АНАЛИТИКА

Варварски разрушившие Иреванскую крепость армянские националисты претендуют на грузинскую крепость Тмогви

19.06.19 8:15


Претензии армянских националистов на грузинские земли – в первую очередь на Самцхе-Джавхети, которую они называют «армянским «Джавахком» становятся все более наглыми. При этом выдвигаются претензии не только на церкви, но и на крепости. Среди которых в Самцхе-Джвахети ключевое место занимает знаменитая крепость Тмогви.

Иначе как немыслимой наглостью нельзя назвать, к примеру, публикацию не сайте «Наша Армения» материала о грузинской крепости Тмогви: «Сокровища Джавахка – крепость Тмук. ТМКАБЕРД.» ( https://nashaarmenia.info/2019/06/15/%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%89%D0%B0-%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%85%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%82%D0%BC%D1%83%D0%BA-%D1%82%D0%BC%D0%BA/?fbclid=IwAR12VwfKIJJrXeAFOeP1rJ54p2QPvpCJQcRxw3ngo7IrKqLyNrSwpa-9FmI ). Причем обоснованием якобы «армянского происхождения» крепости Тмогви служат исключительно фантазии армянского поэта Ованеса Туманяна:

«С детства любил поэму “Взятие крепости Тмук” Ованеса Туманяна, который родился в селе Дсех (Лорийской области). Об этом дивном крае и немного о крепости расскажу поподробней чуть позже, а пока отрывок из нетленного произведения… Литературное наследство Туманяна весьма разнообразно: – это поэзия, проза, лирика, эпос, поэмы, сказки, басни, баллады. Ованес обогатил армянскую литературу рядом прекрасных переводов произведений Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, Гете, Шиллера, Байрона, Гейне и других русских и западноевропейских поэтов.

Тмкаберд (Тмук, Тмок) (арм. Թմկաբերդ) — средневековая армянская крепость в провинции Великой Армении Гугарк (ныне на территории Грузии Джавахк). Расположена на левом берегу реки Кура.Крепость расположена на трех холмах, возвышенностях, окруженных стеной (длина — 150 м и ширина 3 м). На каждом холме высятся несколько башен. Рядом с крепостью — село Тмбук, на кладбище которого много могил и хачкаров с армянскими надписями. О. Туманяну принадлежит поэма «Взятие крепости Тмкаберда» (1902).»


Напомним, что в поэме Туманяна «Взятие крепости Тмкаберда» рассказывается абсолютно фантастическая и не имеющая никаких исторических обоснований сказка о том , что якобы «жена армянского князя Татула» полюбив Надир шаха предала мужа и сдала ему крепость Тмогви (в поэме – Тмук).

В этой поэме фантастика, ложь и выдумка все – с начала до конца. Во времена Надир-шаха (происходящего из азербайджанского племени Афшар) у армян не осталось даже воспоминаний о государственности. Так «что воевать с армянами» и тем более «брать их крепости» Надир шах не мог по одной простой причине – «армянских «князей», «воинов» и «армянских крепостей» не существовало как явления.

Кстати тогда – во времена Надир-шаха – крепость Тмогви была в руках у османов. Но сведений о том, чтобы Надир Шах смог отвоевать ее у османов нет. В отличие от Иреванской крепости, которую османы ему уступили по мирному договору в Эрзеруме в 1736 году.

Грузинская крепость Тмогви имеет давнюю историю и впервые упоминается в источниках X века. Она контролировала торговый путь, который связывал Грузию с Передней Азией. В X веке арабы попытались взять крепость, но безуспешно. С 1073 года крепость была во владении князей Куабулидзе, в последующих веках крепость принадлежала знаменитым княжеским фамилиям Торели, Шаликашвили и Джакели. Из Тмогви происходил знаменитый средневековый грузинский писатель Саргис Тмогвели. После 1578, с переходом атабеков (атабагов) Самцхе из рода Джакели под власть Османской империи местное грузинское население было постепенно исламизировано.

С присоединением к Российской империи грузины-мусульмане из Джавахети были изгнаны в Турцию. И лишь тогда, в 1830 г., здесь появились первые армянские переселенцы.

При этом понятия «армяне» и «крепость» в последние тысячу лет были практически несовместимы. Не имя своей государственности, армяне не имели своей армии и соответственно военных оборонительных сооружений – крепостей. Все крепости, которые находятся в настоящее время на территории Республики Армении, построили другие народы – прежде всего тюрки, а также албанцы и грузины.

И тем более, нет армянских крепостей в других странах, особенно в Грузии. Поскольку, чтобы иметь свою крепость нужно быть, по крайней мере, воином. Армяне же, переселяясь в грузинские земли, играли свершено другую роль, о чем, кстати, пишет известный русский писатель Василий Величко в своей книге «Кавказ»:

«Промышленниками, торговцами и ремесленниками в немногочисленных грузинских городах были преимущественно иноверные и инородные армяне, укрывавшиеся под защиту грузинского меча от мусульманских преследований. Они играли у грузин отчасти ту же роль, какую тля играет у муравьев: пользовались миром под защитой грузинского меча, накопляли богатство, а по временам невольно делились этим последним со своими властителями, перед которыми трепетали в раболепном страхе.»

Точно также трепетали армянские торговцы и перед мусульманскими – турецкими и азербайджанскими правителями. Поэтому, крепости у них были именно символом их зависимого положения. Не случайно, первоначально для армянских националистов именно крепости были объектом ненависти. Вот, к примеру, отрывок из повести Хачатура Абровяна «Раны Армении» об азербайджанской Иреванской крепости:

«На голом, каменистом утесе, закинув голову вверх и, как некий тысячеглавый демон равнодушно озирая окрестность, высится Ереванская крепость — тысячелетняя, древняя, дряхлая, с четырех сторон окруженная рвом и укрепленная башнями, с целым ожерельем острых зубцов поверху, с двойным поясом стен толщиною в пять гязов. Одной ногой оперлась она на Конд, другой на Дамур-булах и, раскрыв одну пасть на север, другую на юг, воздев к небу иссохшую свою голову, расстилая по земле широкие полы свои, белея гладко оштукатуренным бесстыдным лицом с тысячью жерл, с тысячью окон, подобных вытаращенным в разные стороны глазам,— охватила она когтями и прижала к груди каменистое, ужасающее, черноликое Зангинское ущелье,— безволосая, безъязыкая, поистине людоедская Ереванская крепость. Издали старается она скрыть пожелтевшее лицо свое, опускает ненасытные очи долу, чтобы тем скорее ввести в обман простодушного зрителя, тем легче приманить его к себе, а потом потихоньку, без шума поглотить и уничтожить.»

Понять Хачатура Абовяна можно. Ведь он прекрасно знал, что армяне никогда не были хозяевами Иреванской крепости, что они всегда были подвластны истинным хозяевам – этой земли – тюркам-азербайджанцам и лишь по милости последних жили у ее стен.

Но, постепенно, концепция армянского национализма начинает меняться. Под властью Российской империи армяне разбогатели, а их националисты «обнаглели» поставив в зависимость от себя на Кавказе даже самих русских.

Страх бывших рабов перед крепостями своих владык ушел в прошлое. И теперь, армянские фальсификаторы стали сочинять себе «великую историю» , приписывая себе чужие крепости.

Так и появились абсолютно лживые и фантастические произведения – как «Взятие крепости Тмкаберда», которое сейчас армянские фальсификаторы рассматривают едва ли не как «исторический документ» и на основании больных фантазий своего поэта и претендуют на грузинскую крепость Тмогви.

Вот только наглости сочинить подобную лживую «историю» об азербайджанской Иреванской крепости у армянских писателей и поэтов не хватило. К тому же , их кумир – Хачатур Абовян явно подчеркивал именно неармянское происхождение крепости, которое ему было ненавистно. А то, что армянские националисты не могут сфальсифицировав присвоить себе – они уничтожают. Как, к примеру недавно разрушили грузинскую церковь в селе Кархи Ахалкалакского муниципалитета.

Поэтому нет ничего удивительного, что после того как армянские националисты получили в свое распоряжение старинный азербайджанский город Иреван – они срыли до основания Иреванскую крепость, не оставив от него камня на камне. Чтобы стереть память о коренном населении этой земли – азербайджанцах.

В итоге сегодня Ереван – единственная из мировых столиц которая, несмотря на декларируемую армянскими властями «древность», не имеет исторического центра.

Армянские националисты, разрушив имеющую огромное историческое и культурное значение азербайджанскую Иреванскую крепость, сейчас вместо того, чтобы ее восстановить – претендуют на другую чужую, на этот раз грузинскую крепость – Тмогви. С понятной целью – прибрать к рукам грузинские земли Самцхе-Джавахети. Чтобы поступить там с грузинами также, как с и коренным азербайджанским населением Иревана и Иреванского ханства, которое было изгнано с родной земли до последнего человека.

Kavkazplus

Прочитано : 9046


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента