АНАЛИТИКА

Кизлярский террорист и трагическая судьба дидойцев

21.02.18 16:20


В воскресенье 18 февраля 2017 г. в дагестанском городе Кизляр произошла трагедия – террорист, расстрелял из охотничьего ружья прихожан православного храма. В результате стрельбы 5 человек погибли, еще 5 ранены. Нападавший был убит бойцами Росгвардии. Ответственность за преступление взяла группировка «Исламское государство», сам террорист накануне преступления записал видеоролик, где присягнул этой организации.

При этом российские СМИ сознательно не акцентируют внимание на этническом происхождении террориста. О нем известно лишь то, что его зовут Халил Халилов, на момент совершения теракта ему было 22 года, и он является выходцем из села Кидеро Цунтинского района Дагестана.

Между тем Кидеро – это село населенное одним из малых народов Дагестана дидойцами или цезами. И о тяжелом положении этого народа российские и грузинские СМИ писали в 2010 г., но потом почему то об этом народе забыли.

Между тем в 2010 г. произошел действительно беспрецедентный случай – группа представителей дидойского народа, прибывшая из Дагестана, обратилась к властям Грузии за помощью. Тогда делегацию дидойцев принял в парламенте Грузии лидер тогдашнего парламентского большинства Нугзар Циклаури.

Дидойцы тогда передали в парламент Грузии подписи 15 тыс. представителей своего народа под обращением о том, что их права в России систематически ущемляются. Возглавил делегацию дидоец Магомед Рамзанов, который на встрече с Нугзаром Циклаури рассказал историю своего народа, напомнив, что в 1944 году дидойцы стали жертвами репрессий тогдашнего руководства СССР. От властей России дидойцы требовали компенсации за фактическую депортацию.

Депортация дидойцев в 1944 г. осуществлялась без всякой даже формальной вины этого народа. После того, как чеченцев насильно депортировали в Среднюю Азию, на их место в Веденский район Чечено-Ингушской АССР принудительно переселили дидойцев, даже не спрашивая их согласия и заставив покинуть родные дома.

Потом, после смерти Сталина чеченцам разрешили вернуться домой. Дидойцы оставили чеченцам их дома целыми и невредимыми, а сами пешком отправились в родные горы Дагестана. Но там их ждали руины и пепелища, поскольку власти после их выселения разрушили их родовые села до основания.

Пока дидойцы заново отстраивали свой быт, они годами ютились в землянках. В поздние советские годы они долго пытались достучаться до республиканских властей Дагестана, чтобы на проблемы их народа наконец-то обратили внимание. Эти проблемы были связаны не только с разрушенными селами.

Дидойцы из-за кланового характера политической системы Дагестана очень слабо представлены на уровне республиканских властей. Цунтинский район – самый отдаленный район от Махачкалы. Здесь постоянные перебои с электроснабжением, здесь нет газа, люди топят дома и печи, как и тысячи лет назад – кизяком и дровами. Здесь самые плохие дороги в Дагестане. Когда горный перевал зимой заносит снегом, почти весь район оказывается отрезанным от «большой земли».

По сути, на сегодняшний день дидойцы – самый обездоленный народ Дагестана, которому никак не компенсировали депортацию и разрушенные дома. «Нам уничтожили дома, все, что было, – говорил в 2010 г. Магомед Рамзанов находясь в Тбилиси – Мы требуем (от РФ) компенсации для репрессированных. В Грузию мы приехали для того, чтобы отсюда оповестить мир, как с нами обращаются. Также мы просим вхождения Дидоети (грузинское название региона в Дагестане) в состав Грузии».

Комментирую обращение дидойцев к парламенту Грузии в 2010 г. Нугзар Циклаури подчеркнул, что никто в Грузии «не рассматривает передел границ России», однако согласился с тем, что исходя из общности интересов Кавказа, голос дидойцев через Тбилиси должен быть донесен до международной общественности.

Дидойцы в 2010 г. также попросили грузинских парламентариев помочь им спасти свой язык и культуру. Как говорилось на встрече в Тбилиси дидойцев – около 40 тыс. Большая часть дидойцев проживают в граничащих с Грузией районах Дагестана и в средние века этот народ находился под сильным влиянием грузин.

При этом в самом Дагестане численность дидойцев искусственно занижается. Значительная часть этого народа записана в аварцы.

Понятно, что террористу-убийце, какой бы он не был национальности – нет никакого оправдания, как и самому жуткому теракту в Кизляре. Но вопрос о том, почему молодежь такого народа как дидойцы поддается на пропаганду ИГИЛ и идет в террористы задать нужно.

Если власти Дагестана и России не будут решать проблем дидойского народа – эти проблемы в своих интересах будут использовать террористические организации. Поэтому поднимать вопрос о судьбе дидойцев, нужно не дожидаясь новых терактов.

Нужно признать, что с малым народом – дидойцами обошлись несправедливо. И непонятно, почему до сих пор властями РФ игнорируются насущные нужды дидойского народа, причем так, что дидойцы вынуждены были обратиться за помощью к Грузии.


KavkazPlus

Прочитано : 1981


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента