АНАЛИТИКА

От «ненападения» к конференции стран Южного Кавказа

31.01.24 13:24


Недавно премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о том, что Ереван предложил Баку подписать т.н. «пакт о ненападении».
«Мы предложили Азербайджану осуществить демилитаризацию границы, также механизм взаимного контроля над вооружениями, также подписание пакта о ненападении, если окажется, что подписание мирного договора займет больше времени, чем ожидалось», – отметил Пашинян.

По словам премьера Армении, Ереван не имеет претензий ни на какую территорию, кроме своей суверенной территории, поэтому готов дать такие гарантии, но ожидает аналогичных гарантий и от Баку.

При этом Никол Пашинян забыл напомнить, что Армения продолжает незаконно оккупировать 8 азербайджанских сел. И заявляя о том, что это «анклавы» не совсем говорит правду. Поскольку в анклавах находятся лишь 3 из 8 оккупированных азербайджанских села (2 в Газахском районе и 1 в Нахичеванской автономной республике). А оставшиеся 5 сел оккупированных Газахского района Азербайджана никакие не анклавы и могут быть без всяких проблем возвращены уже сегодня – было бы желание. Но, по-видимому, большого желания возвращать чужие территории у властей в Ереване нет.

Пашинян, предлагая свое «ненападение», ничего об освобождении азербайджанских сел не говорил, а заявил, что Армения предложила Азербайджану «несколько механизмов гарантий безопасности», например, «зеркальный отвод войск от границы».

«Эта граница в соответствии с Алма-Атинской декларацией 1991 года стала государственной границей, и 6 октября 2022 года в Праге Армения и Азербайджан договорились, что признают территориальную целостность друг друга на этом основании. Зеркальный отвод войск позволит, чтобы все территории Азербайджанской ССР были под контролем Азербайджана, а все территории Армянской ССР — под контролем Армении», – пояснил Пашинян.

Но, в условиях продолжающейся оккупации Арменией 8 азербайджанских сел все принципы Алма-Атинской декларации 1991 года уже нарушены. Спрашивается от какой «границы» тогда отводить войска?. От линии армянской оккупации азербайджанских территорий? Но это означает фактически намерение «узаконить» такую оккупацию.

И нужно также вспомнить, что Азербайджан на Армению не нападал. Напала Армения на территорию Азербайджана, оккупировала азербайджанский Карабах, изгнала оттуда свыше 1 млн. человек коренного населения и держала в оккупации примерно 20% территории соседней страны до 44-дневной войны, которая по факту стала освободительной.

В целом сегодняшнее предложение Пашиняна «пакта о ненападении» в отношение Азербайджна удивительно напоминает предложения как сепаратистов Сухуми и Цхинвали, так и оккупирующей соответствующие грузинские территории РФ подписать аналогичное соглашение между Тбилиси и сепаратистами. Но по другим названием – «О неприменении силы». И тем самым зафиксировать и сепаратистский статус и оккупацию.

На это предложение сепаратистов относительно недавно – в ноябре 2023 г. фактически ответил Паата Закареишвили – конфликтолог, эксперт по региональной, внешней и внутренней политике Грузии, который был министром по вопросам примирения и гражданского равноправия в 2012-2016 гг. и очень хорошо знает вопрос.

Вот отрывок из вступления Пааты Закариашвили по этому поводу:

«Абхазы годами просят Грузию подписать с ними соглашение о неприменении силы. Мы отвечали, что там стоят российские войска. Какая логика подписывать с абхазами соглашение о неприменении силы, о невозобновлении войны, когда там стоят русские танки?

Разве Абхазия сможет их остановить? Не сможет. У нее вообще нет танков….

Турция. Это государство-член НАТО. Грузия стремится в НАТО, и также Турция находится на Черном море.

Нужно пригласить турецкий миротворческий контингент. Сейчас турки стоят в Косово, а Косово — это тема Евросоюза.
Усиливая присутствие Турции, мы также сообщим России, что ей не стоит ни во что вмешиваться, так как присутствие турецких сил — это фактически защита со стороны НАТО.

Совсем недавно Турция и Азербайджан подписали соглашение о совместной защите воздушного пространства. Разве Грузия не должна тоже войти в это соглашение? Почему вместо того, чтобы искать партнерство, наши власти публично жалуются, что они в одиночестве противостоят России?

Мы не одиноки. Турция и Азербайджан запланировали на этот год 16 военных учений. Почему мы там не участвуем? Почему мы не сообщим России, что нашей безопасности ничего не угрожает, потому что на нашей стороне такое государство, которому вы там, в Москве, сами подотчетны и с которым дружите (имеется в виду Турция)?

С абхазами можно достаточно быстро организовать встречу — в Стамбуле или Вене, где-нибудь. И сказать им: «Вы видите, вы остались одни, русских нет. Мы готовы дать вам гарантии, что вам ничего не угрожает».

А иначе как вы собираетесь жить? Признание исключено — ни Грузия, ни мир не признают вас.

Поэтому поговорим об общем государстве. Я предлагаю модель федерации, и она уже должна быть к этому времени готова.

Можно опубликовать эту модель в каком-нибудь медиаресурсе уже в декабре 2023 года. И сказать [абхазам]: «Нравится вам этот документ или нет, это наше предложение, это проект, давайте работать над ним.»

В принципе очень интересное предложение. И если проводить широкие аналогии, то может быть таким не только для абхазов и осетин со стороны Грузии. В чем-то аналогичное предложение может быть и от Азербайджана к Армении.

Хотите «ненападения»? Но тогда выведите со своей территории все иностранные войска. В том числе те, которые вы так настойчиво пытаетесь втянуть в регион – в частности французские. Тем более, уже население Армении этими «новыми союзниками» уже недовольно. Люди негодуют в отношении властей, позволивших уйти от наказания двум французским военным из «сопровождения» мониторинговой миссии Евросоюза, изнасиловавшим и жестоко избившим старшеклассницу в городе Кафан.

Также вопрос спокойствия на армяно-азербайджанской границе могут решить те же турецкие миротворцы. Безусловно, сегодня власти, Армении, может быть и смущает Турция. Но в будущем без сотрудничества с этой страной государству хайского народа никак не обойтись.

И самый главный вопрос – после того, как будет решен вопрос с «ненападением» – как жить дальше? Понятно, что в блокаде с заблокированными коммуникациями Армения особо в долгосрочной перспективе не выжить. Но есть механизм, который позволит и разблокировать коммуникации Южного Кавказа и создать условия для экономического сотрудничества и совместного развития стран региона. Это конфедерация.

Если Грузия предлагает Абхазии после деоккупации этой территории конфедерацию в рамках единого государства, то в рамках региона Южного Кавказе возможна конфедерация трех стран с сохранением самостоятельности и суверенитета участников конфедерации. Две попытки такой конфедерации уже были – в 1918 г. на заре становления независимости стран Южного Кавказа и уже после «советизации» Южного Кавказа в 1922 г. в рамках большевицкого СССР. Сегодня, когда все три страны в той или иной мере состоялись как независимые государства – возможна и третья историческая попытка.

Григол Гиоргадзе

Прочитано : 81829


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента