АНАЛИТИКА

Беспорядки в «понадеявшейся на Китай» Шри-Ланке – предостережение для Грузии

11.07.22 15:11


Ни для кого не секрет, что Китай вкладывает средства в строительство и транзитную инфраструктуры Грузии. Безусловно, в разумном объеме такие инвестиции можно приветствовать. Однако, при этом абсолютное китайское доминирование, учитывая то, что КНР сама является страной очень зависимой от глобальных процессов, опасно. Излишняя надежда на КНР и «китайскую помощь» без учета интересов других геополитических игроков может привести государство даже занимающее сверхвыгодное транзитное положение к катастрофе. И Шри-Ланка – самый красноречивый сегодняшний пример такого краха «излишней надежды на Китай».

Шри-Ланка бывшее британское владение Цейлон, входившее в Британскую Индию. И, накануне деколонизации, была не только разделена на две основные части индуистскую (собственно Индию) и мусульманскую (Пакистан), но от нее в качестве независимых государств отделили территории с преимущественно буддистским населением – Бирму (нынешнюю Мьянму) и Шри-Ланку.

Нужно отметить, что именно в небольших государствах организованных на месте бывших британских владений сохраняется наибольшее влияние британской Короны. Пример Сингапур, где безопасность государства, расположенного на стратегическом трансокеанском морском пути на Малаккском проливе, до сих пор по факту обеспечивает британский военный контингент.

Даже то, что такого же явного присутствия в Шри-Ланке Великобритания давно не имеет, все равно очевидно, что стратегическое значение Шри-Ланки на путях из восточной части Индийского Океана в западную огромно. И другие геополитические игроки долгое время не могли «освоить» Шри-Ланку в своих интересах.

В последние годы это попытался сделать Китай. Очень подробно и «прокитайски» об этом недавно было написано на сайте российского совета по международным делам в статье «Бегущий по волнам: путь Китая к статусу морской державы»
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sandbox/begushchiy-po-volnam-put-kitaya-k-statusu-morskoy-derzhavy/ :

«Китай последовательно добивается утверждения за собой статуса морской державы, и его инвестиции в строительство некоторых портов это дополнительно подтверждают. В частности, четыре портовых проекта были отмечены китайскими стратегами как потенциальные опорные пункты в Индо-Тихоокеанском регионе и заслуживают изучения. Каждый из них находится на разных стадиях разработки. Этими проектами являются порт Гвадар в Пакистане, порт Ко Ронг в Камбодже, порт Хамбантота в Шри-Ланке и порт Кьяукпью в Мьянме…

Порт Хамбантота был открыт в 2010 г., но, столкнувшись с проблемой оплаты, правительство Шри-Ланки осуществило обмен долга на акции, продлив 99-летнюю аренду китайской государственной компании China Merchants Ports (CMP) по цене 1,12 млрд. долл. В 2016 г. был предложен обмен долга на капитал, в результате которого китайскому государственному портовому оператору CMP была предоставлена 80% доля в компании. Безусловно, морское значение Хамбантоты для Пекина никогда не подвергалось сомнению. Расположение порта на южной оконечности Шри-Ланки с доступом к жизненно важным морским путям Южной Азии делает его важным коммерческим активом для Китая. Но инвестиции Пекина в Хамбантоту также имеют большое стратегическое значение. Этим обеспокоена Индия, потому что она вовлечена в конфликты как с Пакистаном, так и со Шри-Ланкой…

18 января 2020 г. во время визита китайского лидера Си Цзиньпина в Мьянму Китай и Мьянма подписали 33 двусторонних соглашения, в том числе по некоторым проектам, которые предусматривают строительство экономического коридора между южным Китаем и портом Кьяукпью в Индийском океане. В эти соглашения были включены железные дороги и глубоководные порты. После завершения строительства порта эта страна Юго-Восточной Азии и ее соседи будут более тесно связаны, также улучшится доступ Китая к мировому рынку и снизится его зависимость от нефти и газа, транспортируемых через Малаккский пролив.» – сообщается в статье.

Очевидно, что выстраивался «великий китайский транзитный морской путь», где ключевыми портами являются, имеющий перспективы связи по суше непосредственно с КНР, порт Кьяукпью в Мьянме, а также порт Хамбантота на Шри Ланке. Но нынешние беспорядки в Шри-Ланке, уже приведшие к отстранению от власти руководителей, подписавших соглашения с КНР. Это по сути «разрывает» столь тщательно встраиваемый «китайский морской путь».

Было изначально понятно, что усиление КНР в Индийском океане устраивало не всех геополитических игроков. И они начали «спецоперацию» по созданию проблем прокитайским властям в Шри-Ланке. Причем, что самое интересное, разжигать многолетний сепаратистский конфликт на острове, используя проживающую здесь вторую по численности этническую группу, тамилов, не стали. А пошли другим путем – экономическим.

В Шри-Ланке стали обострятся экономические проблемы «как по заказу» после того как в декабре 2017 г., Шри-Ланка официально передала Китаю в аренду сроком на 99 лет глубоководный порт Хамбантота на своем южном побережье. Усугубило положение и то, что Шри-Ланка стала в 2020-2021 г. страной невиданных для государств «третье мира» ковидных ограничений. Эти ограничения «добили» туризм и сельское хозяйство и привели страну у дефолту. А дальше беспорядки уже были «делом техники».

Самое интересное, что пик беспорядков на Шри-Ланке приведших к штурму правительственных резиденций пришелся примерно на то же самое время, что и отставка в бывшей метрополии, Великобритании, премьера Бориса Джонсона. Кому то это может показаться «случайностью», но учитывая то, что Борис Джонсон «играл в долгую», то последствия его решений будут ощущаться и после того, как он покинул свой пост. К тому же Джонсон уделял ключевое внимание глобальным транзитным маршрутам.

Kavkazplus

Прочитано : 3079


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента