АНАЛИТИКА

Эчмиадзин как религиозно-террористический центр «со стажем»

28.08.17 18:40


Недавно мировые СМИ опубликовали как «сенсацию» то, что в результате взрыва лаборатории террористов в Альканаре (Каталония, Испания) погиб некто Абдельбаки эс-Сати, который подозревается как организатор серии громких терактов в Испании и «по совместительству» является имамом мечети в городе Риполе.

Действительно участие религиозного служителя в организации террористической деятельности – если оно подтвердится – казалось бы, случай беспрецедентный. Однако нет сомнения, если даже вина Абдельбаки эс-Сати в причастности к терроризму подтвердится, то можно не сомневаться, что ни один мусульманский религиозный лидер не одобрит подобную деятельность.

Между тем история человечества знает одну религиозную организацию, которая не только прославляет и поощряет терроризм, но была неоднократно уличена в подготовке терактов и террористов и сами священнослужители этой структуры подстрекали прихожан на участие в массовых вооруженных беспорядках и даже терактах. Речь идет о так называемой Армянской апостольской церкви (ААЦ) с центром в Эчмиадзине, которая очень далеко отошла от христианства и фактически с конца 19-го столетия стала экстремистской националистической организацией.

В начале 20-го столетия во многих армянских церквях и приходах по всему Кавказу были обнаружены тайники оружия, боеприпасов, нелегальные типографии. Российское правительство поняло, что так называемые «стихийные» революционные волнения на Кавказе управляются из-за рубежа и осуществляются не только через армянские террористические организации, главным образом через «Дашнакцутюн», но и через армянскую церковь с центром в Эчмиадзине.

Деструктивную деятельность армянской церкви тогда решено было пресечь. В итоге правительством Николая ІІ 12 июня 1903 был принят закон о конфискации имущества армянской церкви. Согласно данному закону, все недвижимое имущество (включая доходные земли) и капитал, принадлежавшие армянской церкви и духовным учреждениям, переходили в ведение государства. Из доходов от конфискованного имущества и денежных средств выделялась доля их владельцу — армянским духовным учреждениям.

Значительная часть дохода предназначалась открываемым государственным школам на месте рассадников армянского национализма, находившихся до того времени в ведение Эчмиадзина церковно-приходских школ.

На этот закон армянская церковь и армянские террористические организации отреагировали массовым террором и, по сути, попытками вооруженного мятежа. В Елизаветполе, Тифлисе, Баку, Шуше, Карсе, Камарлу, армянское духовенство и террористы из организаций «Гнчак» и «Дашнакцутюн» спровоцировали вооруженные столкновения армянских боевиков с полицией и войсками. Эчмиадзин во главе с католикосом Мкртичем I Ванеци (Хримяном) призвал армянские епархии не выполнять закон. Активное участие в антиправительственных акциях приняли участие армянские национальные террористические организации «Дашнакцутюн» и «Гнчак».

14 октября 1903 г. террористы из организации «Гнчак» по наущению Эчмиадзина совершили покушение на главноначальствующего гражданской части Кавказа, командующего Кавказским военный округом Григория Сергеевича Голицына — одного из инициаторов принятия закона о конфискации имущества армянской церкви. Получивший кинжальные удары в голову, Григорий Голицын вскоре скончался. Террористические акты были совершены и против других царских чиновников.

К сожалению перед лицом сложной международной обстановки (русско–японская война) и революционных событий в стране царское правительство вместо того чтобы последовательно и решительно бороться с армянским терроризмом «пошло на попятную».

21 августа 1905 Николай II подписал указ о возвращении армянской церкви конфискованного имущества; одновременно разрешалось вновь открыть армянские национальные школы.

Но после этого армянский террор не только не успокоился, но стал еще более кровавым и с особой силой обрушился на мирное азербайджанское население (которое вообще-то, ни как на имущество армянской церкви не претендовало). Особый размах кровавый террор армянских боевиков принял именно в 1905-1906 гг. и вновь здесь ключевую роль в подстрекательстве убийц мирных азербайджанцев играл Эчмиадзин.

Почему то сегодня никто не вспоминает в связи с терактами, которые связывают с теми или иными религиозными деятелями то, что «первопроходцами» в деле участия религиозной организации в терроризме были именно армяне.

Азербайджанский политолог Фуад Ахундов комментируя гибель имама мечети подозреваемого в организации терактов напомнил, что в Азербайджане точно также в конце 1980-х годов подорвался священнослужитель на этот раз Армянской церкви. При этом если о случае с имамом мечети в Испании знает весь мир, то о случае с армянским священнослужителем никто не знал даже в СССР.

«Некий Степан Давтян, священнослужитель Армянской церкви, подорвался при попытке взрыва памятника дружбы народов, установленного в Газахском районе. Но если об этом случае были заметки только в республиканских газетах, то про другой «подвиг» Давтяна вообще никто ничего не знал по распоряжению руководителя Азербайджанской ССР Абдурахмана Везирова. Эти интересные подробности мне удалось выяснить, когда я просматривал в штабе МВД сводку происшествий на национальной почве для подготовки книг по армянскому терроризму. Там я натолкнулся на фамилию Степана Давтяна, армянского священнослужителя, задержанного в Баку в конце 1980-х годов с кинжалом и бутылкой зажигательной смеси. И вспомнил, что некий Давтян позднее подорвался в Газахе. В итоге я выяснил, что это один и тот же человек. При запросе в МВД, почему вооруженный священнослужитель, готовящий подрыв, был сразу же выпущен на свободу, выяснилось, что за Давтяна ходатайствовал католикос Вазген II перед Везировым. Этот эпизод был опубликован в книге «Необъявленная война», вышедшей в свет в издательстве «Азербайджан», - сообщил Фуад Ахундов.

Он отметил, что за имама мечети никто просить бы не стал, так как в исламском мире все осуждают терроризм и действия имама, а за Давтяна наоборот, вместо того, чтобы осуждать, попросил его отпустить глава Эчмиадзина.

«Эчмиадзин еще в царской России был замечен в противоправных, антигосударственных и террористических действиях. Большое количество исследователей, включая членов Синода Русской православной церкви, политических деятелей указывали на эти факты. В частности, американский историк Пол Верт писал, что эчмиадзинский католикос использовал предоставленные Россией международные политические рычаги для создания армянского царства. К тому же Эчмиадзин начал умело шантажировать самодержавие в случае, если оно стремилось препятствовать подобным армянским планам. В итоге в 1903 году Эчмиадзин был расформирован, имущество было конфисковано. А Русская православная церковь предала ее анафеме. То есть в начале XX века армянская церковь была сторонником антигосударственных действий и терроризма, а царская власть, понимая опасность таких действий, запретила ее. Однако эти запоздалые действия не остановили развала российской империи. А уже в конце 1980-х годов действия Михаила Горбачева, не увидевшего эту опасность, ускорили развал уже советской империи», - отметил Фуад Ахундов.

К сожалению, Эчмиадзин и сейчас «не успокоился». Не исключено что он может в любой момент прибегнут к силовым и террористическим методам для достижения своих целей. В частности опасность нависла над Грузией, где Эчмиадзин выдвинул абсолютно незаконные и необоснованные официальные претензии на 442 грузинские церкви. Учитывая то, какими методами армянские церковники «боролись за церковное имущество» в 1903-1905 гг., грузинскому государству и Грузинской Православной церкви нужно быть особо бдительными.


KavkazPlus

Прочитано : 3403


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента