Абхазам нужно договариваться с Грузией

25.04.23 0:32


Абхазский сепаратистский проект обречен, а будущее абхазского народа – только в единой Грузии и в братстве с грузинским народом. Это начинают понимать даже те, кто воевал за сепаратистскую Абхазию в войне 1992-1993 гг. Недавно высказал свое мнение участник сепаратистской войны, бывший командир батальона «Кабарда» черкесский общественный активист Ибрагим Яганов относительно того, что Абхазии нужно договариваться с Грузией:


В принципе, Ибрагим Яганов начал давно менять свои взгляды на абхазский сепаратистский проект. Он осознал то, что и абхазов, и северо-кавказцев, прежде всего черкесов, адыгейцев и кабардинцев та империя, которая в свое время организовала их геноцид, просто использовала в своих грязных и кровавых играх.

Ведь именно из-за Российской империи на своих коренных землях черкесы стали незначительным вымирающим этносом, обреченным на ассимиляцию. Причем, по сравнению с 1992-1993 г., ситуация для абхазо-адыгейских народов РФ, тех же адыгов, черкесов и кабардинцев многократно ухудшилась.

Во-первых, фактически вымирает их родной язык, молодежь (особенно в Адыгее и Черкессии) почти не говорит на родном языке, поскольку массово перешла на русский (та же ситуация и у абхазов несмотря на «независимое» государство). Во-вторых, разрушен традиционный уклад, вместе со страшим поколение уходит в прошлое национальная культура.

Демографическая ситуация у кабардинцев, черкесов и адыгейцев ненамного лучше, чем у вымирающих абхазов. Вообще абхазо-адыгейские народы РФ имеют самый низкий уровень рождаемости среди кавказских народов, он, по мнению ряда ученых, опустился уже ниже, чем у русских. Наряду с ассимиляцией это может привести к тому, что спустя 2-3 поколения эти народы просто исчезнут с лица земли.

Понятно, что черкесские активисты, такие как Яганов (а к «черкесам» или «адыге» относят и кабардинцев, и адыгейцев, это по факту один народ) давно уже задумывались о том, какая сила могла бы спасти их народов. И тот же Ибрагим Яганов, по-видимому, сделал правильный вывод, что кроме Грузии другой такой силы в мире просто нет.

Интересно, что тот же Ибрагим Яганов разочаровался в том, что он и его соплеменники воевали на стороне сепаратистов. Вот, к примеру, отрывок из интервью newcaucasus.com в 2021 году: « Скажу откровенно, то, что я сейчас вижу в Абхазии, ни я, ни мои ближайшие соратники, воевавшие со мной, принять не могут. Мы воевали не за то, что видим сейчас, а совершенно за другое. Это было 30 лет назад. Многое поменялось, выросло целое поколение людей, не видевших войну. Но, что меня удивляет: отношение абхазов к этой войне практически не изменилось. А вот в Грузии все кардинально поменялось! Мы видим в Грузии как раз то, за что мы воевали в Абхазии. Мы тогда были молодые и целеустремленные, романтичные люди. Все, о чем мы мечтали тогда в Абхазии, я реально, воочию увидел в Грузии. Именно поэтому мы сейчас пытаемся закрыть эту историческую страницу.»

Можно сказать, что абхазов и северокавказские народы тогда, в 1992 г., определенные силы обманули, заставив воевать против Грузии, страны, которая в итоге все же смогла реализовать ту самую «кавказскую мечту». Нет сомнения, что вместо с Грузией и сохранить свою самобытность и развиваться и абхазам, и северокавказским народам было бы и легче, и не было бы таких жертв и таких проблем. Но еще ничего не поздно исправить.

Безусловно, кабардинцам, черкесам и адыгейцам, как и абхазам нужно совместно с грузинским народом преодолеть такую темную страницу прошлого, как сепаратистская война 1992-1993 г. и найти пути к примирению. С грузинской стороны в этом отношении уже делается все возможное и в отношение абхазов (к примеру абхазы бесплатно получают в Грузии медицинскую помощь, недоступную в сепаратисткой Абхазии) и в отношение северокавказских народов. К примеру, Грузия первой и единственной в мире признала геноцид черкесов в 19-м столетии.

Есть надежда, что после краха сепаратистского проекта и восстановления единства Грузии, а особенно если начнет распадаться «империя» РФ, произойдет и примирение грузин с кабардинцами, черкесами и адыгейцами. Более того, геополитически Грузия станет той силой, заинтересованной в выживании и этих народов и сохранении их самобытности. Нужно учесть, что у этих народов просто не было истории независимой полноценной государственности. До захвата черкесских земель Российской империи они находились на стадии родового строя, так и не создав своего государства. Но в те эпохи, когда Грузия была единой и могущественной, они исторически входили в сферу влияния Грузинского государства.

Кроме Грузии, особенно, если грузинское общество осознает свою ответственность за будущее малых кавказских народов, других геополитических сил, которые могли бы позаботится о сохранении и северокавказских народов просто нет. Понятно, что Россия, которая сегодня гонит кабардинскую, черкесскую и адыгейскую молодежь, как и представителей других северокавказских народов «на убой» в Украину, заботиться о сохранении этих этносов принципиально не будет (не для этого Российская империя осуществляла в 19-м столетии их геноцид).

Более того, в Кремле, по-видимому, решили «повязать кровью» к империи северокавказские народы. Чтобы как можно больше пассионарной молодежи погибло на войне в Украине за интересы империи, ведь тогда сам факт «пролития крови за державу» и «память о погибших за Россию» будет держать северокавказские народы в орбите Москвы. В итоге, после поражения в войне, РФ склониться к распаду, и отстоять свою независимость северокавказским народам, потерявшим цвет своих наций на войне в Украине, будет очень непросто.

Западу северокавказские народы не особо нужны, то же касается Китая. А вот Грузия вполне может стать «страной притяжения» для черкесов, адыгейцев и кабардинцев, а также других северовкавказских народов (для ингушей она и без того уже «страна притяжения»). По сути, в рамках Грузии, возможно, все то же «абхазо-черкесское единство», на котором спекулятивно сыграли имперские силы, развязав сепаратистскую войну в 1992-1993 гг., но на этот раз уже без кровопролития и ненависти, на пользу, как грузинам, так и абхазо-адыгейским народам.

В нынешней России полным ходом идет процесс ассимиляции адыгейцев, черкесов и кабардинцев. Все же русская культура довольно далеко стоит от традиционной культуры северокавказских нардов. Но, даже потеряв свой родной язык, сделав «родным» русский язык и приняв русские «жизненные понятия», северокавказские народы остаются для шовинистически настроенных россиян людьми «второго сорта», хотя бы в силу своей «южной» внешности. Однако, для грузинского народа абсолютно чужды подобные настроения, особенно к культурно близким кавказским народам. Поэтому, в «грузинском мире» и абхазам, и черкесам будет куда комфортнее, чем в «русском мире» и они здесь смогу сохранять свою самобытность.

Александр Захариадзе

Прочитано : 3088


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента