АНАЛИТИКА

Ереван претендуют на «размороженные» иранские деньги

21.01.16 21:50


Почему-то считается, что Исламская республика Иран является антизападным государством, которая делает все для защиты прав и интересов мусульман. Однако факты показывают, что это иногда бывает не совсем так.

В частности недавнее снятие санкций против Ирана пришлось как раз на очень болезненный для большинства мусульманских стран специализирующихся на нефтедобыче. Нефть и без того падала в цене, а тут Запад в самый не подходящий момент снимает санкции против одного из основных мировых добытчиков нефти. Хотя ничего не мешало ему это сделать раньше, когда цены на нфть были достаточно высокими.

Иран же вместо того чтобы «придержать» свою нефть и повременить с выходом с новыми объемами на рынок начинает рассказывать о своих грандиозных планах по наращиванию нефтеэкспорта. Тем самым он ставит в тяжелейшее положение не только мусульманские нефтедобывающие страны, но и вроде бы союзную Россию, бюджет которой зависит от экспорта нефти и другого сырья чья цена зависит от цен на энергоносители.
Другой пример тоже вопиющий то что, декларируя защиту мусульман Иран фактически поддерживает оккупацию Арменией азербайджанского Карабаха откуда изгнано свыше 1 млн. мусульман, и где разрушены и поруганы десятки мечетей. Причем изгнали «друзья» Тегерана армяне из Карабаха таких же мусульман-шиитов которые в Иране. Это тоже не совсем вписывается в логику самостоятельного поведения Ирана, «независимого» от Запада.

Особенно если учесть что Армения фактически является несмотря на формальные союзнические отношения с Россией едва ли не «любимым детищем» Запада в регионе Ближнего и Среднего Востока после Израиля. А армянская диаспора, в основном базирующая на Западе делает все, чтобы поддерживать агрессивное армянское государства.

Есть большие подозрения, что нынешнее абсолютно не своевременное для мусульманского мира и России снятие санкций с Ирана не обошлось не без усилий международного армянского лобби, которая естественно за свои услуги хочет «благодарности» в виде части разблокированных на счетах западных банков иранских денег. При чем эти деньги планируется потратить как раз на те проекты, которые уменьшают зависимость Армении от России и наоборот, через Иран больше привязывают ее к Западу.

Именно поэтому в Ереване так восторженно восприняли снятие санкций с Ирана и сразу же предъявили иранской стороне инвестиционные проекты, в которые нужно вложить деньги.

Очень быстро после снятия санкций из Еревана в Иран отправился с рабочим визитом в Иран министр транспорта и связи Армении Гагик Бегларян, который встретился 20 января 2016 г. с министром связи и информационных технологий Ирана Махмудом Вайези и с министром транспорта и градостроительства Аббасом Ахунди.
Сообщается, что стороны обсудили вопросы, связанные с созданием коридора между Персидским заливом и Черным морем, в частности, о прокладке железной дороги Джульфа-Ерасх.

После встречи Гагик Бегларян заявил, что в этом вопросе может быть прогресс. «В Армении строится соответствующий международным стандартам автобан, который соединит Иран и Грузию. Есть надежда, что до 2018 года удастся завершить участок Ереван-граница Грузии. Мы намерены подписать соглашения, которые позволят довезти иранские товары до Черного моря».

Министр транспорта Ирана не стал возражать своему армянскому коллеге и отметил, что в прошлом году грузоперевозки между Ираном и Арменией выросли на 50%. 10 тысяч грузовиков прибыли из Ирана в Армению, 2 тыс. – в обратном направлении. Тем самым иранский чиновник дал понять, что транзит грузов в армянском направлении можно было бы и увеличить.

«С Арменией велись переговоры по поводу железной дороги Джульфа-Ерасх, и нужно достичь соглашения по поводу финансирования», сказал Аббас Ахунди.

Еще одним косвенным свидетельством того, что армяне всерьез рассчитывают на иранские деньги и этот момент обсуждается и в России, является мнение российского политолога, старшего научного сотрудника МГИМО Леонида Гусева высказанное им в интервью RUSARMINFO, о том, что снятие санкций с Ирана пойдет на руку Армении.

На начальном этапе, получив доступ к $55 миллиардам своих ранее замороженных валютных резервов, Иран может реализовать с Арменией множество проектов, считает Леонид Гусев.

«С Ереваном у Тегерана три основных проекта – железная дорога Иран –Армения, строительство нефтепровода и Мегринской ГЭС. Я полагаю, что эти проекты в скором времени получат финансирование с иранской стороны». Также по мнению Гусева, в создавшихся условиях кроме углубления двустороннего сотрудничества Армении есть все шансы стать центром торговли между Ираном и Евразийским экономическим союзом.

«Поставки товаров в страны ЕАЭС через армяно-иранскую границу позволит Армении стать транзитным центром в рамках ЕАЭС и получать хорошие дивиденды. Можно с уверенностью сказать, что при реализации торговых отношений Ирана с ЕАЭС произойдет оживление армянской экономики» — отметил Леонид Гусев.

Правда все эти прожекты Еревана и армянского лобби могут упереться в банальное нежелание Тегерана удовлетворять армянские «инвестиционные запросы» и делать и Армении «великую транзитною державу» за счет своих денег. Которые Ирану нужны на другие, более полезные для экономики страны проекты. Ведь экспортировать свои товары в черноморский регион Иран может спокойно через территорию Турции и для этого ему не нужно строить специальных дорогостоящих железных дорог через Армению.

Правда по видимому армянское лобби пока что намекает официальному Тегерану о необходимости «благодарности» за помощь в снятии санкций. Официальному же Тегерану, который, увы, все больше идет на поводу маленького и весьма агрессивного соседа, «навязавшегося» ему в «союзники», отказать сразу неудобно.

KavkazPlus

Прочитано : 469


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента