АНАЛИТИКА

Иран «впихивает» транзит из Индийского океана до Черного моря через Армению

07.02.24 12:45


Чрезвычайный и Полномочный посол Ирана в Армении Мехди Собхани на своей пресс-конференции в Ереване 6 февраля 2024 г. озвучил мысль о, якобы, большей скорости транзита иранских товаров через Республику Армения по сравнению с транзитом через Азербайджан. Аж на два дня.

Заявляя о том, что Тегеран поддерживает инициативу «Перекресток мира» армянского правительства, Мехди Собхани также сказал, что для Ирана предпочтительнее путь через Армению, а не через Азербайджан. Армянский путь, утверждает он, якобы, короче азербайджанского на два дня. Но абсолютно непонятно, каким таким видом транспорта иранские товары могут «пролетать» территорию Республики Армения от иранской границы до грузинской, чтобы опередить грузы, идущие из Ирана к тому же Чёрному морю через Азербайджан и Грузию.

Уже сейчас от иранской границы товары через Азербайджан можно возить по железной дороге от приграничного города Астара до черноморских портов Грузии. И при нормальной организации логистики весь путь вообще может занять меньше двух дней.
Безусловно, пока что останется проблема железнодорожного перехода ирано-азербайджанской границы и соединения с железнодорожной системой Ирана. Участок железной дороги Решт-Астара Иран никак не достроит. Но и автомобильным транспортом грузовые фуры от иранской границы до грузинской через Азербайджан идут по куда более благоустроенным магистралям, чем через Армению. Особенно, если учесть участок автодороги от иранской границы до Еревана через Зангезур, где масса сложных горных участков с ограниченной пропускной способностью. Здесь пока грузовикам приходится двигаться очень медленно.

Однако, здесь нужно вспомнить какие «художества» вытворяют на международных коммуникациях иранские прокси - хуситы в Йемене, которые создали проблемы в международном судоходстве по Красному морю. И «как по заказу» после начала нападений хуситов на суда в Красном море (которые без помощи Ирана вряд ли были столь успешны) возникла заинтересованность в транзите грузов из Индии через Иран. А Иран пытается «впихнуть» этот транзит в абсолютно неподготовленный для больших объемов маршрут через Армению с ее «разбитыми» автодорогами.

«Иран считает транспортный маршрут через Армению лучшим путем к Черному морю, в то время как для армянской стороны предпочтительнее дорога через Иран к Персидскому заливу», — прямо заявил Мехди Собхани.

Для повышения степени привлекательности армянского маршрута должны быть снижены тарифы, построены новые дороги, обратил внимание он, ключевой задачей в реализации данного транспортного проекта назвав развитие инфраструктуры. По его словам, в Армении до северной границы с Грузией дорога налажена, а вот на пути к югу, в направлении Ирана, нужно ещë многое сделать.

По словам Мехди Собхани, для Армении же Иран наилучший путь на юг, в том числе и к порту Чабахар на берегу Индийского океана. «Главнейшей экономической задачей являются обеспечение грузоперевозок и развитие инфраструктур, для упрощения связей между двумя странами» - сказал дипломат, указав на проводимые в этом направлении работы на юге Армении. В частности, упомянул подписание соглашение в рамках строительства самого южного участка автомобильной дороги «Север-Юг» в Армении, от граничащего с Ираном Агарака до города Каджаран (32 км). Мехди Собхани также сообщил, что к концу февраля стороны уже предпримут практические шаги по реализации данного проекта.

По сути, посол Ирана в Армении акцентирует внимание на перспективах не только армянского, но и международного транзита из Индии в Европу через Иран-Армению-Грузию и Чёрное море, не прибегая к привычному для международного бизнеса пути через Красное моря с проиранскими хуситами и не через Иран-Азербайджан-Грузию и Чёрное море.

Иран согласен срочно вкладывать деньги в дороги на территории Армении. Но не в ускорение достройки куда более логистически выгодной железной дороги Решт-Астара, которая дает Ирану прямой железнодорожный выход для транзита к Черному морю. Судя по всему Иран грузы через Азербайджан направлять транзитный грузопоток принципиально не хочет…

Возникает вопрос - не являются ли слова посла Ирана в Армении о «двух днях», на которые путь через Азербайджан якобы «длиннее» чем через Армению, своеобразным «предупреждением»? О том, что могут быть проблемы с транзитом через Азербайджан подобно тому как возникли проблемы с коммуникациями через Красное море из-за иранских прокси хуситов. Тем более, что эту проблему просто жаждут создать другие прокси Ирана - хайские реваншисты.

Пока «разбойничать» на международных транспортных коммуникациях, проходящих через Азербайджан и Грузию, им не даёт соотношение сил. Потерпевшая поражение в 44-дневной войне хайская армия относительно слаба. Но быстро вооружается. И в этом ей помогает не только Франция, но и тот же Иран, организовав транзит оружия для Армении из Индии. Мехди Собхани дал понять, что транзит индийского оружия для Армении по иранской территории продолжится. Собхани прямо заявил, что Иран выступает за усиление Армении. По его словам, именно баланс сил в регионе будет способствовать региональному миру. «В рамках этой логики, Иран готов оказать любую помощь Армении, которая поспособствует региональному миру и стабильности», - отметил он.

Нужно отметить, что существует ещё один выгодный всем сторонам, и Ирану и Армении и Азербайджану вариант организации прямого железнодорожного сообщения между Ираном и Черным морем через территорию Азербайджана, Армении и Грузии. Речь идёт о существовавшей до распада СССР прямом железнодорожном пути, соединявшемся с иранской железной дорогой в районе Нахичевани и следовавшей через Зангезур. Но чтобы восстановить это железнодорожное сообщение нужно как раз открыть Зангезурский коридор.

А вот относительно Зангезурского коридора иранский посол высказался в целом негативно, дав понять, что Иран против его открытия.

«Позиция Ирана в данном вопросе очень ясна, и мы всегда еë подчëркивали — дороги должны быть под суверенитетом страны, по которой они проходят. Мы против изменения границ и геополитических изменений в регионе». Т.е. открытие Зангезурского коридора Иран будет считать «изменением границ». Спрашивается, почему же тогда Иран не считал изменением границы оккупацию Арменией азербайджанского Карабаха?

В целом, Мехди Собхани подтвердил своей пресс-конференцией то, что Иран продолжает делать ставку на реваншистов в Ереване и против открытия главных коммуникаций в регионе Южного Кавказа по линии Восток-Запад, в том числе и Зангезурского коридора. И то, что Иран активно пытается выстроить свой коридор Юг-Север, ставший неожиданно актуальным из-за действий своих прокси в Красном море.

Варден Цулукидзе

Прочитано : 22330


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента