АНАЛИТИКА

Кто убил сына Зейналабдина Тагиева и генерала Талышханова?

19.12.17 16:00


Продолжаем серию публикаций, посвященных истории талышского народа

Героическое сопротивление Талышского ханства русским войскам имело определенные последствия для этого края. Российское правительство, стараясь в дальнейшем удержать эти земли и помня о героизме местного населения, не рисковало заселять эти приграничные территории армянами, от которых, как известно, в случае военной опасности толку мало. Тем более что сами армяне не особенно стремились селиться в малярийных местностях у подножия Талышских гор, предпочитая переселяться (из Турции и Ирана) на азербайджанские земли Карабаха, Эривани, Ширвана, и на грузинские земли. А в талышском крае русское правительство старалось селить русских, как казаков, так и сектантов-молокан, и в дальнейшем эти поселения сыграли свою драматичную роль в истории этого региона.

В Российской империи территория бывшего Талышского ханства была образована в Ленкоранский уезд в составе Бакинской губернии. Переселение молокан, как и иных сектантов, на Южный Кавказ преследовало двоякую цель: удаление из центральных губерний России инакомыслящих и внедрение русской культуры в присоединенных кавказских землях. Интересно, что одновременно среди сектантов, в том числе и молокан вдруг происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними слухами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году и они охотно переселяются на Южный Кавказ. Возможно эти слухи распространяли сами же российские власти, чтобы стимулировать переселение молокан и староверов на Южный Кавказ.



Уже к 50-м годам XIX века, согласно переписи 1857 года, на территории Ленкоранского уезда в созданных русских деревнях Вель, Ольховка, Астраханка, Новогольск, Привольное, Пришиб, Православное, Николаевка, Андреевка проживало 5534 человек. В дальнейшем численность русского населения на землях талышского ханства только возрастала: «В Ленкоранском уезде почти 120 тысяч жителей. Из них 10 тыс. чел. – русские. Кроме Ленкорани, Астары, и ст. Вель, расположившейся к югу от Ленкорани, все русские села раскинулась в степи, на северной части низменности. Как известно, Талышинское ханство перешло к России в 1813 году, а спустя 25 лет началось заселение удобных мест русскими сектантами. Акклиматизировались они превосходно и почти не страдает от малярии, благодаря хорошим условиям жизни» (На самом юге Кавказе //Естествознание и География// Москва, 1903, ноябрь, № 9-10).

К сожалению, заселение Ленкорани и Муганской степи молоканами и другими русскими поселенцами в дальнейшем создало предпосылки для возникновения конфликтов. Во многом искусственно провоцируемая армянскими эмиссарами неприязнь русских и особенно молокан к мусульманскому населению сыграет свою трагическую роль в годы после революции особенно в 1919 году, когда образованная армянами, казаками и молоканами так называемая «Муганская советская республика» развернет настоящий геноцид азербайджанского и талышского населения.

По данным переписи 1897 года в Ленкоранском уезде проживало 131,0 тыс. чел. В том числе азербайджанцы (в переписи указаны как «татары») — 64,7 %, талыши — 26,7 %; русские — 7,2 %. При этом среди русского населения численно абсолютно преобладали сектанты по данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона среди жителей Ленкоранского уезда православных насчитывалось 0,6%, сектантов (молокане, старообрядцы, баптисты, субботники, прыгуны) — 6,4%, мусульман-шиитов — 89,9% и мусульман-суннитов — 2,7%.

Тот факт, что среди русского сектантского населения большевицкая революционная пропаганда имела намного больший успех, чем среди православных русских, сыграло свою трагическую роль в истории Талыша. После падения царизма в 1917 году и прихода к власти большевиков началась кровавая борьба за сохранение территории Российской империи.

После революционных событий 1917 года в России и прихода к власти большевиков, к началу 1918 г. русская Кавказская армия полностью разложилась и начала покидать кавказский фронт Первой мировой войны на территории Османской Турции и Кавказа. Кавказская армия уже не могла прикрывать армянские террористические отряды, которые на турецких территориях осуществляли зверства над мусульманским населением – тюрками, курдами, лазами, аджарцами и другими. Понимая, что расплата за преступления неизбежна – дашнакские банды начали спешно покидать оккупированные турецкие территории еще до начала наступления турецких войск в марте 1918 г. Однако после начала наступления турецкой армии – бегство армян с запада на восток Южного Кавказа приобрело лавинный характер.

Поток озлобленных террористов из вооруженных отрядов «Дашнакцутюн» и тысячами армянских солдат, бежавших с фронта, обрушился на мирное, безоружное мусульманское население губерний Южного Кавказа, которое в кратчайший срок было изгнано с исконных земель. Так, еще до марта 1918 г. только в Эриванской губернии 199 азербайджанских селений были разорены армянами, население сел подверглось резне и полному изгнанию.

В Елизаветопольской и Бакинской губерниях также осуществлялся геноцид и изгнание, дикий террор и произвол над беззащитными азербайджанцами. При этом особо тяжелая ситуация сложилась на талышских землях, в Ленкоранском уезде Бакинской губернии. Талышскому населению буквально некуда было деваться: Муганскую степь контролировали враждебно настроенные по отношению к мусульманам вооруженные отряды русских пограничников и армянские банды дашнаков. К югу от Ленкорани – на севере Ирана находились остатки разложившейся русской армии, тоже включавшей в себя массу армянских боевиков, которые также бесконтрольно переходили через границу и скапливались в Ленкорани. Таким образом, в Ленкорани встретились два потока армянских террористов – с запада с оккупированных ранее русской армией турецких земель и с юга, с Ирана. И весь свой страх, и ненависть к мусульманам эти банды начали вымещать на безоружных талышах.

Еще в первые недели после Октябрьской революции 1917 года в Муганской долине на юге Азербайджана и на границе с Ираном разгорелся конфликт между русскими поселенцами и азербайджанским населением, вылившийся в многомесячное истребление. Отряды головорезов состояли из русских пограничников под командованием полковника Ильяшевича. Это была достаточно мощная сила: до 10 тыс. человек при 20 орудиях, 50 пулеметах, нескольких бронемашинах и эскадрилье гидропланов. В нее вливались бежавшие с Кавказского фронта Первой мировой войны отряды русских и армян. Такая вполне боеспособная единица была очень привлекательна для бакинских большевиков. Бакинская коммуна оказали этим «муганцам» немалую помощь оружием, боеприпасами. Бакинская коммуна во главе с Шаумяном весной-летом 1918 года предприняли первые шаги и для продвижения своей власти на юг Азербайджана – в богатую хлеборобную область Мугань и плодородные талышские села.

В этих условиях, по сути, единственной защитой для мирного мусульманского населения стали солдаты и офицеры Татарского (азербайджанского) Конного полка легендарной Дикой дивизии в которой служили и талыши. На основе Конного полка по распоряжению Бакинского Мусульманского национального комитета формировался «костяк» будущих вооруженных сил Азербайджана. И первую очередь нужно отметить роль генерал-майора Халил-бека Талышханова – потомка талышских ханов, который старался поддерживать порядок в Ленкорани. Именно Халил-бек Талышханов сформировал Ленкоранский конный дивизион, который стал серьезной силой в объятом смутой и бесчинствами Ленкоранском уезде.

В таких условиях армянские бандиты и зараженные «большевистской революционной» пропагандой русские дезертиры, а также вооруженные формирования местных русских поселенцев Мугани (в том числе молокан и других сектантов) нападали на мирное талышское население и на защищавших его солдат и офицеров-азербайджанцев из бывшего Татарского полка Дикой Дивизии. Во время одного из столкновений между военнослужащими Ленкораского конного дивизиона и русско-армянскими отрядами в Ленкорани погиб молодой офицер Мамед Тагиев. Он был умышленно убит армянскими бандитами, так как они знали, что Мамед является сыном крупнейшего в Баку нефтепромышленника-азербайджанца, мецената и благотворителя Гаджи Зейналабдина Тагиева.



Его похороны стали для Баку памятным и печальным событием. Тагиев-отец не жалел расходов, чтобы почтить память своего сына. В мусульманских кварталах города воцарился траур, а в сердцах их жителей - гнев и печаль. Для многих Тагиев-сын стал одним из первых героев, погибших при защите Отечества от большевистских и дашнакских захватчиков. Но армянским провокаторам было мало видеть горе Зейналабдина Тагиева и скорбь азербайджанского населения. Им нужно было еще и опорочить память погибшего воина. В Баку пустили ложный слух, что сын З.Тагиева застрелился, играя в «русскую рулетку». Большевики и дашнаки распускали такие слухи в Баку, чтобы скрыть свою роль в убийстве сына Зейналабдина Тагиева и унизить его в глазах общества, как «отца самоубийцы».

Тело Мамеда Тагиева прибыло в Баку для погребения, которое было назначено на 27 марта 1918 года. С телом Мамеда Тагиева на пароходе «Эвелина» из Ленкорани на похороны в Баку приплыли его боевые товарищи - 50 офицеров и солдат сформированного Мусульманским национальным комитетом конного дивизиона.

Этой чести М.Тагиев удостоился потому, что возглавляемый им отряд отличился в боях особым героизмом. Вот, что об одном из боевых эпизодов пишут источники: «Где-то в начале марта 1918 г. в порту Ленкорани татарами под командой Шахтахтинского был разграблен пароход «Милютин» . После этого местная «дикая дивизия» под командованием Тагиева разоружила роту Остен-Сакена» . (Olga M. Morozova. «Mugan Region in 1918–1919» // Russkaya Starina, 2015, Vol. (13), Is. 1, стр. 48)

Еще один интересный эпизод позволяет понять роль Мамеда Тагиева в борьбе с большевицкими и армянскими бандами на Юге Азербайджана: «В 1917 г. Он (Шевкунов) собрал небольшой отряд из жителей русских сел, который формально подчинялся Ильяшевичу. После того, как отряд Тагиева разоружил параллельные роты, Шевкунов уехал в Баку, но в конце марта 1918 г. вернулся назад на пароходе «Александр Жандр»». (АПД УДПАР. Ф. 456. Оп. 18. Д. 33. Л. 136; стр. Olga M. Morozova. «Mugan Region in 1918–1919» // Russkaya Starina, 2015, Vol. (13), Is. 1, 56)

А теперь объясним, как связаны эти персонажи и события с перестрелкой в бакинском порту после похорон Мамеда Тагиева. После похорон 27 марта, эскорт Дикой дивизии, возглавляемый генералом Халил-беком Талышхановым хочет вернуться на боевые посты в Ленкорань. Однако в бакинском порту их остановили дашнакские и большевицкие отряды Степана Шаумяна. Они требовали, чтобы почетный эскорт, состоящий из солдат и офицеров Дикой дивизии сдал свое оружие. Столкновение закончилось перестрелкой в которой погиб генерал Талышханов.

Этот конфликт разгорелся во время погрузки в бакинском порту на пароход «Эвелина» мусульманских частей, отправлявшихся в Ленкорань. По словам очевидца событий Поминова, в тот момент на соседнем причале грузился на судно «Александр Жандр» советский батальон, тоже готовившийся отплыть в Ленкорань. Между ними произошла небольшая перестрелка, а через час, в 6 часов вечера, в городе начался сильный бой… 27–29 марта пароход «Александр Жандр» прибыл в Ленкорань с отрядом Баксовета на борту, установивший в городе многопартийную советскую власть. (АПД УДПАР. Ф. 456. Оп. 2. Д. 172. Л. 166; Olga M. Morozova. «Mugan Region in 1918–1919» // Russkaya Starina, 2015, Vol. (13), Is. 1, стр. 48)

Однозначно в этой провокации и перестрелке есть роль и коменданта Ленкорани офицера Шевкунова, поскольку подчинявшиеся ему отряды головорезов обезоружены и наказаны со стороны Мамеда Тагиева. Отметим, что Шевкунов тогда бежал из Ленкорани в Баку, чтобы пополнить свои ряды солдатами и оружием. Именно в эти дни привозят тело Мамеда Тагиева, погибшего в перестрелке в Ленкорани и после похорон в Баку, почетный эскорт, привезший его тело во главе с генералом Халил-беком Талышхановым при возвращении столкнулся в бакинском порту с отрядом Шевкунова, тоже выплывающем в Ленкорань на другом корабле. Большевики и дашнаки требовали у отряда Халил-бек Талышханова сдать оружие прежде чем отплыть в Ленкорань: по всей видимости таким образом Шевкунов и его подручные хотели отомстить за свое позорное бегство после того как их в Ленкорани разоружил отряд покойного Мамеда Тагиева. Естественно Халил-бек Талышханов отказывается сдать оружие и в порту начинается перестрелка, в которой он погибает.

После похорон 27 марта, эскорт Дикой дивизии, возглавляемый генералом Халил-беком Талышхановым хочет вернуться на боевые посты в Ленкорань. Однако на выезде из Баку их остановили дашнакские и большевицкие отряды Степана Шаумяна. Они требовали, чтобы почетный эскорт, состоящий из солдат и офицеров Дикой дивизии сдал свое оружие. Генерал Талышханов отказывается это требование выполнить. Возник конфликт, началась перестрелка, и Халил-бек Талышханов был смертельно ранен.



Азербайджанцы расценили это как издевательство над горем Тагиева-отца и возмутились тем, что Бакинский совет не предъявил аналогичных требований вооруженным формированиям «Дашнакцутюна». Действия С.Шаумяна можно считать чистой воды провокацией и абсолютно незаконными, что отмечал и британский исследователь Питер Хопкирк. «Бои продолжались до тех пор, пока практически все мусульманское население не было изгнано или вырезано. 5 апреля значительная часть города была еще в огне, а улицы заполнены убитыми и ранеными, которые практически все были мусульманами», - повествует Питер Хопкирк. (Артем Кречетников. «Бакинская резня: трагедия, откликающаяся поныне», http://www.bbc.com, 31 марта 2015)

Впоследствии С.Шаумян признавал: «Мы воспользовались поводом… и открыли наступление по всему фронту, … у нас были уже вооруженные силы — около 6 тысяч человек. У «Дашнакцутюн» имелось также около 3-4 тысяч национальных частей, которые были в нашем распоряжении. Участие последних придало отчасти гражданской войне характер национальной резни, но избежать этого не было возможности. Мы шли сознательно на это. Если бы они (т.е. азербайджанские политические силы) взяли верх в Баку, город был бы объявлен столицей Азербайджана» (См. Шаумян С.Г. Избранные произведения. М., Т.2, стр.246).



Инициированное Степаном Шаумяном нападение превосходящих сил дашнаков и большевиков на небольшой отряд Талышханова стал началом массовых убийств мирного азербайджанского населения сперва в Баку, а затем в Шемахе, Губе и в других городах и селах Азербайджана. Именно после нападения на отряд Талышханова начинается резня в Баку, Шемахе, Губе и других регионах, учиненная армянами и унесшая свыше 50 000 жизней азербайджанцев, лезгин, евреев и других народов. Еще большее количество населения вынуждено было покинуть свои разрушенные села.

Но с другой стороны, именно после героического сопротивления Талышханова и ленкоранцев из Дикой Дивизии дашнакам и в Баку и по всему Азербайджану начали создаваться отряды самообороны, которые не дали возможности дашнакам и большевикам осуществить полный геноцид азербайджанского народа.


Если бы не генерал Талышханов и воины Дикой Дивизии, прибывшие в Баку из Ленкорани, то все равно массовой резни азербайджанского населения весной 1918 года избежать бы не удалось – и жертв бы было намного больше. Ведь на тот момент у практически безоружных азербайджанцев не было примеров организованного сопротивления и не было бы военных соединений подобных Ленкоранскому конному дивизиону, которые стали «точками сборки» будущей армии Азербайджана.

Читайте также:

Последние годы Талышского ханства: героическая оборона Ленкорани – 2 Часть

Последние годы Талышского ханства: героическая оборона Ленкорани – 1 Часть

Краткое перечисление древних тюркских топонимов и племен на юго-западе Каспия

Талышские ханы в борьбе за наследие азербайджанской империи Сефевидов

Вымышленная индо-европейская доктрина и искажения истории талышского народа

Великий ильхан Олджейту Худабандэ и его славное талышское войско

Талыши и другие иранизированные тюрки: хазарейцы, чараймаки

Талыш – первое упоминание в источниках: почему иранские и армянские «ученые» его «не замечают»?



KavkazPlus

Прочитано : 12457


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента