АНАЛИТИКА

Армянский транзит через оккупированные территории Грузии против TANAP

31.05.18 19:30


Некоторые аналитики начинают задаваться вопросом: почему Россия так «маниакально» стремится организовать транзит для Армении через оккупированные грузинские территории Абхазии и Цхинвальского региона в тот момент, когда та же Армения фактически перестала быть союзником России и стала «протекторатом» США?

Помимо усилий армянского лобби есть еще один фактор, который нельзя недооценивать – а именно то, что Россия стремится армянским транзитом «усложнить жизнь» своим конкурентам в деле поставок природного газа на европейский рынок. Поэтому и наблюдается странное «совпадение» по времени на первый взгляд невзаимосвязанных событий:

1. Открытие TANAP – «Южного газового коридора» – газопровода Азербайджан-Грузия -Турция - в Европу.

2. Визит нового премьера Армении Никола Пашиняна в Грузию, где тот ведет переговоры об открытии транзита через оккупированные сепаратистские Абхазию и Цхинвальский регион (т.н. «Южную Осетию»).

3. А накануне визита Пашиняна РФ заставляет Сирию признать независимость этих сепаратных образований и установить с ними «дипломатические отношения».

Между тем значение TANAP огромно. Помощник президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасанов, комментируя открытие Южного газового коридора, написал на своей странице в Facebook:

«После обретения независимости одной из самых важных задач, стоящих на повестке дня Азербайджана, была добыча и доставка на европейские рынки его колоссальных нефтегазовых ресурсов. После официального открытия TANAP 12 июня на турецкий рынок будет поставлено 6 миллиардов кубометров газа, в 2020 году еще 20 миллиардов кубометров будет транспортировано в Европу. До 2026-го проводимость трубопровода может быть повышена до 31 миллиарда кубометров газа. На следующих этапах может быть рассмотрен вопрос транспортировки туркменского, иранского и иракского газа в Европу», - отметил он.

Таким образом, TANAP позволяет постепенно подключить к себе потенциальных транзитеров из других стран: в том числе Туркменистана и в перспективе – Казахстана. И вот этот момент вызывает явное недовольство России и «Газпром»а.

Дело в том, что газ, идущий транзитом через Россию в Южную Европу и частично в Центральную Европу - это, по сути, и есть Центрально-азиатский газ, который покупается «Газпромом» и перепродается европейцам. Монопольное положение «Газпрома», владеющего единственной транзитной трубой, делает его фактическим хозяином этого газа. Это, конечно, не радует настоящих владельцев.

Возникает классическая схема, когда крестьянин едет на рынок и вынужден сдавать свою продукцию перекупщикам, устанавливающим свою монопольную и предельно низкую цену, причем никаких альтернатив просто нет. Таким перекупщиком и выступает по отношению к тому же Туркменистану «Газпром». Именно потому, что никаких иных альтернатив продажи туркменского газа пока не существует.

И Туркменистан, и Казахстан ищут варианты «ухода» от «газпромовского» транзитного монополизма, и Южный газовый коридор в ЕС такую альтернативу им дает.

Но одновременно для «Газпрома» возникает проблема: в случае, если газ из Центральной Азии начнет идти в Европу мимо «Газпрома», то его доля на европейском рынке резко упадет. Как и «привязанное к газу» политическое влияние России в Европе.

Соответственно политическое влияние той же Турции как ключевого транзитера газа «по южному направлению» – многократно возрастет.

Поэтому не в силах остановить реализацию проекта TANAP Россия наносит удар по самому «уязвимому» звену проекта – Грузии. Используя пока тот фактор, что интересы Армении (пусть и предавшей Россию) в деле разрушения грузинской государственности никуда не делись. Как и враждебность Армении Турции и Азербайджану.

Получив транзит через оккупированные грузинские территории, Армения и Россия не только «добьют» Грузию в политическом отношении и как государство, но и сделают еще более трудноразрешимым карабахский конфликт. Хотя бы потому, что находящийся сегодня на грани экономического выживания агрессивный режим в Ереване получит «транзитную подпитку» и стимул искать пути разрешения карабахского конфликта для разблокирования границ с Турцией и Азербайджаном у него отпадет.

В то же время неразрешенный карабахский конфликт – это «бомба замедленного действия» угрожающая в любой момент «вспыхнуть» масштабной войной. И в любой момент определенные силы такую войну могут разжечь или создавать нестабильность постоянными провокациями. А это для инвесторов – фактор риска. Это в свою очередь будет тормозить наращивание объемов транзита газа по Южному газовому коридору, и та же Грузия будет недополучать свои преференции от газового транзита.

Поэтому идя на капитуляцию в сфере армянского транзита, грузинское правительство может не только предать национальные интересы, но и создаст предпосылки для новых конфликтов и войн в регионе, которые учитывая сложность геополитической обстановки могут быть катастрофичны по своим последствиям.


KavkazPlus

Прочитано : 9100


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента