АНАЛИТИКА

Нападение Армении на Грузию и грузино-армянская война 1918 г. – исторические факты. (Часть 2)

22.05.20 8:44


Продолжаем цитировать выдержки из книги «Из истории армяно-грузинских отношений. 1918 год (пограничные конфликты; переговоры; война; соглашение), изданной в 1919 г. в Тбилиси:

«Правительство Грузии по вопросу о разграничении территории Армянской и Грузинской республик определенно стояло на точке зрения отнесения всей Тифлисской губернии к территории Грузии. Соответственно, сему вслед за передачею дипломатическому представителю Армении ноты за № 4303 со стороны Военного Министра последовали следующие телеграфные распоряжения нашим военным властям в районе станции Санаин:

1) «Станция Кобер. Начальнику бронированных поездов Гогуадзе. Сегодня в 15 часов отправлены к вам разведчики 4 полка. Военмин приказал потребовать от армянских частей, чтобы очистили нашу территорию и отошли за станцию Шагали, которую занять вам. 20 октября 1918 года номер 672. Г. Полковник Гедеванов». (Станция Шагали расположена как раз на границе Тифлисской губернии и бывшего Алекеандропольского уезда бывшей Эриванской губернии ).

2) «Санаин. Начбронпоезда Гогуадзе. Завтра 22-го октября 12 часов дня по железной дороге направляются вам 250 человек Губернского батальона; на Воронцовку походом идет отряд ген. Цицианова в составе батареи и пехоты; по прибытии ген. Цицианова он принимает общее командование всеми войсками. Требование об очистке всего Борчалинского уезда и об отходе на границу Тифлисской губернии безусловное. 21 октября 1918 года. Номер 3662. Полковник Гедеванов»…

Таким образом, в районе железной дороги к 20 октября 1918 года первоначальное положение грузинской линии было восстановлено. Более подробный сведения по поводу процесса ее восстановления содержатся в приводимой ниже телеграмме начальника бронированных поездов Гогуадзе.

Копия телеграммы начальника бронированных поездов Гогуадзе от 21 октября 1918 года на имя председателя Сове та Министров и Военного Министра Грузинской Республики и Председателя Главного Штаба Народной Гвардии:

«19 октября получил распоряжение отправиться с броневиками на Санаин и очистить территорию Грузии от вторгнувшихся армянских частей между ст. Кобер— Санаин и отбросить их до прежней временной границы, занимаемой турками— за мост на реке Дебедачай 117 версты между станцией Кобер— Калагеран, что мною приведено в исполнение... по слухам, армянские части обходят нас через дер. Гергеры— Привольная на Воронцовку с артиллерией и пулеметами, имея цель дойти до реки Храми и занять железнодорожный мост на этой реке . Нами приняты энергичные меры и послана разведка к дд. Привольная, Воронцовка для проверки дошедших до нас слухов. Высланный вами взвод под командою одного офицера прибыл, который высылается мною на пограничные посты для поддержания связи. О дальнейшем донесу. Начальник бронированных поездов Гогуадзе»...

Представляет значительный интерес упоминание о наличии слухов, о намерении армянских воинских частей дойти до реки Храми и занять железнодорожный мост на этой реке . Слухи об этих намерениях следует признать вполне достоверными, ибо впоследствии, во время декабрьского столкновения, таковые намерения получили себе вполне определенное выявление…

Тогда армянскими войсками было сделано задание занять Борчалинский уезд именно до реки Храми. Представляется поэтому очевидными, что они действительно существовали и что вопреки сделанным правительством Армении уверениям о том, что занятие его войсками в октябре 1918 года Кобера, Коринджа и Цатер явилось только плодом недоразумения, продвижение армянских войск в действительности имело целью сделать первую попытку к занятию вооруженной силою не только Кобера, Коринджа и Цатер, но и всей территории Борчалинскаго уезда, до реки Храми. В этом заключалось чаяние политических деятелей Армении и это чаяние они думали во чтобы то ни стало осуществить. И если бы армянскими войсками сразу же не было бы оказано решительного сопротивления, поддержанного германскими военными властями, то, несомненно, они не остановились бы у Кобера, а продолжали бы свое движение и дальше. Теперь ясно, что октябрьское выступление было тем, что называется разведкой в намеченном уже тогда военном марше к реке Храми.» Конец цитат из книги.

Из вышеприведенных цитат и документов обрисовываются планы ереванских «стратегов»: эвакуация турецких и немецких сил из Южного Кавказа по их замыслам создавала «вакуум», используя который армянские войска планировали захватить всю южную Грузию, первым этапом до реки Храми, а потом вплоть до Тбилиси а возможно и саму грузинскую столицу. Однако самоотверженность грузинских войск вставших на защиту своей Родины сорвала планы армянских агрессоров.

Почему мы должны помнить эту историю? Дело в том, что геополитическая обстановка осложняется. А претензии армянских националистов на грузинские земли никуда не делись.

Продолжение следует ...

Прочитано : 3691


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента