Первоначальные факторы, способствовавшие попыткам создания армянского государства на территории Азербайджана

16.11.15 19:38




Важнейшими первоначальными факторами, способствовавшими идее создания армянского государства за счет азербайджанских земель, были: 1. тяжелые последствия сефевидо-османских войн, происходивших в конце XVI-начале XVII веков, которыми армяне сумели воспользоваться в свою выгоду, добившись расположения правящих кругов как Сефевидской, так и Османской империй; 2. материальная поддержка и тайная деятельность со стороны армянской григорианской церкви, а также армян, проживавших в различных государствах мира; 3. сложившаяся в тот период международная ситуация и упадок Сефевидского государства.

Как ни горько осознавать, но именно сефевидо-османские войны, продолжавшиеся на протяжении XVI-XVII веков, стали наиглавнейшим фактором, создавшим благоприятную почву для переселения армян на азербайджанские земли, а впоследствии и для реализации идеи создания армянского государства на наших исконных землях. Ловко ориентируясь в перипетиях этих войн, армяне при любой возможности интенсивно скупали у новых османских властей азербайджанские земли. Об этом свидетельствует, в частности, сообщение, приведенное Х.Мамедовым со ссылкой на труд османского летописца Ибрахима Рахимизаде «Гянджине-йифатх-и Гянджа». Так, в 1588 г., узнав о наступлении на Гянджу османской армии, беглярбек Гянджи и Карабаха Мухаммед хан вместе со своей семьей вывел из области около 50 тысяч человек, находившихся в его подчинении, переправил их на противоположный берег реки Араз и разместил в Карадаге. Но они все же были уничтожены прибывшей сюда османской армией. В этой ситуации христианские мелики Гянджа-Карабахской области, прибывшие к османам для изъявления покорности, сумели не только сохранить за собой свои должности (позиции), но вдобавок заполучить и новые земли [2, 15]. Впоследствии армяне использовали христианских меликов в своих целях.
Массовый исход местного мусульманского населения из своих земель, происходивший в ходе военных походов османской армии в Азербайджан, привел к изменениям в демографическом составе населения, что можно проследить не только на примере Гянджа-Карабахского, но и Чухурсадского беглярбегства. Турецкий историк Ф.Кырзыоглу, основываясь на источниках, освещающих события того периода, пишет, что в августе 1583 г. в условиях наступления османской армии под предводительством Фархад-паши со стороны Шурегеля и Талина, мусульманское (тюркское) население города Иреван и Иреванской области покинуло родные места. Оно ушло в сторону Агрыдага и прилегающих к нему яйлагов [4, 346; 3,13].
Негативные последствия сефевидо-османских войн продолжали сказываться и после их прекращения во II половине XVII века и привели к резкому сокращению численности населения. Об этом свидетельствуют сообщения путешественников, посещавших Азербайджан в тот период. Так, если в 1647 г. в городе Иреван, согласно данным турецкого путешественника Эвлии Челеби, насчитывалось 2060 домов, [1,155] то уже в 1673 г., по сообщению посетившего город французского путешественника Жана Шардена, в городе имелось всего лишь 800 домов [5, 21].
1 Европейские путешественники, побывавшие в Сефевидском государстве, как правило, получали те или иные сведения от армянского католикосата в Учкилисе. Под влиянием последнего миссионеры-путешественники называли государство Сефевидов «иранским государством», а азербайджанских тюрков – «иранцами». Подлинная история Иреванского ханства, достоверные первоисточники, наконец, азербайджано-тюркские названия местностей однозначно доказывают, что коренное население этого региона всегда составляли азербайджанские тюрки.
Особенно любопытны сведения относительно этнического состава населения Иревана в начале XVIII века. Немецкий путешественник Каспари Шиллингер, побывавший в Иреване весной 1700 г., также подтверждает, что в этом городе и численно, и политически преобладали азербайджанские тюрки. Он пишет: «Внутри города Иреван (т.е. городской крепости – Г.Н.) проживают лишь иранцы1 (азербайджанские тюрки), а в относительно крупном городском поселке (видимо, имеется в виду Учкилсе – Г.Н.) и других местах – армянские купцы и ремесленники, обслуживающие церковь. Они выплачивают иранцам (азербайджанским тюркам – Г.Н.) подати» [17, 118].
По армянским документам также можно проследить тот факт, что находившиеся в Иреване немногочисленные армяне не были постоянными жителями здесь. Так, в «Памятной записи Ори» [8, док. 85, с.210-216], датированной 25 июля 1701 г. и опубликованной в I части II тома многотомного издания документов по армяно-русским отношениям, содержится план (Московский проект – Г.Н.), предназначенный для представления Петру I посредством Ф.А.Головина с тем, чтобы подтолкнуть российского императора к отправке русских войск на Южный Кавказ. В 7-м пункте указывается, что в городе Иреван армян «болши
300 живет, которые и денгиперсицкие делают... А к тому городу есть великие сады, в которых мочно ночью войску подойти и с армянами сговоритися, которых в городе с 300, и они отворят ворота, и возмут без трудности» [8, док.85, с.213; 17, 31].
Если учесть, что армяне в своих посланиях представителям российских и других христианских государств Европы, как правило, намеренно фальсифицировали данные и намеренно преуве-
личивали численность армянского населения, то, можно полагать, что в указанный период в Иреване практически не было постоянно проживавших армян.
Французский путешественник Жан Шарден, посетивший в этот период Иреван, сообщал, что беглярбеком Чухурсада и правителем Иревана (Ревана) является Сефигулу-хан – справедливый военачальник и ученый человек. Шарден (и это при том, что армянские священники Учкилсе информировали Шардена так, как это было выгодно им) отмечал и тот факт, что все гражданские и административные посты в Чухурсадской области, в том числе и Иреване – главном городе области
– находятся в руках выходцев из тюркских кызылбашских племен. Да и все жители этих домов, писал Жан Шарден, это чистокровные сефевиды [5, 21]. Ерванд Шахазиз, потверждая в своей книге «Старый Ереван» сведения французского путешественника Шардена о населении Иреванской крепости, отмечает один интересный нюанс. Он пишет, что у армян в Иреване были только лавки, днем они здесь торговали, а вечером закрывали свои лавки и шли по домам [20, 34].
На данной азербайджанской территории появление армян, исключая григорианских миссионеров, началось после перенесения в 1441 г. резиденции армянского католикосата из Киликии в Учкилсе на территории азербайджанского государства Гарагоюнлу [7, 326-327]. Это со всей очевидностью подтверждается и хранящимися в Матенадаране документами относительно куплипродажи католикосами Учкилсе сел, земельных владений и пр. у азербайджанских правителей, к которым они сумели подладиться.
Особый интерес с точки зрения того, какими путями армяне прибирали к рукам азербайджанские земли, представляет документ из фондов Матенадарана, датированный 1687 г. В документе пишется: «мы (т.е. армяне – ред.) .. купил, либо захватил, либо освободил, дав взятку, либо получил в качестве пожалования, или же завоевал силой» [9, 28]. По свидетельству самого армянского автора, земельные владения, как армянской церкви, так и светских феодалов в период XVXVIII веков приобретались именно такими путями [9, 28].

1 Топоним Валаршабад, не имеющий никакого истолкования на армянском языке, происходит от имени сына Санатурка Валар шаха (194-216), принадлежащего династии Аршакидов (Арсаков). Этот топоним, длительное время употреблявшийся как «Валаршабад», в армянской литературе трансформировался в «Вагаршабад» («Վաղարշապատ»). Валаршабад был основан Валар шахом [см: 12, 116].
Следует отметить, что вплоть до перенесения резиденции армянского католикосата в провинцию Чухурсаад (Иреван) в 1441 г. на данной территории не было ни единого села или земельного владения, принадлежащего армянам. И село Учкилсе (Валаршабад1) – место размещения армянского католикосата – теми или иными путями стал шаг за шагом отбираться у азербайджанских тюрок уже после 1443 г. К примеру, источник II половины XVIII века «Джамбр» содержит неоспоримое свидетельство того, с какого времени начался процесс завладения азербайджанскими землями и какие методы при этом использовались. Так, Григор Макуйский, с согласия гарагоюнлинского правителя Джаханшаха назначенный католикосом Учкилсе в 1443 г., за 8 тыс. 40 динаров в селе Учкилсе (Валаршабад) приобрел земельное владение, принадлежавшее представителю известной азербайджанской династии, малолетнему Саид-беку [21, 100], а 3 года спустя за 90 тысяч динаров скупил остальную часть села у мусульманина Рустама и вдобавок еще 6 сел [21, 102].
Таким образом, армянская церковь, разбогатевшая за счет перечислений зарубежных покровителей и христианских миссионеров, путем скупки у азербайджанских правителей новых участков земли обзавелась постоянными поселениями на исторических землях Азербайджана.
В 1735 г. Надир хан, отвоевав у османов Иреванскую область, переселил отсюда в Хорасан 300 семей [11, 6-7]. Этой ситуацией не преминули воспользоваться католикосы Учкилсе для наращивания численности армянского населения в Иреване. Когда Надир шах в честь своей коронации, совершенной в Мугане в 1736 г., решил одарить всех ханов в Азербайджане пленниками-армянами, католикос Абрам Канакерский при поддержке христианских меликов уговорил шаха, чтобы часть армян-пленников, купленных в Хорасане и других регионах, была отправлена в Иреванскую область [6, 252-255]. Тем самым он добивался увеличения численности армянского населения в Азербайджане. Все это привело к существенным изменениям в демографическом составе населения Иреванской области в пользу армян.
Однако при всем этом в этническом составе населения этой области все же преобладали азербайджанские тюрки, что подтверждается источниками того периода. Член ордена иезуитов миссионер Монье, в начале XVIII века прибывший в Иреван с миссионерской целью, писал: «Город, изобилующий более садами и виноградниками, нежели строениями, был окружен двумя рядами крепостных стен. 1/4 часть населения составляют армяне» [19, 154]. Мами-Клерак, побывавший в Иреване в XVIII веке, не только использовал факты, приведенные Монье, но даже редактировал его. Армянский исследователь А.Г.Иоаннисян, соглашаясь с этим фактом и основываясь на данных французского историка и инженера Мами-Клерака отмечает, что «по данным источников, армяне составляли 1/4 часть жителей Иревана, а азербайджанцы – преобладающее большинство» [19,153; 8, LXXVII].
Архивные документы конца XVIII века также свидетельствуют, что армянское население Иреванской области составляло незначительное меньшинство. В 1783 г. отвечая на вопрос П.Потемкина о том, почему на письмах армян, отправленных из Иреванского ханства, нет печати и подписи католикоса, их представитель пояснил: «поскольку католикос является духовным главой всех армян, рассеянных по миру, он не станет прикладывать печать на письмах, составленных только одной частью армян, расселенных на территории страны Арарат» [22,107].
Ввиду очевидности того, что в XVIII веке армяне составляли незначительное меньшинство на территории Иреванского ханства, этот факт признается и армянским исследователем В.Р.Григоряном. Вот почему армянским дельцам приходилось идти на ухищрения, дабы утаить малочисленность армянского населения в Иреванском ханстве и в своих посланиях в Россию они намеренно преувеличивали численность армян. К примеру, глава армянской общины в Иреване С.Тер-Саакян в своем письме, адресованном князю Г.Потемкину в декабре 1784 г., сообщал, что он, действуя по поручению Аргутяна (религиозный глава армян в России – ред.), преувеличил численность армян (9 миллионов или и того больше) [22,109; 18, 34-35].
Известны также данные подсчета численности населения в Иреванском ханстве, произведенные в 1826 г. русским исследователем И.Шопеном. Согласно им, всего лишь около 20 % населения Иреванского ханства состояло из армян, более 80% же – из мусульман (азербайджанских тюрок – Г.Н.) [12, 635-638]. Этот факт подтверждает и армянский автор Г.Борнотян в своем труде [18, 56].
В проведении политики завладения азербайджанскими землями и заселения их армянами особая роль принадлежит армянской церкви и ее покровителям в европейских государствах. Армянский священник Т.Кигамянц в своем труде «История армянского движения» подчеркивает, что армянское освободительное движение зародилось именно тогда, когда оно стало координироваться из единого центра, возглавлявшегося григорианской церковью. Далее он пишет: «европейцы в стремлении завладеть восточными странами разжигали у армян Ирана, переселившихся сюда из Киликии в течение XVI-XVII столетий, религиозные чувства. Их миссионеры убеждали григорианцев, что если те будут с Папой, то их станут почитать наравне с ними, и что они даже добьются независимости [13, 3-4].
На средства, отправлявшиеся из Европы, религиозные миссионеры открывали бесплатные больницы, школы для проживавших в восточных странах армян, создавали типографии и тайные вооруженные отряды, насаждая тем самым свое влияние среди простых людей и верующих. Согласно Т.Кигамянцу, миссионеры стремились распространить влияние Папы Римского на проживавших в восточных странах христиан, в том числе армян, а впоследствии прибрать к рукам европейских государств алтарь мусульманских стран [13, 2-3].
Американский исследователь А.Самуэл, характеризуя неправедную деятельность армянской церкви, выразился достаточно ясно: «Армения являет собой образец такой дьявольской страны, которая может существовать только лишь когда государство и церковь заодно». Далее он пишет: «... Официальный интернет-сайт армянской церкви декларирует: «Армянская церковь на протяжении истории была так сильно связана с армянским народом, что сейчас невозможно даже представить их в отрыве друг от друга. ...Так, церковь с самого своего основания по сей день находится в центре политических и общественных процессов» [14, 32].
Примечательно, что по сей день продолжается заложенная в VI веке практика, по которой каждая армянская семья обязана регулярно перечислять в фонд церкви «членский взнос» на определенную сумму. Средства эти предназначаются специально для финансирования акций по завладению чужими землями.
Таким образом, вследствие вышеперечисленных факторов сложились условия, подыгравшие аппетитам армян по созданию государства за счет азербайджанских земель. Для реализации своих планов им нужны были покровители, их они пытались найти в лице иностранных государств.
И вовсе не случайно, что именно с этого времени в иностранных источниках начинают появляться необъективные сообщения об истории армянского народа, вымышленные, не соответствующие действительности сведения о положении армян. Подобная дезинформация была на совести армянских религиозных деятелей и богатой прослойки армян.

Литература:

1. Çələbi E. Səyahətnamə (türk dilindən işləyəni və şəhrlərin müəllifi t.e.d., professor S.Onullahi). Bakı, 1997.
2. Gəncə–Qarabağ əyalətinin müfəssəl dəftəri. // Ön söz, tərcümə, qeyd və şərhlərin müəllifi H.Məmmədov (Qaramanlı). // Bakı, 2000.
3. İrəvan əyalətinin icmal dəftəri. (Araşdırma, tərcümə, qeyd və əlavələrin müəllifləri akаd.Z.Bünyadov, t.e.n.H.Məmmədov). Bakı, 1996.
4. Kırzıoğlu F. Osmanlıların Kafkas ellerini fethi (1451–1590). Ankara, 1976.
5. Şarden İ. Səyahətnamə (fransız dilindən tərcümə edən V.Aslanov). Bakı, 1994.
6. Абрам Кретаци. Повествование. (Критический текст, пер. на русский язык и ком.Н.К. Корганяна).Ереван, 1973.
7. АракелДаврижеци. Книга Историй. (Перевод с армянского, предисловие и комментарий А.А.Ханларян). Москва, 1973.
8. Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века. (Сб.документов). т.II, ч.I. Ереван, 1964.
9. Ереванци С. Джамбр. Памятная книга, зерцало и сборник всех обстоятельств святого престола Эчмиадзина и окрестных монастырей. Пер. С.Малхасянца. под.ред. П.Т.Арутюняна. Москва, 1958.
10. Персидские документы Матенадарана (указы, сост. А.Д.Папазян), вып.I, (XV-XVII вв.). Ереван,1956.
11. СМОМПК, вып.I. Тифлис, 1881.
12. Шопен И.И. Исторический памятник состояния армянской области в эпоху ея присоединения к Российской империи. СПб., 1852.
13. Kiğamyans T. «Erməni hərəkatının tarixçəsi» (Erməni dilindən tərcümə Mirzə Fətəli İsmixanova məxsusdur). Bakı, 1917. (Əski əlifbadan çevirən Q.Camalov). // AMEA TİA «Əlyazmalar fondu».
14. Səmyuel A.Uimz. Ermənistan –– terrorçu «xristian» ölkənin gizlinləri. Bakı, 2004.
15. Иреванское ханство. Российское завоевание и переселение армян на земли Северного Азербайджана. Баку, 2010.
16. Наджафли Г. Азербайджан в XVIII-XIX веках. Бишкек, 2010.
17. Schillinger G. Persianische und Ost–indianische Reise. Nürnberg, 1716.
18. Bournoutian G.A. The khanate of Erevan under Qajar rule 1795-1828. Mazda Publishers in assocation with Bibliotheca Persica, Costa Mesa, California and New York, 1992.
19. Le Mamye-Clairac. Historie de Perse, depuis le commencement de ceSincle. Paris, t. II, MDCCL (1750).
20. Յերվանդ Շահազիզ: Հին Յերեվանը: Յերեվան,1931: [Ерванд Шахазиз. Древний Ериван. Ереван, 1931].
21. Սիմէօնէ Երեիանցիոյ: Ջամբռ: Գիրք, որ կոչի յիշակարան արձանացռւցիչ, հայելի եւ պարռւնակող բնավից որպիսռւթեանց Սրբոյ Աթոռոյս, եւ իւրոյ շրջակայից վանօրէիցն: Վաղարշապատ: ՌՀԻԳ: [Ереванци С. Джамбр. Памятная книга, зерцало и сборник всех обстоятельств святого престола Эчмиадзина и окрестных монастырей. Вагаршабад, 1873].
22. Գրիգորյան Վ.Ռ. Երեվանի խանությունը 18-րդ դարի վերջում, Երեվան, 1958:[Qriqoryan V.R. İrəvan xanlığı XVIII əsrin sonlarında (17801800), İrəvan, 1958].

ГюнтeкинНаджафли

Кандидат исторических наук, вед. сот. Института Истории им. А.Бакиханова. (Азербайджанская Республика)

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента