АНАЛИТИКА

Политизировать вопрос «Газпрома» недопустимо

23.01.16 20:05


Как эксперты расценивают переговоры правительства Грузии с «Газпромом», и существует ли опасность, что эта компания на грузинском рынке заменит азербайджанскую компанию SOCAR. Оппозиция активно говорит о том, что грузинская сторона собирается заменить ее «Газпромом», и поэтому обеспокоенность наших соседей реальна. Что происходит в действительности и чему служил недавний визит президента SOCAR а в Грузию? Этой темы касалась беседа корреспондента «Версия» с экспертами по вопросам энергетики Михаилом Дундуа и Леваном Каландадзе.

«Версия»: - Какова ваша оценка переговоров, ведущихся с «Газпромом»?

Михаил Дундуа: - Это сделка, связанная с изменением формы оплаты. Как известно, через Грузию газ из России подается в Армению. Взамен Россия платит десять процентов транзита натурой, в виде газа. «Газпром» ставит вопрос следующим образом: они за транзит заплатят деньгами, а если Грузия захочет получить газ из России, она оплатит его стоимость деньгами. Тут речь не идет о новых поставках и каком-либо эксклюзиве, имеется в виду только форма оплаты.

Что касается того, почему возросло потребление газа, то, во-первых, открылось много промышленных объектов, а, во-вторых, осуществлена газификация сельских населенных пунктов.

Соответственно, по сравнению с 2014 годом, потребление газа возросло на 19 процентов. Именно с целью восполнения этого дефицита ведутся переговоры. К тому же, на фоне того, что в период пика мы потребляем 11-12 миллионов кубометров газа, а на сегодня из «СОКАРа» мы получаем шесть миллионов кубометров, точнее, 5,8 миллиона, с «Шахдениза» (газовое месторождение в Азербайджане – ред.) – 2,9 миллиона. Соответственно, дефицит составляет 2,2 миллиона кубометров. На сегодня этот газ мы получаем именно из России.

«Версия»: - Вы считаете, что этот рычаг российская сторона не использует в качестве политического оружия?

Михаил Дундуа: - Эти риски, конечно, существуют, но риск не возрастает и не снижается, поскольку Россия и сегодня может перекрыть нам газ, оставив нас без топлива.

«Версия»: - Тогда почему обеспокоен Азербайджан?

Михаил Дундуа: - А в чем выражается эта обеспокоенность?

«Версия»: - Хотя бы в том, что для обсуждения именно этого вопроса на днях в Грузии побывала серьезная делегация во главе с президентом «СОКАРа»...

Михаил Дундуа: - Руководство «СОКАРА» имело конкретное предложение: они говорят, что в случае надобности, они могут дать нам дополнительно один миллион кубометров газа.

Я думаю, что трубопровод «Шахдениза» может пропустить только 0,5 миллиона кубометров. Вообще, этот газ не предназначен для населения. Он нужен для теплоэлектростанций, которые только что построены и работают на этом топливе. Если мы не найдем альтернативный газ, зимой придется остановить эти станции, а это обойдется дороже. То, что предлагает Россия, отвечает международным стандартам, и этому процессу Грузия просто не сможет противостоять.

Леван Каландадзе: - Политизация этого вопроса и всякие опасения излишни. Определенные группы общества дают неверные оценки. Такое поведение политиков меня не удивляет, поскольку этим они пытаются заработать баллы. Реально же, на повестке дня не стоит замена азербайджанского газа каким-либо иным топливом. Тут речь идет о том, что в зимний период в Грузии имеет место дефицит газа в объеме 2,5 миллиона кубометров. Правительство Грузии ведет переговоры, как с «СОКАРом», так и с «Газпромом».

Недавний визит делегации «СОКАРа» в Тбилиси показал, что эта компания не может обеспечить восполнение имеющегося дефицита. Они, максимум, за счет увеличения давления могут добавить нам один миллион кубометров газа, хотя это тоже в том случае, если удастся заменить имеющиеся компрессоры, т.е. «СОКАР» должен будет осуществить инвестиции. Это не делается за два-три дня. А если компания все же проделает эту работу, остается дефицит в объеме 1,5 миллиона кубометров.


«Версия»: - То есть, опасения не имеют под собой почвы?

Леван Каландадзе: - Ныне на рынке Грузии удельный вес «СОКАРа» составляет 88 процента, остальные 12 процентов принадлежат «Газпрому». Если «СОКАР» не сможет дать дополнительно один миллион кубометров, 80 процентов газа все же останется за ним.

Опасения явно лишены оснований. Азербайджан – главный стратегический партнер Грузии, и это положение не изменится, поскольку наши страны имеют общие цели и общую стратегию. Поэтому их взаимоотношения в данном направлении будут безальтернативными. Ныне речь идет о балансировке технического дефицита, и, хотим мы того или нет, мы должны его сбалансировать, что и делает сейчас государство.

Автор: Бато Джапаридзе

Источник: Газета «Версия»

Прочитано : 604


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента