АНАЛИТИКА

Абхазский язык вымрет за 20 лет, гораздо быстрее, чем предполагалось еще год назад

08.11.19 22:40


Лет через 20 нужно будет искать людей, знающих абхазский язык. Об этом заявил абхазский лингвист, доктор филологических наук, директор Экспертного фонда «Ахьыпшымра» Вячеслав Чирикба в программе «Битый час» на странице одноименного информационного ресурса в Facebook.

Самое интересное, что всего год назад тот же Вячеслав Чирикба был более оптимистично настроен относительно перспектив абхазского языка. Тогда он считал что через двадцать лет в Абхазии останется 40% абхазов, знающих родной язык. (об этом в материале «Нужен метод: почему 80% детей в Абхазии не владеют родным языком» https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20191027/1028698803/Nuzhen-metod-pochemu-80-detey-v-Abkhazii-ne-vladeyut-rodnym-yazykom.html ). Тогда такой печальный результат дали результаты исследования в рамках программы "Абазины и абхазы: перспективы сохранения и развития языков, полевые исследования и архивные материалы".

Исследование тогда было проведено по всем районам Абхазии. «И выяснили, что в селе ситуация хорошая, однако сельское население постепенно становится городским по экономическим причинам. Уровень знания абхазского языка в младших классах школ и детских садах колеблется от 20 до 30 процентов. Язык явно сдает свои позиции очень быстро», — отметил год назад Вячеслав Чирикба.

Но сегодня у Вячеслава Чирикба не осталось даже надежды на абхазское село. Год назад он все же надеялся, что через 20 лет хотя бы 40% абхазов будут знать родной язык – сегодня у него нет надежды даже на то, что через 20 лет сохранятся хотя бы единичные носители абхазского языка.

Старшее поколение уходит, молодежь абхазский язык забывает, поскольку на нем не общается, а дети его просто не знают.

Тот же Вячеславом Чирикба отмечая, что 80% абхазских детей не владеют свободно родным языком, с сожалением констатировал, что на выходе из абхазских детских садов они тоже не получают знания родного языка. Получался обратный эффект – если ребенка, не говорящего на абхазском, отправляли в абхазскую группу, вся группа начинала говорить на русском.

«Нет учебников по делопроизводству, нет словарей переводных. Это все требует подготовки. Нужны финансирования этих программ. Кроме того, необходимо еще и материальное стимулирование тех, кто знает язык хорошо. Например, в Испании – Басконии и Каталонии, доплачивают учителям, которые преподают родной язык. Здесь целый комплекс мер. Это все уже продумано, не надо ничего выдумывать», - говорит Вячеслав Чирикба.

Самое интересно, что Чикирба не сказал, что в Каталонии и в Баконии такое возможно только в рамках единой Испании, которая поддерживает языки региональных меньшинств. Как поддерживала в свое время абхазский язык Грузия. Станет Каталония «независимой» (как того хотят местные сепаратисты, которым сочувствуют сепаратисты абхазские). с каталонским языком будет так же история что и с абхазским. И наоборот, если вернется Абхазия в состав Грузии, будет такой же процветающей автономией с поддержкой родного языка, как сейчас Каталония, по факту самая богатая часть Испании.

И это без того, что численность абхазского этноса даже не знающего родной язык в Абхазии стремительно уменьшается. По данным независимых экспертов армяне уже давно обогнали абхазов по численности на территории сепаратисткой Абхазии. Если тенденция сохранится – абхазы станут на своей земле незначительным вымирающим меньшинством, к тому же не знающим родного языка.

Между тем еще совсем недавно, до 1992 года абхазский язык знали практически все без исключения абхазы. Более того сепаратистская война против Грузии шла якобы «против ущемления абхазского языка. И это несмотря на то, что Грузия делало все для развития абхазского языка, абхазской культуры, абхазской литературы, издания абхазских книг.

После завоевания сепаратисткой «независимости» все программы поддержки абхазского языка были свернуты. Устремившаяся из сел в города, в «трофейные» квартиры абхазская молодежь очень быстро не только порвала с «корнями» и традициями, но и забыла родной язык.

С реальными «хозяевами» Абхазии, армянами, абхазы вынуждены общаться на «языке международного общения» – русском, который, кстати, знают намного хуже армян. Поэтому, несмотря на наличие российских паспортов , не могут устроиться в той же РФ на достойную работу.

Парадокс, но сейчас в Абхазии значительная часть абхазкой молодежи представляет собой печальное зрелище – это оторванные от корней, безработные и неприкаянные маргиналы, свой язык забывшие, а русскому не научившиеся т.е. по факту толком не знающие ни одного языка.

Оглядываясь на исторический опыт можно сказать одно - спасти и абхазский народ и абхазский язык может только единство с братским грузинским народом и возвращение в состав единого грузинского государства, где поддержка абхазскому языку оказывается на государственном уровне. Больше ничего абхазам не поможет, поскольку, и Кремлю и армянским «хозяевам» Абхазии исчезновение и абхазского языка и абхазского этноса выгодно.

Нет языка – нет народа. И тогда на территории Абхазии можно будет «хозяйничать» не обращая внимания на выродившийся, деградировавший, даже забывший свой язык коренной этнос.

Kavkazplus

Прочитано : 2908


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента