АНАЛИТИКА

За что Ватикан наградил Пашиняна?

29.10.23 22:00


Недавно премьер-министр Армении Никол Пашинян был удостоен одной из самых высоких наград Ватикана для политиков, не являющихся подданными этого государства. Завершающий свою миссию апостольский нунций в Армении архиепископ Жозе Авелина Беттанкур от имени папы Римского Франциска вручил Пашиняну, как говорится на сайте премьера, «одну из высших наград Святого престола — Большой крест ордена Пия IX».

Оппозиционно настроенные по отношению к Пашиняну СМИ и ресурсы, связанные «пророссийскими» хайским лобби тут же злорадно начали писать о том, что Пашинян был награжден «за сдачу «арцаха». Хотя сам этот орден, учрежденный папой Пием IX 17 июня 1847 года, изначально вручался и сейчас вручается «за выдающиеся заслуги перед католической церковью». И эти заслуги у Никола Пашиняна безусловно есть.

Под руководством Никола Пашиняна Армения стремительно «разворачивается» и расторгает союз с Россией и переходит полностью в лагерь Запада, прежде всего максимально сближается со столь близкой к Ватикану Францией. На повестке дня уже вывод российской военной базы из Армении и выход из ОДКБ.

Огромная власть и влияние римских пап как исторически, так и в современном мире опирается на то, что у Ватикана есть целые народы - «народы-инструменты», которые помогают Ватикану осуществлять политику в глобальном масштабе. Хайи, как основа «армянского проекта», которые начали создавать римские папы и иезуиты еще в 17-м столетии один из таких народов. Масштабы и могущество государств этих «народов инструментов» или даже их отсутствие Ватикан беспокоят мало. Более того, отсутствие или потеря государственности иногда даже «плюс» для Ватикана, поскольку делает его более «верным» папскому престолу, как своей «последней надежде».

Самый яркий исторический пример поляки, которые потеряли государственность в конце 18 столетия в ходе разделов Речи Посполитой. И именно после этого почти на полтора столетия стали «самым преданным» в отношение римских пап народом. Ни один народ так последовательно на протяжении 19-начала и 20-го столетия не отстаивал католицизм как поляки, поскольку это стало основой их национальной идентичности.

Однако, после того как поляки вновь обрели свою государственность и геополитическую субъектность начались попытки выйти из под «плотной опеки» Ватикана. Эти попытки особенно усилились после Второй Мировой войны во времена, когда Польша стала частью «советского» блока. Ватикану пришлось для того, чтобы сохранить Польшу в орбите Ватикана пойти на беспрецедентный шаг – впервые за 400 лет избрать римским папой этнического поляка Кароля Войтылу, ставшего папой Ионном Павлом II.

С Арменией, пусть в «мягком виде», но тенденции были похожими. Обретение независимости и победа в первой карабахской войне, одержанная с помощью России и «русскими штыками» буквально «вскружила голову» хайским националистам. А после теракта в парламенте 27 октября 1999 г. и приход к власти в Армении «Карабахского клана» во главе с Робертом Кочаряном Армения на время стала явно больше слушать Москву, чем Ватикан. Пришлось Ватикану предпринимать шаги по возвращению своего влияния на хайев.

Есть еще один немаловажный фактор: вспомним, что, когда дашнаки определяли накануне распада СССР направление экспансии для создания «великой Армении», то «джавахское направление (планы захвата у Грузии Самцхе-Джавахети) лишь на один голос проиграло «арцахскому» (планам захвата у Азербайджана Карабаха). При этом, наряду с очевидной «большей близостью к выходу к Черному морю» со стороны Самцхе –Джавахети, в отличие от «тупикового» с этой точки зрения Карабаха, сторонники «джавахского» направления наверняка имели ввиду еще одни фактор. А именно разное влияние Ватикана на хайев Самцхе-Джавахети и хайев Карабаха.

В Самцхе-Джавахети среди хайских переселенцев, переселившихся сюда из Турции в 1829 г. огромный процент армяно-католиков, т.е. «непосредственной» паствы Ватикана. Не случайно, когда Эчмиадзин в лице Епархии Армянской апостольской церкви Грузии (ААЦ) в Грузии выдвинул незаконные претензий на 442 грузинских храма, тут же подчиненный Римскому папе Ординариат армяно-католической церкви в восточной Европе, с резиденцией в Гюмри, выдвинул такие же претензии на 23 грузинские церкви, в основном именно в Самцхе-Джавхети.

Совсем другое дело Карабах, исторически каноническая территория Албанского Католикосата, не имевшего никакого отношения ни к Ватикану, ни к хаям. Поглотившие местное албанское христианское население и присвоившие албанские церкви хайские переселенцы в Карабахе в основном были из Ирана, где ни армяно-католиков, ни непосредственной власти Ватикана на местную хайскую общину не было – только опосредованно через Эчмиадзин.

Поэтому закономерно было ожидать, что когда Карабахский клан с помощью России не только одержал победу в первой карабахской войне, но и пришел к власти в Армении, особых причин «благодарить» за это Ватикан («отца-основателя» армянского хайского проекта) у них не было. А при Роберте Кочаряне из-за карабахских хайев даже Эчмиадзин начал выходит из-под контроля Ватикана.

Пришлось Ватикану долго и упорно возвращать свое влияние в Армении. Активно он этим занялся после того, как вместо Роберта Кочаряна президентом Армении стал Серж Саргсян. Ватикан начал действовать в том числе через Микаэла Минасяна, зятя Сержа Саргсяна, который был послом Армении в Ватикане в 2013—2018 гг. Очень символично, что Минасян 16 марта 2016 года получил из рук заместителя Государственного секретаря Ватикана, архиепископа Джованни Анджело Беччу все тот же Большой крест ордена Пия IX. Это произошло как раз накануне «четырехдневной войны» апреля 2016 г, когда стало очевидно, что контроль над Карабахом Армения рано или поздно потеряет.

Серж Саргсян также чаще других президентов Армении совершал визиты в Ватикан (в декабре 2011, марте 2013, сентябре 2014, апреле 2015 и в апреле 2018). Это не идёт ни в какое сравнение с количеством визитов Левона Тер-Петросяна (в январе 1992 года) и Роберта Кочаряна (в марте 1999 и январе 2005). Также именно Серж Саргсян, проведя в конце свое правления конституционную реформу и намереваясь стать после этого «полновластным» премьером, сделал президентом Армена Саркисяна, очень плотно связанного с Ватиканом. Но удержаться у власти представителю Карабахского клана Сержу Саргсяну не получилось – «бархатной революцией» весной 2018 г., проведенное явно и при участии Ватикана, он был отправлен в «исторический утиль», а к власти пришел нынешний кавалер Большого креста ордена Пия IX Никол Пашинян, который в числе прочего начал кампанию по «возвращению в Ватиканское стойло» Эчмиадзина, отбившегося от рук при власти его предшественников из Карабахского клана.

Отсюда становится понятным почему Ватикан не особенно переживает по поводу потери «форпоста» в виде сепаратистского «арцаха». «Своим» для Ватикана этот, по факту, «пророссийский» форпост так и не стал. А сейчас в потере «арцаха» хайские националисты обвиняют все ту же Россию, а значит положение «пророссийских» кадров в Эчмиадзине уже не имеет никаких перспектив.

Иное дело хайские поселенцы в Грузии, среди которых сегодня очень много тех, кто участвует в яростных нападках на Грузинскую Православную церковь (в том числе выдавая себя за «грузин», причем среди таких «переделанных грузин» огромное число армяно-католиков). К сожалению, для Грузии, хайская «пятая колонна» в стране для Ватикана очень ценный ресурс, и просто так их «утихомирить» будет сложно.

Григол Гиоргадзе

Прочитано : 2332


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента