АНАЛИТИКА

Армяне как любимцы Османской империи

26.06.17 15:45


Когда армянские политики и историки говорят о положении армян в Османской империи, то почему-то они сперва делают акцент на «неравноправии» армян как христианских подданных империи, которое если и имело место, то лишь в первые века существования империи и к 19-столетию было фактически изжито. А затем сразу из средневековья «переносятся» во времена близкие к 1915 году.

Но при этом армянские историки не любят вспоминать о ключевой для Османской империи в 19 веке периоде – эпохе Танзимата. И о положении турецких армян в эпоху Танзимата вообще ничего не пишется и не сообщается.

Это все равно, если говорить, например, о Германии и «вычеркнуть» из немецкой истории весь 19 век. Но никто из современных историков не «переносится» от достаточно мрачных времен средневековья со сжиганием на кострах людей и жуткими религиозными войнами – сразу в 30-40 года 20-го столетия, во времена Гитлера, чтобы показать «зверскую сущность» немецкого государства. В отношении Германии подобной тенденциозности никто не проявляет, наоборот вспоминают времена немецких гуманистов, времена расцвета немецкой культуры в 19-м столетии и т.д. И другие европейские страны историки тоже стараются изучать объективно.

А с Турецким государством такой «фокус» с «перескакиванием» целой эпохи проделывают регулярно. Особенно армянские «историки». Сперва вспоминают средневековье (причем исключительно негатив, который все равно не идет ни в какое сравнение с европейскими ужасами того же времени), а затем «сразу» 1915 год, забывая о временах Танзимата, когда в деле прав человека Османская империя была впереди большинства стран Запада.

Танзимат (в переводе — «упорядочение», «уложение») — название модернизационных реформ в Османском султанате проводившихся с 1839 до 1876 года, когда была принята первая османская конституция. Основные принципы реформ были изложены в Гюльханейском хатт-и-шерифе (высочайшем указе), изданном султаном Абдул-Меджидом 3 ноября 1839 года при вступлении на престол.

Гюльханейский хатт-и-шериф провозглашал три основные цели преобразований: обеспечение безопасности жизни, чести и имущества для всех подданных империи вне зависимости от религиозной принадлежности; правильное распределение и взимание налогов; упорядочение рекрутского набора и сокращение срока военной службы. Сам султан принёс присягу на верность хатт-и-шерифу.

Хотя специальный религиозный эдикт, который провозглашал полное равенство в правах мусульман и немусульман был принят в 1856 г., еще в 1839 г. было фактически провозглашено равенство прав всех подданных Османской империи вне зависимости от вероисповедания, национального или расового положения или сословного происхождения.

На тот момент таких прогрессивных государств, с точки зрения прав человека как Османская империя в мире было немного. Напомним, что в 1839 г. в США было рабство негров, а в Российской империи крепостное право. И в 1856 г. в США еще было рабство, а в Российской империи – крепостное право. Более того, после отмены рабства в США был и Кук-клус-клан и таблички «только для белых». Но уже в 21-веке негр, или афроамериканец Барак Обама стал президентом США.

Неужели «историки» полагают что, будучи еще в 19-м веке более гуманной, чем США и Россия, к 2017 г. Османская империя бы не изменилась в лучшую сторону еще больше – если бы сохранилась?

Фактически Гюльханейский хатт-и-шериф юридически делал армян полностью равноправными подданными империи. Более того, учитывая то, что торговля, финансы и коммерция и так до этого были в руках христианских подданных империи – армяне в одночасье стали привилегированной прослойкой огромной державы.

Дело в том, что к 1839 г. султанское правительство перестало доверять главному «конкурирующему» с армянами этносу империи – грекам по причине того, что с помощью европейских держав греки организовали на землях империи на юге балканского полуострова свое «независимое» государство с этническими чистками турецкого и мусульманского населения.

Поэтому все симпатии и благосклонность, которые традиционно султаны питали к христианским подданным, перешли почти исключительно на армян, которых стали считать более верными и надежными подданными, чем греки. Армяне начали занимать ключевые посты во многих государственных учреждениях. Причем, совсем не скрывая своего армянского происхождения. А в экономике доминирование армян стало абсолютным. К концу 19-го столетия до 80% промышленности и торговли в Османской империи было в руках армян.

Так что если бы Османская империя сохранилась до нашего времени, никакой национальной или религиозной дискриминации там бы не было и в помине. А деловую элиту этой империи составляли бы армяне, которые неплохо бы богатели на той же нефти Ирака, Ливии и южного побережья Персидского залива (исторически - тоже части Османской империи).

Но и это еще не все! Во времена Танзимата Османская империя взяла курс на европеизацию. А самым «европеизированной» прослойкой населения империи считались армяне. Т.е. доминирование армян в деловой и политической сфере Османской империи становилось фактически неизбежным.

Что нужно было делать армянам для того, чтобы стать элитой огромной и перспективной империи? Вообще ничего!

Нужно было жить, работать, быть верными государству. Не нужно было предавать свою страну устраивать против нее террор и уничтожать неармянское население в местах компактного проживания армян. И сейчас бы – если Османская империя бы сохранилась – она была бы многонациональным государством с турецко-армянской элитой.

К сожалению, армяне в конце 19-го столетия заразились национализмом, начали разрушительную деятельность против Османской империи, которая все 19-е столетие делала им только добро и в итоге сами же уничтожили колоссальные перспективы и возможности для своего этноса.


KavkazPlus

Прочитано : 17425


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента