате широкомасштабной операции ВО ГПУ «По делу Султангалиева», проведённой по кодовым названием «2-й парламент». 10 июля 1923 года на совместном заседании комиссии РКП(б) и партийного руководства Азербайджанской ССР председатель ЦКК РКП(б) Я.Ярос¬лавский говорил следующее: «... доклад этот попал в ЦК от других источников, что он был найден в материалах Султана Галиева, о деятельности которого вы, наверное, осведомлены и в ближайшее время это появится в известиях Центрального Комитета ...» [7].
Из этого высказывания представителя Центра становится ясно, что почему первый вариант указанного доклада Н.Нариманова, написанный ещё накануне XII съезда, оказался в ЦК только летом 1923 года.
Тем временем, Республиканское руководство, действующее по указанию Сталина не позволил Н.Нариманову стать делегатом XII партийного съезда от Азербайджанской ССР. По этому поводу Н.Нариманов писал: «На XII съезд я не был избран от Азербайджана и только по постановлению Политбюро имел совещательный голос ...» [8].
На съезде по национальному вопросу с докладом выступил один из основных противников Н.Нариманова – Рухулла Ахундов. Как представитель делегации Азербайджанской ССР на XII съезде Р.Ахундов подверг резкой критике местный национализм и тем самым, как заранее было намечено И.Сталиным, он нанёс сокрушительный удар по наримановцам.
На IV совещании ЦК РКП(б) между Н.Наримановым, О.Орджоникидзе, Р.Ахундовым, М.Д.Гусейновым и С.Кировым была проведена очная ставка – судебно-следственная процедура, тем самым вышеуказанное совещание, превратилось в судебный процесс над руководителем «национал-коммунизма» Азербайджана.
По указанию И.Сталина, наряду с ВО ГПУ, расследованием упомянутого доклада Н.Нариманова занимался «партийный суд» ЦКК РКП(б). В июле
1923 года в Баку приехала вышеупомянутая комиссия РКП(б) в составе Г.Петровского (председатель ЦИК Украины), председателя ЦКК РКП(б) Я.Ярославского и члена той же организации М.Шкирятова, которая должна была организовать
«обсуждения» доклада главного азербайджанского большевика «на месте». С первых дней «обсуждений» доклада Н.Нариманова стало ясно, что расследование данного документа не носит локальный характер, а скорее всего, является составной частью общесоюзного политического мероприятия по ускорению «национал-уклонизма» раз и навсегда. Вместо объективного изучения и расследования вопросов, выдвинутых Н.Наримановым в своём докладе, комиссия выполняла политический заказ Генсека, во что бы то не стало, «разоблачить» лидера азербайджанских национал-коммунистов. Как например, один из членов комиссии М.Шкирятов выступая перед коммунистами текстильной фабрики имени Ленина говорил следующее: «... у нас сейчас вопрос приблизительно ясен. Наши убеждения, которые мы имели до того, чем приехать сюда к вам, подтвердились ...» [9].
Подобные «убеждения» господствовали и на других встречах членов комиссии РКП(б) с рабочими Бакинского промышленного района.
Итак, заранее взявшая антинаримановский курс, комиссия РКП(б) не была заинтересована в объективном расследовании основных положений доклада Н.Нариманова и всемерно стремилась облить их политической грязью.
Во время «дискуссий» вокруг упомянутого доклада оппоненты Н.Нариманова осуждали и обвиняли последнего не только из за его выступлений против группы руководящих работников республики, да и против Коммунистической партии в целом. Это был излюбленный способ И.Сталина, при помощи которого он уничтожал своих политических противников, обвинял и судил их от имени партии. Одним из первых жертв этой политической спекуляции И.Сталина был Н.Нариманова.
Как ожидалось, резолюция заседания Бюро Общебакинских первич-ных партийных организаций была полностью антинаримановской: его доклад был оценён как «антипартийный акт», «антимарксистский документ» и «обращение ярого националиста» [10].
Таким образом, обсуждение и разбор доклада Н.Нариманова летом 1923 года комиссией ЦК РКП(б) завершились полной победой противников наримановцев.
Желавший выяснить причины подобного обращения с докладом, составленным по инициативе самого И.Сталина, Н.Нариманов обратился к Генсеку, но ответ последнего был лаконичен: «Не нужно было в докладе касаться личностей» [11].
Хотя и после этих неблагоприятных политических процессов, Н.Нариманов, до своей кончины в марте 1925 года официально занимал пост одного из четырёх председателей ЦИК СССР, на самом деле, с лета 1923 года он, практически, был отстранён от активной политической деятельности.
Так произошёл закат политической эры Наримана Нариманова, прославленного в партийных кругах и народе как «Лениным Востока».

Литература:

1. АПДУД Президента Азербайджанской Республики: ф. 609, оп. 1, д. 15, л. 1.
2. О так называемом «национал-уклонизме» // Известия ЦК КПСС, 1990, №9, с. 77.
3. АПДУД Президента Азербайджанской Республики: ф. 2, оп. 2, д. 3, л. 1.
4. АПДУД Президента Азербайджанской Республики: ф. 609, оп. 1, д. 119, л. 58.
5. АПДУД Президента Азербайджанской Республики: ф. 609, оп. 1, д. 119, л. 57.
6. АПДУД Президента Азербайджанской Республики: ф. 609, оп. 1, д. 119, л. 59.
7. АПДУД Президента Азербайджанской Республики: ф. 609, оп. 1, д. 117, л. 1.
8. АПДУД Президента Азербайджанской Республики: ф. 609, оп. 1, д. 119, л. 21.
9. АПДУД Президента Азербайджанской Республики: ф. 609, оп. 1, д. 117, л. 11.
10. АПДУД Президента Азербайджанской Республики: ф. 609, оп. 1, д. 117, л. 23.
11. АПДУД Президента Азербайджанской Республики: ф. 609, оп. 1, д. 119, л. 69.

Аслан Халилов
Институт Истории им. А.А.Бакиханова
НАН Азербайджана, кандидат исторических наук (Азербайджанская Республика)

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента