ОБЩЕСТВО

Мы и наши горы (взгляд с другой стороны) - ЧАСТЬ 4

20.07.17 22:15


* * *
- Сынок, плохо дело! Люди Вовы ходят по селу, спрашивают про детей! Это надо же, как они ему нужны, если он свою войну оставил из-за них! – задыхаясь, кричал Рачик. - Тебя с ними не только я видел, еще Карина видела, жена милиционера. Она у моей старухи спрашивала, не завел ли ты вторую семью. Бежать надо, сынок, бежать!
Ашот готовился к этому моменту, но когда он настал, растерялся.

- Что делать?!

- Отпусти их через заднюю калитку, пусть бегут в лес! Может, бог их снова пожалеет и спасет!
Ашот замотал головой. Как же так - отпустить... Одних? В горы? К шакалам и людям, которые не лучше шакалов? Да, уйти через калитку в заборе позади дома - это мысль. Она вела в проулок, уходящий за село, к реке. Сюда забредали из леса волки и шакалы, поэтому сельчане старались тут не ходить. Правда, дверь эта не открывалась уже много лет и заржавела и заросла ежевикой с внешней стороны. Но проскользнуть оттуда, наверное, можно было. Только вот как оставить детей одних?!

- Они такие маленькие! Они погибнут одни! - простонал он.

- Ну, так беги с ними, черт тебя побери! - Рачик схватил его за одежду и поволок к выходу, вручив по пути какую-то сумку. - Это моя старуха собрала, дня на три вам хватит. Поторопись, дурак ты такой, не теряй времени!
Железная дверца поддалась не сразу, но ему все же удалось ее оттянуть. Он внимательно изучил улицу через заросли кустарника, потом пригнул колючие ветки лопатой к земле. Можно было выходить. Когда он уже собрался высунуться наружу, услышал, как в ворота дома громко постучали.

- Эй, хозяин, ты дома? - послышался голос, от которого у Ашота похолодели внутренности.

Решение пришло сразу.

– Дядя Рачик, твоего сына убили азербайджанцы, никто не заподозрит, что ты можешь прятать их детей. Я хочу, чтобы ты спрятал их, а потом отправил как-нибудь в Россию к моим. Я не знаю, как ты это сделаешь, но я тебя очень прошу.

- Нет, ни за что! – принялся протестовать сосед. – Я тебе не позволю! Ишь что задумал! Тоже мне, герой какой, за турок этих умереть собрался?! Да я сам их отдам Вове! Вот увидишь, отдам и глазом не моргну!
Ашот не обратил на его протесты внимания. Он громко и недовольно крикнул, так, чтобы было слышно за воротами:

- Кто там? Серго, ты что ли? Не ломай двери, сейчас иду! - И наклонился к мальчику: - Мустафа, вы сейчас пойдете с этим дедушкой и спрячетесь у него дома. Это хороший дедушка, можете его не бояться.

- А ты? – спросил Мустафа.

- Я потом приду, после работы.
Мальчик порывисто прижался к нему, девочка, глядя на брата, тоже обхватила руками его ногу - от этого человека исходило тепло, которого больше не было для нее нигде в этом страшном мире.
Старый сосед, глядя на это, прекратил шуметь и только вздохнул:

- Что же мы наделали, что же мы натворили. Гореть нам в аду за то, что мы сделали. Гореть…

В ворота продолжали настойчиво стучать.

Ашот расправил ветви колючей ежевики, плотно прикрыл калитку. Нарочито медленно он подошел к воротам, ворча и ругаясь, долго отодвигал задвижки.

Ворота распахнулись.

- Гостей принимаешь? – спросил командир Вова и мрачно улыбнулся.

* * *

Ашот сидел напротив грозного командира, сгорбившись и боясь поднять глаза. Он изо всех сил старался не дрожать, а Вова упивался его страхом и ухмылялся, похлопывая ладонью по лежащему на столе автомату.

- Я вижу, совсем ты опустился, Ашот-джан. Не дом, а помойка, - сказал Вова.

Ашот промолчал.

- Как твоя голубоглазая жена сбежала, ты человеком быть перестал, - продолжил командир и подмигнул. – А женушка твоя, наверно, весело сейчас живет в своей России? Такая женщина не будет скучать. Перед другими ноги раздвигает, а ты… Эх ты.

Ашот снова промолчал, но невольно бросил взгляд на покоящийся на потертой клеенке автомат. Вова уловил этот его порыв и презрительно усмехнулся.

- Что же ты не спрашиваешь, зачем я пришел? Догадываешься?

- Ну… - Ашот все так же глядел в пол, - я понимаю. Но какой из меня солдат, я больной, у меня сердце больное. Все про это знают. Спроси у кого хочешь. Я не смогу воевать.

- Что?! – Вова скривился. – Воевать?! На него посмотрите, на этого воина. Да зачем ты мне нужен на войне, тряпка. Ты думаешь, я из-за этого пришел? Где заложники?!

- Какие заложники?

- Уффф… Я знаю, что эти ублюдки у тебя. Где их прячешь?

- О чем ты говоришь?

- Я не сомневался, что ты трус. Но ты еще и предатель. Даже не знаю, как тебя наказать. Что не сделаешь, будет мало. Азеры убивают твоих братьев, а ты... Ты думаешь, наши враги стали бы спасать армянских детей? Азеры нашим детям головы отрезают, кишки выпускают.

Вова покрутил шеей и оглянулся на топчущихся у дверей автоматчиков.

- Их нигде нет, командир, - сообщили те.

- Ладно, признаюсь, - произнес Ашот после долгой паузы. Молчать дальше было бы глупо. – Я ходил ночью на пост за консервами. В селе говорят, твой отряд хорошо снабжают, и я... Гм-гм. По дороге увидел этих детей. Сбежали, наверное. И я их забрал - жалко стало.

- Хорошо. Допустим, что так. Где они?

- Не знаю. Я отвел их в горы и...

Ашот не успел понять, как оказался на полу. Левая половина черепа онемела, в ухе стоял невыносимый звон. Под щекой было мокро. Обожгло поясницу, потом еще раз, затем воткнули бревно в живот и опустили в кипяток внутренности.

Потом снова посадили на стул перед командиром.

- Вспомнил? – поинтересовался Вова.

Ашот пожал плечами. Кружилась голова. Но страх немного отступил, его место начала заполнять злость. Самое страшное обычно – это первый удар, а потом все уже воспринимается как-то по-другому. Ашот хорошо помнил это еще со времен службы в армии. Первые месяцы его били, и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы сослуживцы-азербайджанцы не взяли его под свою защиту. В части было много ребят из Армении, но на него, карабахца, они смотрели как на чужака и не принимали в свой круг. Он был для них шуртваци, то есть «перевертыш», не настоящий армянин, предатель, посмевший мирно жить рядом с турками. Зато азербайджанцы, узнав, что он карабахский, сразу признали в нем земляка, и оставшаяся часть срока службы прошла для него сравнительно спокойно.

Командир явно терял терпение. Рука, лежащая на автомате, уже не поглаживала, а сжимала его со всей силой.

– Послушай, я тоже люблю детей. Никто не сделает им ничего плохого. Наоборот, мы нашли их родственников и хотим детей им передать.

- Продать, - уточнил Ашот и промокнул рукавом окровавленный подбородок.

- Ну и что? Зато они попадут в родные руки и спасутся. Ты не хочешь этого? Ты хочешь, чтобы они тут остались и погибли? Не у каждого заложника удается найти родных. А у этих детей дядя нашелся. Почему бы не сделать доброе дело? У него магазин в Кюрдамире. Заплатит как миленький, если любит племянников. Магазин продаст или дом. Заплатит, никуда не денется. А если не сможет заплатить, отработает по-другому. Не он первый, не он последний. Один ради матери для нас такое сделал… Жаль, старушка не дожила – померла, пока задание выполнял. – Вова вздохнул. – Но, думаю, до этого не дойдет. У дяди, говорят, и чайхана есть.

- Кто говорит? Алекпер? – вырвалось у Ашота.

Он сразу пожалел об этом, но было поздно.

Вова изменился в лице.

- Не понимаю, зачем тебе это нужно? Может, в долю хочешь войти? Так и скажи, договоримся. Аааа, наверно, по сынку соскучился, поэтому к детишкам потянуло. Да?
Ашот насторожился.

- Могу устроить тебе встречу с сыном. Наши люди в России за три дня его сюда доставят. По частям.
Просачивающаяся сквозь барьеры страха злость мгновенно заполнила все пространство, и Ашот бросился всем телом на командира. Он повалил го прямо со стулом, придавил к полу и вцепился обеими руками в горло. Эта полоска серой потной кожи была сейчас самым главным, что интересовало Ашота. Его не беспокоили посыпавшиеся на спину и голову удары, он сжимал шею Вовы изо всех сил, и ничто не могло бы заставить его разжать пальцы...


Продолжение следует

Лейла Тан

Прочитано : 586


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента