ОБЩЕСТВО

Как Берия запретил в Грузии менять негрузинские фамилии на грузинские

25.07.17 17:50


Во времена так называемой перестройки из Тбилиси в Москву вывезли уникальные архивы, которые могли прояснить очень много тайных эпизодов коммунистической истории. Среди них были т.н. «Дневник комиссара», где речь шла о Лаврентие Берия. Историк Иван Маринов пишет:

«Для пояснения, должен сказать, что «Дневники комиссара» принадлежит комиссару безопасности первого ранга - Михако Папашвили. Папашвили являлся одним из референтов Берия и работал с ним еще с 1926 года. Он даже навещал его в Москве и стал жертвой репрессий после убийства своего шефа. Он пробыл в тюрьме целых семь лет, вернулся в Грузию и скончался в 1963 году. Его записи или дневники забрали члены КГБ и поместили в тайный архив. А в декабре 1989 года выслали в Москву наряду с другими тайными материалами. В 2014 году руководство Москвы сняло гриф «тайны» с данных документов, включая дневник Папашвили. В дневнике оказалось много интересного о Берии, которого мы не знали до сих пор.

Из записей дневника становиться ясно, что в 1933 году первый секретарь ЦК Грузии Лаврентий Берия запретил менять негрузинские фамилии на грузинские. Это был словесный указ, ибо закон не запрещал таких изменений. Но слова Лаврентия Павловича к тому времени уже были равносильны закону и никто не мог идти им наперекор. А те, кто пытался перечить, обязательно был наказан. Михако Папашвили пишет: «Несмотря на строгость и неприступность, Лаврентий Берия внушал огромное доверие. Вернее, он доверял всем из своего окружения, ибо он прекрасно разбирался в людях. Он доверял и мне и часто давал тайные указания в моем присутствии… В третьей декаде февраля, до наступления 25 февраля, который Берия не очень то любил из за неприятных воспоминаний, связанных с этим днем, он мне заявил:

«Михако, напиши мне обращение, с которым я должен предстать ко дню вступления Грузии в Союзы. Сделай так, чтобы речи хватило на 10 минут. Не надо много похвальных слов и сделай акцент на успешную деятельность рядовых сотрудников за все эти одиннадцать лет советской деятельности…»

Под словами «не надо много похвальных слов», Берия имел в виду «геройское вхождение» Красной армии в Тбилиси, то есть не нужно было много говорить об этих моментах...

Это интересный факт и из записей Папашвили очевидно, что Берия не любил отмечать день кровопролития в Тбилиси и считал всех грузин, которые сопротивлялись входу Красной армии с оружием в руках патриотами и героями. Между прочим, место имело и такой факт, о котором писала в своем дневнике Зинаида Орджоникидзе, супруга Серго Орджоникидзе. Как известно, в семье Орджоникидзе до смерти ненавидели Берия и не упускали момента сравнить его имя с землей.

Зинаида Орджоникидзе, которая скончалась в 1960 году, спустя семь лет после коварного убийства Берия, в возрасте 66 лет, писала: «То, что Берия был подлым антисоюзником, мы с Серго знали еще с 1933 года. 25 февраля состоялся торжественный вечер, посвященный вступлению Грузии в Союзы, и мы с Серго присутствовали на этом торжестве. Мы приехали специально из Москвы. Серго внес огромный вклад в процесс вступления Грузии в Союзы и «захвата» Тбилиси – он владел единственным орденом, чем был горд. Именно этот орден и висел на груди моего мужа на том торжественном вечере от 25 февраля 1933 года. После скучного, неторжественного концерта в столовой театра накрыли торжественный стол. Берия там присутствовал всего двадцать минут, он не поднимал тост за Красную армию, то есть произнес этот тост немного по своему и добавил – за 25 февраля, за всех героев этого дня!... К его словам трудно было придираться. Позднее, когда я и Серо возвращались домой, мой муж сказал: «Зинаида, мне показалось, что Берия поднял тост за грузинских юнкеров и их соратников, вместо Красной армии, то есть он выпил за наших врагов»... По возвращению в Москву, Серго даже Сталину сказал, «В лице Берия Вы приручили змею». Но Сталин не обратил на это внимания... Парадоксально, нет? Что в 1933 году, Берия поднимал тосты за грузинских юнкеров по поводу их героической гибели. Но все косвенные улики указывают на это, и Михако Папашвили не раз отмечал в своих записях – 25 февраля Берия всегда был не в настроении.

Берию сложно обвинять в антисоветской деятельности, на подобии банды Хрущева, ибо все его действия служили лишь укреплению Советского Союза. Хотя Берия был патриотом своей страны и это тоже бесспорно. Михако Папашвили пишет: «В начале марта 1933 года, Лаврентий Берия вызвал к себе заведующего «ЗАГС»а (служба регистрации рождения и брака) Павла Гедеванишвили и в моем присутствии сказал ему следующее:

«- Павел Иванович, то, что я вам сейчас поручу, должно остаться в тайне между нами и не выходить за эти стены. К тому же, вы должны все выполнить предельно точно и добросовестно.

- Слушаю вас, Лаврентий Павлович, приказывайте, – сказал Гедеванишвили, который был крепкого телосложения, с длинными закрученными вверх усами, которые очень подходили ему.

- С завтрашнего дня мы должны максимально ограничить процесс грузинизации негрузинских лиц, ибо в этом плане у нас катастрофа, у меня есть точные данные на этот счет, – обратился Берия к Гедеванишвили, который кивнул головой и ответил ему:

- Да, это так. За последний месяц к нам поступило около шести тысяч заявлений, и они ждут своей очереди. Все хотят стать грузинами. А на самом деле, они тем самым хотят сделать себе карьеру.

- Знаю и все те, кто изменил свою национальность, является потенциальным предателем, проникшим субъектом и мы должны активно противоборствовать против них.»

В итоге, Берия и Гедеванишвили решили, что в бюро ЗАГСа за процессом изменения фамилий будет вести наблюдение чекист в мундире, который бы задавал определенные вопросы всем желающим изменить фамилию и попытался бы повлиять на них психологически. Такой метод оправдал себя и в 1933-1938 годах желающих поменять национальность в Грузии почти не осталось...

Внимания требует и тот факт, что к концу 1933 года, Лаврентий Берия руководил процессом всеобщей переписи населения Грузии – в стране с населением в 5 миллион 220 тысяч проживали лишь 3 миллиона грузин. После этого, Берия начал тайком ограничивать (за исключением русских) другие национальности. Зато, грузинам предоставлялись привилегии (тоже тайком). В результате к 1938 году в Грузии число грузин возросло от 3 миллионов к 4, 2 миллионами и они обосновались на незаселенных до тех пор территориях. Все это осуществлялось тайком, по словесному указу Берия и обходя официальный закон стороной и что самое главное, без прямых, кровопролитных репрессий.



Источник: www.tbiliselebi.ge

Прочитано : 24922


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента