ЭКОНОМИКА

Согласие Грузии на предложения «Газпрома» будет преступлением

30.01.16 17:55


Профессор Ладо Папава поделился с корр. агентства «Интерпрессньюс» своим мнением о переговорах между правительством Грузии и «Газпромом», и разными видениями в связи с этим в обществе.

- Сейчас тема отношений Грузии с «Газпромом» является самой актуальной и обсуждаемой. Участники диспутов выражают диаметрально разные мнения. Никто уже не спорит о том, что заявления министра Каладзе тоже нередко отличаются друг от друга. Как бы Вы оценили полемику в связи с отношениями Грузии и «Газпрома»?

- «Газпром» уже давно хочет получить влияние на Грузию. Это не новость. Это практически началось после того, как Грузия добилась независимости. Однако эта тема стала особенно актуальной после «революции роз».

После «Революции роз» «Газпром» начал завоевывать влияние над Южным Кавказом, это особенно отразилось на Армении. Он смог заполучить в Армении трубопровод, тот, который существовал во время СССР. «Газпром» это орган, который сохранился с того времени. Естественно, что после распада СССР эти трубопроводы остались тем республикам, где эти трубопроводы территориально находились. Поэтому когда мы говорим о трубопроводе, существующем на территории Армении, после развала СССР он остался Армении. В 2000-е годы «Газпрому» удалось заполучить этот трубопровод. Больше того, в 2000-х годах началось строительство трубопровода между Ираном и Арменией. Еще на стадии строительства «Газпром» прибрал к рукам и этот трубопровод.

В Грузии остался единственный трубопровод, построенный во времена СССР, который известен под названием магистрального газопровода, он находится на территории Грузии, и «Газпром» не является его владельцем. То есть это 225 километровый трубопровод, который входит в Грузию с севера, из России, и переходит в Армению. «Газпром» уже давно старается установить контроль над этим трубопроводом.

Примечательно, что после «революции роз» на эту тему, то есть об этом трубопроводе тогдашнее правительство сделало такое заявление: «Трубопровод не Крестовый монастырь или Светицховели, чтобы нельзя было его продать». Почему-то сейчас все забыли об этом. Тогда даже начались переговоры на эту тему с «Газпромом». Грузинская сторона требовала за этот трубопровод 300 миллионов долларов, а «Газпром» был готов заплатить 150 миллионов долларов. Появилась французская посредническая компания. То, о чем я сейчас говорю, и сейчас вполне доступно в интернете. Посредническая компания старалась, чтобы стороны достигли договоренности, но в конечном итоге эта договоренность не состоялась, поскольку в это дело вмешалось дружественное государство, Соединенные Штаты Америки.

США запретили грузинскому правительству продавать газопровод, и в виде «компенсации» из программы «Вызова тысячелетия» выделили Грузии почти до 50 миллионов долларов США на реабилитацию магистрального газопровода. Все это произошло весной 2006 года. В договор было вложено, что в течение пяти лет Грузия не продаст трубопровод. Этот срок был определен для осуществления реабилитационной работы на трубопроводе. Тогда Госдеп США спас население Грузии от правительства «националов». За это огромное спасибо Соединенным Штатам Америки.

Думаю, что и сегодня всячески оправдано, чтобы население Грузии попросило США вмешаться в это дело, поскольку то, что сейчас происходит, возмутительно. Дело касается столь важного для нас транзитного газа, и не имеет значения, это происходит из-за непрофессионализма, или из-за особой сделки, о которой общество, и в том числе я, разумеется, не имеем, и не можем иметь информацию.

- Были разные заявления также в связи с тем, о чем идет конкретно торговля с «Газпромом». Министр Каладзе один раз сказал, что торгуются о цене транзита, второй раз - что торгуются о получении стоимости транзита. Как Вы поняли, на какой вопрос ведет реально переговоры министр Каладзе с «Газпромом»?

- Меня мало интересует, что конкретно сказал тот или иной политик, или государственный чиновник. Я исхожу из того, какая складывается картина. А картина такова: еще во время правительства Шеварднадзе удалось оформить с «Газпромом» уникальный договор. Соответственно договору, по магистральному газопроводу, по которому Армения получала газ из России, Грузия в виде стоимости за транзит получала натурой 10% пропущенного газа. То есть, Грузия получала за транзит не деньги, а газ, соответствующий стоимости транзита. Это было уникальное решение. В энергетике, как и в любой сфере экономики, цены изменчивые, они то повышаются, то понижаются.

10% пропущенного газа составляет 12% совокупного количества потребляемого Грузией газа. Если мы не получим это количество газа в виде газа, тогда придется покупать газ этого количества за деньги. Речь идет о том, что Россия, разумеется, предпочитает иметь с Грузией оплату не натурой, а деньгами. Скажу почему. Ясно как в Божий день, с чем мы имеем дело. Как я уже сказал, во-первых цены меняются, но главное, что в 2015 году Армения присоединилась к Евразийскому Союзу, а главным рычагом, объединяющим Евразийский Союз, является энергетика, и цены на энергетические источники, которые устанавливает Россия.

Допустим, правительство Грузии согласилось на предложение России, и Россия заплатила нам 10% пропущенного газа не натурой, то есть газом, а ее стоимостью, то есть деньгами. Количество денег, которые должны будут платить нам, будет зависеть от того, о какой цене газа договорятся Москва и Ереван. Но Грузия не член Евразийского Союза, и упаси нас Господь от этого. Это оставляет Москве рычаг сказать нам, дескать, я предлагаю Еревану низкую цену на газ потому, что Армения член Евразийского Союза. Исходя из этой цены сумма, полагаемая нам за транзит, будет низкой. Если мы решим купить газ у России, она увеличит стоимость газа для нас, поскольку мы не являемся членами Евразийского Союза. Таким образом, мы из нашего энергетического баланса потеряем 12% газа в натуре, а полученных взамен денег нам не хватит для того, чтобы купить необходимое количество газа. Получается, что мы сами себе осложняем дело?

-То есть, во время переговоров с «Газпромом» грузинская сторона ни в коем случае не должна уступать позицию, что Грузия должна получать стоимость транзита из «Газпрома» в виде натуры, то есть газа?

- Да, это так. Если мы согласимся на получение стоимости транзита деньгами, 12% потребленного газа нам придется покупать, а у кого его покупать? Для транспортировки газа необходим газопровод, его никто на танках не доставит. Необходимое для нас количество газа мы должны получить из той трубы, которая существует на сегодня. Кроме того, непонятными играми с «Газпромом» мы можем обидеть нашего стратегического партнера, Азербайджан. Не исключено, что в таком случае Азербайджан не даст нам свой газ по сравнительно низкой цене. Возможно, получится так, что на деньги, которые предлагает «Газпром», мы не сможем купить ни азербайджанский, ни российский газ. Если мы поставим себя под такое давление России, потом нам придется сокрушаться, дескать, выше головы не прыгнуть, и не вступить ли нам в Евразийский Союз, в противном случае газ ощутимо подорожает.

Правительство заявляет, что у русских есть такой аргумент: в мире нет практики, чтобы стоимость за транзит брали натурой, и, дескать, поэтому перейдем на денежное возмещение. Это не особо сильный аргумент, и вот почему: если бы этот транзитный договор впервые сейчас составлялся, это был бы серьезный аргумент, однако данный договор существует более чем 20 лет, и до сих пор его исправному действию опасность не создавалась. Если правительство Грузии пойдет на то, чтобы принять предложение России, это будет не ошибка, а очень большая ошибка и преступление. Поэтому я решил зафиксировать мое мнение по этому вопросу. Есть темы, на которые невозможно молчать.

Я не знаю, с чем мы имеем дело, с непрофессионализмом или со сделкой. Это не имеет значения, главное, чтобы не получилось, как у нас говорят, какая разница, волк нас съест или шакал. Если делается то, что наносит стране ущерб, не имеет значения, делается по вине непрофессионализма или сделки, для государственных интересов оба одинаково вредны.

- Насколько Вы ожидаете, что правительство примет правильное и наиболее оптимальное решение по данному вопросу?

- Пользуюсь случаем, и выражаю глубокое уважение в отношении нового премьер-министра, господина Георгия Квирикашвили. Я считаю, что это профессионал достаточно высокого уровня, и великолепный знаток экономики. Надеюсь, что премьер не допустит ошибку, и примет правильное решение в этом вопросе, как с экономической, так и политической точки зрения.

И еще, правительство Грузии обязательно должно принять во внимание то, чтобы не способствовать ухудшению грузинско-азербайджанских отношений. Сегодня большой интерес этого в регионе. В этом заинтересованы разные страны, разные силы, поэтому наше правительство должно приложить все усилия для того, чтобы не испортить грузинско-азербайджанские отношения, и вопрос газа не оказался именно тем вопросом, который может стать поводом и основанием для осложнения отношений между нами.

Источник: Газета «Ахали Таоба»

Прочитано : 2440


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента