Тбилиси и Квемо-Картли во времена господства магометан

16.11.15 19:51




Сын Луарсаба I-го Давид, приняв магометанства был назначен персами царем (ханом) Квемо Картли «по сведениям Фарсадана Горгиджанидзе, Даудхан (т.е. Давид) 1562 году уже царь Тбилиси и Квемо Картли, а его брат Симон, выступив против него пытался сбросить его с престола".
Картли в описываемое время был разделен на две политические части; Тбилиси и Квемо Картли непосредственное подчинялся персам, где правили принявши ислам Багратиони, а вторая к северу от Тбилиси до Лихского перевала была христианским государством. Поэтому в Тбилиси и Квемо Картли с XVI века происходил процесс денационализации грузин, как и в Месхетии, где господствовали магометане. Такое положения дел вело к обармяниванию и исламизации части грузинского населения.


Правитель Ирана Шах-Аббас, который особенно покровительствовал армянской церкви, назначил правителем Картли Баграта, который был по вере мусульманином. Та часть Багратионов, которая оставалась христианами не дала ему возможность править в северной и западной части Картли, поэтому Баграт, как иранский хан правил лишь в Тбилиси и Квемо Картли..
Вахушти Багратион так описывает отношение грузин к изменившему христианской вере Баграту: «И начал править в Тбилиси Баграт, который был вероотступником и который был нелюбим грузинами, поэтому он не смог править Верхней Картли. Грузины с презрением относились к нему, не считая его царем, а лишь правителем Сабараташвило, и таким он был».
Из выше сказанного видно, что Баграт – хан как и Дауд - хан, ставленники персидского шаха (хотя этнически они грузины) которые правят в Тбилиси и Квемо Картли.
Вахушти Багратиони отмечает что «этот Баграт был магометанином и недобрым. Грузины его не любили и называли в насмешку господарем Сабаратиано. 1619 году находясь в Болниси, Баграт умер».
Тбилиси, где стоял кызылбашский гарнизон, являлся одним из главных очагов денационализации грузин. Причиной тому явилось экономическое развитие Тбилиси в 40 годы XVII века. Политически центр Картли, представлял собой очень важный транзитный пункт с помощью которого велась интенсивная торговля как с Закавказием, так и с городами Турции и Ирана. Этому способствовало монопольное положение армян в торговой сфере, что толкало грузин переходу в лоно армянской церкви. По этой причине в Квемо Картли и в Тбилиси увеличилось число грузин, которые принимали григорианство. По разрешению местных персидских властей они становились прихожанами армянской церкви.
Для управления местного населения персы вели должность «мелика». Как правило, в городах Картли ими были армяне. Тбилисские и армянские мелики, проводили персидско-магоментанскую политику, что ухудшало положение местного православного населения.
Правителем Тбилиси 1619-1631 году был Свимон-хан, который был воспитан при дворе Шах Аббаса I и был по вере магометянином. При его правлении кизилбаши стояли в Тбилиси и Квемо Картли. Как пишет летописец .. «и пришло кызылбашское войско в Сабараташвило и опустошили Армению и были таковы.... А корчибаш укрепил крепость Тифлисскую и поставил Свимон-хана . После убийства Свимон-хана разгневаны шах прислал нового правителя Картли - отатарившегося Ростом-хана (1565-1658). После этого Картли и Кахетию в течение ста лет правили отатарившиеся (так называли в Грузии лиц принявших магометанство) правители. Они проводили в Картли и Кахетии такую же политику, как это было принято в персидском государстве, где в торговле и в промышленности доминировало армяноязычное население.
С XVI века Квемо Картли и Тбилиси находилось под властью персов, поэтому армянская церковь имела те привилегии и преимущества, которую она имела в самой Персии, что негативно сказывалась на грузинскую церковь, которая из за гонении со стороны персов теряло свою паству, которая переходила в григорианскую веру. Что касается территории Картли, находившегося к северу и западу от Тбилиси его правителями в основном были христиане или перешедшие в ислам, но сохранившие национальны дух представители царского дома Багратионов.
Процесс арменизации и отатаривания там был ниже, но во времена Ростом хана как отмечал Николоз Чолокашвили, большое количество грузин ежедневно отатаривалось и обармянивалось. Такое положение дел привело к тому, что если в начале XVII века в Кахетии было 20 епископств, в Картли- 21 в Месхетии- 14 то уже через 40 лет при возведении на трон царя Теймураза II-го в тои же Картлии и Кахетии функционировало, лишь несколько епископств, а в Месхетии и вовсе ни одного.
Такое положение продолжилось до конца XVIII и начало XIX века, когда в Картли функционировало всего лишь шесть епископств, в Кахетии - четыре. По историческим документам того времени « у его святейшества есть церковные лица в Картли, митрополит в Тифлисе, митрополит в Руисси, митроплит в цилкнисе, митрополит Самтависи, епископ в Никози, В Кахетии было: митрополит бодбийский, митрополит ниноцминдский, архиепископ в Рустави, митрополит в Некреси.
Из этого документа видно, что в Картли из 21 –го епископств осталось только 6, из 20 епископств в Кахетии, кроме Алавердского епископства, лишь четыре.
В Месхетии и вовсе не осталось ни одного епископства. Вставшие на путь ренегатства омуслиманившиеся грузинские паши Ахалцихе, сами способствовали гонению христиан и принуждали их переходить в магометанскую веру.
Из-за распространения мусульманской веры уменьшилось число христианского духовенства. Такое положение привело к тому, что немногочисленная христианская община в Месхетии осталась без православного духовного предводителя. . По словам Вахушти, местное население Месхетии старалось противиться процессу исламизации, но оставшиеся без духовных лиц они начали принимать магометанскую веру.
Совершенно другая ситуация была в отношении Армянской церкови. После того как в 1441 году трон каталикоса всех армян был переносен из Киликии в Эчмиадзин, оно становится главным духовным центром армянской церкви. В своде законов «канун – наме» Азрума, есть специальное указание о землевладении армянских монастырей и об освобождении их от налогов .
В грузинских провинциях право владения на землю османы сохраняли тем грузинским вельможам, которые принимали магометанство и таким образом создавали себе политическую опору.
В Армянских «гаварах" земля была в руках курдских бегов, османы принимая во внимания роль армянского духовенства в деле подчинения с его помощью народных масс ставили их в привилигированное положение. В Восточной Грузии, где господствовали персы, армянская церковь имела от них определенные льготы, которое давало ей преимущество перед грузинской церковью и способствовало ее обогащению.
Католикос всех армян в XVIII веке Симеон Ереванский в своем «джамбре" говорил, что ни Эчмиадзинские католикосы, не члены братства, не были обязаны платить налоги в пользу светских властей. Если и случалось что, какой либо захватчик обязывал Эчмиадзинсские монастыри платить налоги то их хозяева делали все, чтобы, найдя удобные случи, упразднить его. Так, например при католикосе Мелкиседи, иранский правитель Шах Аббас I (1587-1628) обложил ежегодным налогом «святой престол». При правлении Шах Сефи, католикос Мовсес добился принятия решения об упразднения этого налогообложения. Также поступали и некоторые духовные лица. Так султану Мехмеду IV (1638-1687) обратились несколько вардапетов с просьбой освободить их от уплаты налогов, мотивируя это тем что, церковь издревле пользовались этим преимуществом. Султан внял их просьбам и освободил от уплаты налогов.
Несмотря на господство османов в Армении, местные монастыри и церкви пользовались некоторыми привилегиями, что давало им возможность расширять свои земельные владения во главе которых стояли знатные феодальные фамилии. Таким образом, армянская церковь смогла сохранить свои права и обязательства.
В отличии от крестьян Самцхе-Саатабаго, армянский крестьянин не оставался без духовенства, которое делало все для подержания свой паствы. Позиции армянской церкви при османах были настолько сильны, что, Эчмиадзин хотел прибрать в свои руки собирание церковного налога со всех христиан-армян где бы они не проживали. Такое желание Эчмиадзина было продиктовано благим желанием защитить и сохранить среди армян христианскую веру. Были случаи, когда католикос армян платил османам или персам налоги за тех армян, которые не могли этого сделать.
Французский путешественник Ж. Турнефор, говоря о богатстве Эчмиадзинских католикосов, отмечал, что они бедны по другим понятиям и в то же время действительно бедны, так как обязаны платить налог за тех верующих армян, которые не могут этого сделать. Расходы, связанные с уплатой за бедных и неимущих христиан армян Эчмиадзин восполнял за счет пожертвований богатых армянских купцов, которые также были озабочены сохранением христианской веры среди соплеменников. Исходя из вышесказанного, армянская церковь, которая пользовалась ощутимыми привилегиями в Османской империи, сыграла большую роль в деле зашиты веры среди армян, оберегала тем самим свою паству. Она иной раз сама шла на уступки христианскому населению и тем самим подчеркивала свою приверженность и стойкость в деле сохранение веры.
Тогда как армянская церковь делала все, для сохранения христианской веры среди армян, грузинская церковь была лишена этой возможности. Эта ситуация хорошо видно на примере Самцхе Саатабаго. Край, который османами был отрезан от остальной Грузии, терял православную христианскую паству, а местные феодалы принимали магометанство, чтобы сохранить за собой привилегии. Положение православных было удручающим, вплоть до того что они не имели, по словам Вахушти, церковных наставников, которые бы укрепили бы в них православную веру. Такое состояние дел заставляло их «переходить в другую веру, чтобы получить кое какие преимущества для каждодневного существования».
По всей Грузии и не только в Месхетии где только закрепились Османы и Персы, активно продолжался процесс денационализация грузин. Грузин не только выселяли из собственной страны, но и продавали их на невольнических рынках. Это способствовало ассимиляции грузин среди других народов, поощряя среди них вероотступничество.
«Рассеивание грузин» в разные страны – одна из трагических страниц в феодальную эпоху. Н. Бердзенишвили с болью отмечал что, «еще не изучены и не дана оценка тем этническим процессам, которые происходили в те страшные времена».
Когда во главе Картли и Кахетии стояли грузинские цари и крепко стояла Грузинская Православная церковь это сдерживали денационализацию грузин, но после того как в 30 годы XVII веке управляющими Картли и Кахетии стали магометанские правители, отношения к грузинам изменилась. Судьбу грузин разделили жившие за пределами Кахетии и Картли жители Шаки, Белакана, Карабаха, Лоре –Ташира, Бамбака, Квемо Картли и части Мтианети, которые были православными христианами. Потеря поддержки со стороны государства способствовало денационализации и этой части населения, которая с принятием другого вероисповедания теряло национальные черты и ассимилировалось с другими этносами.
Как отмечалось выше во время господства магометан в Тбилиси и Квемо Картли основная часть грузин, находила пристанище в армянской церкви, что обусловлено социальными и экономическими причинами.
Надо принимать во внимание и то обстоятельство, что имея финансовые ресурсы, Армянская церковь при необходимости могла выкупать пленников-христиан и возвращать их на родину, что поднимало ее авторитет среди христианского населения. Значимость армян для турок и персов была так велика, что некоторые магометанские правители запрещали любые притеснения армянского населения.
Такое положение дел дало возможность армянской церкви вернуть в Грузию около 300 человек из Картли, которых увел Надир-шах в Иран. Как пишет Ш. Ломсадзе в своем исследовании «из-за того что среди грузин не было возможности выкупать пленников, страна теряла большое количество людей, что делало армянскую церковь в Грузии популярной и притягательной»" .
Привилегии данные армянской церкви и армянам в Османской империи и Персии делали Эчмиадзин и армянское купечество одними из богатых, которые могли дать султанам и шахам в долг деньги для покрытия расходов на войну или для иных нужд.
Часть средств, которым располагал Эчмиадзин, тратилось на выкуп армянских пленников, как в Армении, так и в Грузии. Армянское купечество была одним из богатейших и влиятельных сословий, которое также имело в силу своей близости к армянской церкви огромные привилегии, которое давало ей внушительное превосходства даже перед мусульманскими и европейскими торговыми кругами.
«Бывали случи- пишет Ш. Ломсадзе, когда европейские купцы которые имели свои торговые интересы в Оттоманской империи переодевшись в армянское одеяние выдавали себя за армянских купцов торгуя от их имени» .
В 40 годы XVII века вместе с социально-экономическим развитием Картли, начинается развитие самого большого городского центра Закавказья - Тбилиси. «Его развитие было обусловлено близостью к Ирану и подписанию в 1639 году мирного договора между Ираном и Османской империи, который ознаменовал окончание нескончаемых войн между двумя государствами и дал начало 90-летнему мирному периоду на Ближнем Востоке» . По мнению академика Н. Бердзенишвили в это время Тбилиси стал самым значительным городом в Закавказья.. этот город был не только стольным городам феодальных правителей, но и значительным экономическим центром.
Тбилиси являлся транзитным пунктом, с помощью которого велась интенсивная торговля, как с восточным Кавказом, так и с городами Турции и Ирана
После начало мирного периода, армянская церковь легче стало увеличивать своих приверженцев и паству. Так как армяне имели в перси влиятельных покровителей на государственном уровне, многие грузины, которые жили в Иране, по разным причинам принимали григорианскую веру и становились прихожанами армянской церкви.
XVII-XVIII веках, между Ираном и Грузией были интенсивные торговые связи. Караваны грузинских и иранских купцов непрерывно ходили между Ираном и Грузией, ведя выгодную торговлю. Грузинские купцы подолгу жили в иранских городах. Об этом говорят сведения, сохранившиеся в грузинских и европейских путешественников.
Путешественники того времени Адам Олеариус и Ян Стрейс в своих сочинениях пишут что «в пригороде Исфахана, Хасанабаде жили грузинские христиане, среди которых были отличные грузинские купцы как и среди армян.»
Грузинские купцы в иранских городах как явствует из этих сведений жили на постоянной основе. Естественно, что у них были связи с азиатскими купцами. Об этом интересные сведения сохранились в т. н «давтаре Куламашвили» где говорится о грузинских купцах и их деятельности.
Это подтверждают и каменные надгробные плиты, найденные в одном из кварталов Исфахана в Джульфе, во дворе армянской церквей Нерсеса, Минаса и Саркиса. На плитах, которые обнаружили во время научной экспедиции в Иран Магали Тодуа надписи сделаны на грузинском и армянском. В надписях читаются фамилии купцов, которые были выходцами из Гори в частности некто Такаишвили Заалбека, Саакашвили Гиорги, Миджанашвили Атабега и других.
В церкви Исфаханской Джульфы похоронены люди одной фамилии, но умершие в разное время, что говорить о том, что они были местные жители. Такаишвили Мамаджана встречается в документе датированным 1679 годом, Такаишвили Давид датированы 1745 а Такаишвили Гиорги упоминается в документах середины XVIII века
Кто были в действительности эти люди, носившиеся грузинские фамилии и похороненные во дворе армянской церкви, армяне или грузины? Историки Д,. Кацитадзе, М. Тикадзе и другие называют их «купцами армянского происхождения», но в действительности они были грузинами армянского вероисповедания. Именно поэтому они были похоронены во дворе армянской григорианской церкви. В документах они фигурируют как армянские купцы, хотя их имена и фамилии грузинские. Иностранцы также называют их грузинами. Известно, что грузин перешедших в григорианскую веру было так велико, что XVII-XVIII веках, армянская церковь для своих новых прихожан писала молитвы и церковные книги на армянском, но с грузинскими буквами, так как грузины не знали армянского или знали его очень плохо. Грузины, которые перешли в лоно армянской церкви, хорошо знали только родной язык и свои обычаи. Число грузин, которые принимали григорианство, было так велико, что все грузинских купцы начала XIX века назывались армянами.
Жившие в Грузии армянские купцы и ремесленники были частью грузинского феодального общества «Для армянских купцов и ремесленников Тбилисского происхождения отличительной чертой была знание грузинских обычаев и традиции. Они были обьеденены в торговые и ремесленнические товарищества а «горожане» ( представители городского высшего сословия) исполняли городские должности (малик города, малик - староста, гушриб, кетхуд и т. д)
Знаток средневековой истории Грузии профессор В. Габашвили, под псевдонимом Валериан Габон, посвятил Тбилиси и его жителям великолепны роман «Город с балконами», где описываются нравы и быт средневекового города и что самое интересное как происходило арменизация грузин.
Он прекрасно знал, что для огрузинивания армян в XVII-XVIII веках никаких условии не было, часть тбилисских купцов, ремесленников и горожан были не лицами армянского происхождения, а грузинами ставшими прихожанами григорианской церкви.
Этнические армяне, которые компактно проживали в городах Грузии никогда не огрузинивались, так как в этом не было необходимости.
В документах XVII-XVIII веков, как правило, фамилии горожан, купцов и ремесленников армянского происхождения указаны окончанием грузинской формы, при этом надо отметить, что в грузинской форме переданы окончания Тбилисских и Горийских купцов на латинском и итальянском. Об этом указывает обнаруженные в Исфахане надгробные плиты во дворе армянских церквей, где окончание фамилии имеет грузинскую форму. Эпитафии на этих плитах в основном на грузинском языке. В Исфаханской Джульфе жили купцы, которые были выходцами из Тбилиси и Гори, которые по происхождению были армяне, но назывались грузинами, что является ошибочным. По нашему мнению они по происхождению этнические грузины что доказывает и их фамилии, но именовались армянами из-за григорианской веры, что и подтверждается их захоронением во дворе армянской церкви.
Европейские путешественники и общественность Ирана различали грузин и армян живших Исфаханской Джульфе ( на кладбище армянской церкви в Джульфе хоронили и этнических грузин так как другого выхода не было так как грузины не имели своей церкви в Исфахане . Конечно те грузины которые были погребены на армянском кладбище были григориянцы несмотря на их этническое происхождение.
Н. Бердзенишвили писал что «еще не исследовано и не дана оценка происходящим этническим процессам в XVII-XVIII веках в Грузии»
Исламские империи, борясь с Православием в Грузии, достигло своих целей, поколебав этническую идентичность грузин. Упадок грузинской церкви вследствие политического и экономического состояния страны привел денационализации части грузин.

Архиепископ Анания (Джапаридзе)

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента