АНАЛИТИКА

Армяно-грузинский спор: Джавахети или «Джавахк»? Мина замедленного действия на юге Грузии

10.03.20 11:35


Окончание

Статья Владимира Рамишвили «Армяно-грузинский спор: Джавахети или «Джавахк»? опубликованная почти 13 лет назад остается сегодня очень актуальной, поскольку сепаратистские настроения в Самцхе-Джавахети ни куда не делись, а наоборот еще усилились. В сложнейшей геополитической обстановке, которая складывается вокруг Грузии «джавахкский» армянский сепаратизм являющийся «миной замедленного действия» под грузинской государственностью и готов «рвануть» в любой момент. Публикуем окончание статьи:

…Нынешняя ситуация в Джавахети служит серьезным доказательством тому, что «Джавахк» готовится к любым возможным вариантам. Ибо (наряду с НДД) у армян губернии есть военизированная организация «Парванц» (так по-армянски звучит название озера в Джавахети. которое по-грузински именуется «Паравани»). Оружие. которым владеет та структура. первоначально принадлежало местной российской военной базе.

Что касается НДД. то в его рядах насчитывается 5 тыс. боевиков. Радикально настроенные деятели «Джавахка» находятся под влиянием партии «Дашнакцутюн», известной террористическими акциями на протяжении всей своей истории. Она требует присоединения провинции к Армении. Более того на «Джавахк» оказывает влияние Москва и Ереван.

С учетом реалий — наличие проблем с Абхазией и Южной Осетией — появление проблемы Джавахети таит в себе немалую угрозу, она также способна нарушить территориальную целостность Грузии.

Джавахети несет важнейшее стратегическое значение не только для Грузии, но и для Армении, значит, и для тех, кто стоит за ними. Другими словами, хотя права и положение армян в Джавахети — сугубо внутреннее дело Грузии, тем не менее, эта проблема носит общерегиональный характер (и даже более значимый). В этом контексте достаточно отметить следующее:

• предыстория проблемы Джавахети уходит корнями в прошлое, это — преимущественно последствия переселенческой политики Российской империи на Центральном Кавказе в ХIХ — начале ХХ веков;

• на фоне армяно-грузинских территориальных споров проблема Джавахети возникла во второй половине ХХ века? когда Россия начала массовое переселение иранских и османских армян па захваченный ею силой оружия Центральный Кавказ. С тех пор идут «баталии» между армянскими и грузинскими интеллектуалами об исторической принадлежности Джавахети;
после советизации Центрального Кавказа и вплоть до распада СССР (1991 г.) этот спор носил «академический» характер:

• ныне ситуация обрела четкие геополитические линии. В споре непосредственно присутствует Россия.. Установив тесные военные и экономические связи с Арменией, она планирует создать ось Москва — Ереван — Тегеран. Это необходимо ей, во-первых, для возвращения в полном объеме на Центральный Кавказ, как это было до 1991 года. Во-вторых, для участия в региональных и континентальных проектах, в которых задействованы Азербайджан и Грузия. В-третьих, для противодействия проникновению в регион Запада, в том числе США. В-четвертых, для нейтрализации оси Анкара — Тбилиси — Баку, явно тяготеющей к Западу и НАТО, то есть РФ стремится преградить США и их союзникам путь на Кавказ. В-пятых, поддерживая сецессионные настроения в Абхазии, Южной Осетии, Аджарии и Джавахети, Москва намерена создать независимый от Тбилиси коридор от Армении к Батуми;

• в то время, когда сепаратистские движения в Абхазии и Южной Осетии угрожают расколом Грузии, армяне Джавахети ведут себя столь независимо, что это наводит на мысль о появлении нового сецессионного вектора. При этом придается важнейшее значение российскому фактору. Ведь не случайно местные армяне категорически выступали против вывода российской военной базы в Ахалкалаки: она — их военный гарант: к тому же многие армяне работали на этой базе и получали зарплату в рублях, которые широко обращались в Джавахети; да и немалую часть военного контингента базы составляли армяне.

Армения предлагает нестандартный выход из сложившейся ситуации:

• Обеспечение физической безопасности местных армян

• временное дислоцирование в Джавахети ограниченного военного континента США:
• экономическая реабилитация Джавахети:

• Ереван и армянская диаспора готовы взять на себя решение первоочередных мер по смягчению напряженности в Джавалети.

О большом внимании Еревана к данной проблеме свидетельствует и то; что у премьер-министра Армении есть специальный советник по делам Джавахети, будто эта территория — составная часть Республики Армения. Советник заявил:
«Население видит, что у него нет возможности участвовать в управлении регионом. Люди начинают думать, что они должны решать свои проблемы самостоятельно. Попытки заставить грузинское правительство заняться решением социальных и экономических проблем региона ничего не дают, поскольку власти слышат в любой критике зловещие отзвуки сепаратизма».

Ему вторит один из лидеров еще одной местной армянской организации — «Вирк», который заявил, что выступает за автономию, ибо «мы не видим практических шагов властей. за последние 10—12 лет».

Фактически Армения уже «решила» проблему Джавахети в свою пользу.

Нынешняя ситуация в Джавахети

Для израненной двумя конфликтами Грузии (абхазским и югоосетинским) губерния стала еще одной миной замедленного действия. В Тбилиси это понимают, особенно на фоне участившихся требований тамошних армян о предоставлении им автономии.

Тем более что Ереван ведет и подковерную работу. Ибо, во-первых, Армения вряд ли остановит решение проблемы Джавахети на полпути. У нее есть солидный опыт «ползучей аннексии» чужих территорий. Во-вторых, она всегда может рассчитывать на поддержку России, которая стремится вернуться на Центральный Кавказ в полном объеме. В-третьих, побывавшие в Джавахети эмиссары Еревана отмечают: находясь в Ахалкалаки, забываешь, что ты не в Армении, — повсюду слышна армянская речь, играет армянская музыка и из принадлежность Ахалкалаки Грузии указывают лишь грузинские номера автомашин. В-четвертых, российская военная база являлась неотъемлемой частью жизненного уклада армян-джавахкцев. «Воодушевленные» такой ситуацией, арменисты, не стесняясь, заявляли: вывод базы создаст угрозу «для физической безопасности армянской части населения Самцхе-Джавахетии».

Более того, как заявляют в `Армении, если Грузия предпримет силовые акции против армянских политических движений в Джавахети, то «официальный Ереван ие останется безучастным к судьбе своих соотечественников, проживающих в Джавахке».

В силу многих причин именно Россия до сих пор имеет наибольшее влияние на Центральном Кавказе, в том числе в Джавахети. Достаточно отметить, что она:
вышла победителем в серии войн ХVП —ХІХ веков Османской и Иранской державами за Кавказ:

• в течение периода ХІХ — начало ХХ веков владела этим субрегионом включенным в Кавказское наместничество Российской империи;
тогда же она переселила сюда значительную массу османских и иранских армян;

• в ХХ веке создала здесь военные и политические структуры, а также экономические путы, накрепко привязавшие субрегион к Москве.

Ситуация с Джавахети все более политизируется, что обусловлено целенаправленными действиями Еревана и Москвы. Под их влиянием местные армянские организации все активнее требуют удовлетворить требования армян губернии, то есть предоставить им широкую автономию”. В эту проблему вмешиваются радикальные политические партии Армении, в первую очередь «Дашнакцугюк», а также официальные представители Еревана (своими публичными выступлениями). Так, на ХХІХ съезде партии «Дашнакцутюн» (февраль 2004 г.) было сказано: «Мы дорожим дружбой с Грузией и можем проявить занитересованность в территориальной целостности Грузии, если власти страны осознают, что, не удовлетворяя требование армян «Джавахка» об автономии, они могут поставить под угрозу интересы всей Грузии». Вместе с тем в программе «Дашнакцутюн» сказано, что Ахалкалаки должен войти в Армению». О том же говорится в программе «Джавахк». Естественно. в стороне от «проблемы Джавахети» не остаются армянские церковь и диаспора.

Воодушевленные поддержкой Москвы и Еревана, армяне и организации губернии обращаются к официальному Тбилиси с призывом «предоставить региону Самихе-Джавахетия (в его нынешних административных границах) и прилегающим населенным пунктам Квемо-Картли. где большинство жителей также составляют армяне, статус одного из автономных федеральных субъектов Грузии с признанием за ним широких полномочий по самоуправлению, включая право на избрание всех органов местного самоуправления. а также с приданием армянскому языку статуса второго официального языка в регионе».

Заключение

Таким образом, фактически Джавахети ныне армянский сетельмент на грузинской земле, ибо там власть Тбилиси носит виртуальный характер, как в Абхазии и Южной Осетии.

Следует напомнить о следующем:

• Сегодня в Квемо-Каргли проживают преимущественно азербайджанцы, примерно 500 тыс. они — самое большое национальное меньшинство Грузии;

• официальный Тбилиси должен оценить и «радоваться» тому, что самое многочисленное меньшинство Грузии — азербайджанцы, компактно проживающие в Квемо-Картли, не требуют для себя автономии (или независимости), не выступают под сепаратистскими лозунгами, не имеют собственных политических организаций, не получают указаний от официального Баку; то есть не идут путем армян Джавахети, абхазов и южных осетин.

В связи с армяно-грузинским спором относительно Джавахети целесообразно обратить внимание на следующее:

• в государственной структуре Армении существует должность советника премьер-министра по делам Джавахети;

• оно наводит на мысль о том, что в Армении проблему Джавахети рассматривают на самом высоком государственном уровне и в определенном направлении.

• отсюда следует вывод: Армения вполне серьезно и однозначно планирует будущее Джавахети как «армянской территории»:

• есть факторы, способные остудить горячие армянские головы, мечтающие об отторжении Джавахети от Грузии. Это — международные геоэкономические проекты, требующие не только мира, но и определенного порядка, согласия и статуса кво на Центральном Кавказе;

• среди них ТРАСЕКА и Великий шелковый путь — развитие транспортных коридоров от Китая до Европы через Кавказ; нефтепроводы Баку — Тбилиси —Джейхан и Баку — Батуми — Супса: газопроводы «Голубой поток» (с ответвлениями на Центральный Кавкао) и Баку — Тбилиси — Эрзерум; соглашение между Грузией, Азербайджаном и Украиной о создании транспортного коридора; реализация проекта железной дороги Баку — Тбилиси — Карс; участие стран Центрального Кавказа в программах Евросоюза. НАТО («Партнерство ради мира»); в организациях ОЧЭС, ГУАМ, СНГ.

Если Ереван по-прежнему будет рассматривать свои отношения с Баку и Тбилиси, исходя из позиций Москвы, то Республика Армения останется политическим маргиналом на обочине столбовой дороги глобализации, которая уже охватила Центральный Кавказ.

Ереван, с его узким ориентиром на Москву и Тегеран, продолжает оставаться таким маргиналом, страдающим от подобной ипостаси как экономически, информационно, социально, этнически, финансово, торгово, так и геостратегически и геополитически. Другими словами, Республика Армения со своими территориальными претензиями к соседям из Центральном Кавказе сама загнала себя на край Кавказской «шахматной доски».

Владимир Рамишвили (Президент грузинской Национальной академии)

Прочитано : 4195


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента