АНАЛИТИКА

Табакерка Эчмиадзина и заброшенный албанский монастырь «Трёх отроков» - немой свидетель преступления

05.03.24 8:12


Среди древних албанских святынь Карабаха, освобождённых азербайджанской армией, особое место занимает находящиеся в Агдеринском районе монастырь «Трех младенцев» или точнее «Трёх отроков» (посвящённый трем отрокам, брошенных вавилонским царем Навуходоносором в печь за отказ поклониться идолу, но чудесно спасенных Ангелом) или по хайски «Ерек Манкунк». Дело в том, что этот монастырь долгое время был резиденцией Албанских католикосов, «соперничавших» с Албанскими католикосами имевшими резиденцию в монастыре Гандзасар и, также как они, претендовавшие на духовную власть над всеми христианами древнего Албанского Католикосата. Именно распря двух противостоящих друг другу Албанских католикосов и облегчила Эчмиадзину незаконное присвоение наследия Албанской церкви.

Тем не менее для значительной части албанских христиан именно «Ерек Манкунк» был духовной столицей. Как для тех, кто сохранил албанское самосознание (удин), так и тех, кто подвергся «хайизации», в том числе и карабахских христиан, особенно в Агдеринском районе. Поэтому очень странно выглядит то, что сепаратисты т.н. «арцаха» монастырь «Ерек Манкунк» довели сознательно до катастрофического состояния. Хотя, они все-таки, пусть с фальсификациями и новоделами, «отреставрировали» монастырь Гандзасар как «хайский».

Но за годы своего незаконного контроля над монастырем «Трёх отроков» оккупанты, сепаратисты и Эчмиадзин «не потрудились» даже очистить купол и крышу монастыря от кустов и деревьев, которые разрушают древнюю албанскую святыню. Примерно также как разрушается такими же кустами и деревьями крыша и купол грузинского монастыря Худжаби, незаконно захваченного хайями.

Многие из карабахских хайев покинули Карабах, которые несмотря на предложение Азербайджана остаться и принять его гражданство (среди них есть и ассимилированные потомки албанских христиан), даже не знают о монастыре «Трёх отроков». И сейчас хайские националисты, поднимая истерику вокруг, якобы, «угрозы разрушения» Азербайджаном якобы «хайских», а на деле, когда-то присвоенных Эчмиадзином албанских святынь: монастырей Гандзасар и Худавенг, о монастыре «Трёх отроков» или «Ерек Манкунк» вообще не упоминают. И это неудивительно, ведь именно они довели этот монастырь до разрушения.

Загадка такого отношения к монастырю «Трёх отроков» раскрывается, если внимательно почитать труд хайского писателя и историка Раффи «Меликства Хамсы», где тот описывает переселение хайев и христиан Карабаха (которых Раффи тоже называет «армянами») в Грузию в последние годы существования независимого грузинского царства при последнем царе Георгии XII.

Тогда напомним, Эчмиадзин хотел поставить под свой полный контроль Албанский Католикосат и его прихожан, в том числе и переселившихся в Грузию. Наличие двух соперничающих албанских католикосов (из Гандзасара и Ерек Манкунка) эту задачу облегчало. Но для того, чтобы окончательно уничтожить «более непокорный» Албанский Католикосат с центром в «Ерек Манкунке» Эчмиадзин не остановился перед преступлением. Подло и коварно был убит последний католикос.

Приводим отрывки дословно:

«Когда царь Георгий предложил католикосу Гукасу назначить католикоса Саргиса пастырем карабахских беженцев, Гукас категорически отверг просьбу царя, что и послужило причиной длительных разногласий между грузинским царем и Эчмиадзином.

Георгий, огорченный отказом Эчмиадзина, объявил, что, если его просьба не будет выполнена, то он не позволит ни одному представителю Эчмиадзина пересечь границу Грузии и собирать с местных хайев церковный налог.

Католикос Гукас, понимая, что это приведет к полному обособлению хайев, проживающих в Грузии от Эчмиадзина, вынужден был пойти на уступки. Он обещал выполнить просьбу царя, но с условием, что католикос Саргис лично прибудет в Эчмиадзин для получения своей должности.

Католикос Саргис вместе со своим племянником вардапетом Багдасаром отправился в Эчмиадзин. И несмотря на то, что им там был оказан холодный прием, католикос Гукас, желая прекратить спор с грузинским царем, назначил Саргиса настоятелем Ахпатского монастыря и одновременно пастырем карабахских беженцев. То же двумя своими грамотами подтвердил царь Георгий: одна из них была обращена к карабахским беженцам, а другая – к самому Саргису.

Но в Эчмиадзине с Саргиса взяли обещание, что он будет использовать титул и печать не католикоса, а архиепископа и главы епархии. И хотя Саргис согласился с этими условиями, его противоречия с представителями Эчмиадзина в Тифлисе не были преодолены полностью.

Не успел Саргис привести в порядок свои дела, как из Карабаха прибыл новый католикос. Это был католикос Симон-младший из монастыря Ерек Манкунк, бежавший в Тифлис от притеснений Ибрагим-хана.

Но на сей раз представители Эчмиадзина в Тифлисе не стали с ним церемониться. Табакерка вардапета Ованеса-«шахагедан», подобно шкатулке фокусника, имела два отделения: из одного отделения нюхал табак он сам, а из другого предлагал понюхать тем, кого следовало отправить в мир духов. Католикосу Симону было предопределено воспользоваться нюхательным табаком именно из этого отделения. Утром он покинул Тифлис и выехал в Гандзак (Гянджу – ред.). Еще в пути у него выпали волосы, и по приезде в Гандзак он скончался. Это был последний католикос монастыря Ерек Манкунк».

Вот такое, с позволения сказать, «христианское» поведение и политика духовных "отцов" Эчмиадзина. Получается последнего Албанского католикоса просто подло убили. И пишет об этом убийстве не «турецкий агент», а самый что ни на есть хайский националист.

Между прочим, очень жаль, что последний грузинский царь не довел до конца свое обещание «не позволить ни одному представителю Эчмиадзина пересечь границу Грузии». После его смерти с подачи российских властей представители Эчмиадзина буквально заполнили грузинскую землю, приводя за собой хайских переселенцев из Ирана и Турции, присвоили множество грузинских храмов. Они и сейчас незаконно, но официально претендуют на 442 грузинские церкви.

Также из информации сообщенной Раффи ставится понятным почему Эчмиадзину удалось подчинить себе Албанский Католикосат с центром в Гандзасаре. Попробовали бы они не подчиниться! Убийства и отравления, судя по всему, были «излюбленным» методом «решения богословских вопросов» у хайских иерархов, как у их «старших братьев» в Ватикане.

Немаловажно отметить, что роковая табакерка, из которой был отравлен албанский католикос из монастыря «Трёх отроков» Симон, была «пущена в ход» ещё до того, как русские пришли на Южный Кавказ. Тогда еще Эчмиадзин не имел никакого влияния в Грузии, а его представители были под угрозой выдворения из страны. Но приехавшего в Тбилиси последнего албанского католикоса это не спасло.

А после того, как Российская империя присоединила Грузию и Северный Азербайджан, после того, как дала здесь огромные права Эчмиадзину, то спастись от «древнейших христиан», взявших на вооружение террористические методы борьбы против своих противников, было просто невозможно. Оставалось только подчиниться Эчмиадзину в надежде, что «христиане» пощадят и сохранят жизнь. Так и сделала оставшаяся в живых часть духовенства Албанского католикосата после «знакомства с табакерками». После этого царским правительством, с подачи все того же Эчмиадзина, Албанский Католикосат был незаконно упразднен и все его церкви отданы Эчмиадзину.

Поэтому неудивительно почему хайские националисты и сепаратисты не восстанавливали албанский монастырь «Трёх отроков» за то время, когда оккупировали Карабах. И принципиально не возили к нему паломников. Более того, склонные искусственно «удревнять» другие хайские или присвоенные чужие церкви, хайские фальсификаторы в отношение монастыря «Трех отроков» очень хитро приписали его «всего лишь к 17 веку». Мол, это «почти новодел», «особой ценности не представляет» и поэтому «пускай разрушается».

Но этот монастырь был немым свидетелем коварного и подлого преступления Эчмиадзина. Из него когда-то выехал живой последний Албанский католикос Симон, но обратно не вернулся, поскольку «понюхал Эчмиадзинскую табакерку». Если бы этот монастырь во время оккупации был таким же действующим как Гандзасар, то паломники бы задавали закономерный, но очень неловкий вопрос - «а расскажите, пожалуйста, что стало с последним католикосом?»

После деоккупации Карабаха Азербайджан восстановит древний албанский монастырь «Трёх отроков» и несомненно монастырь станет одной из святынь для христиан Азербайджана и жемчужиной культурного наследия страны.

Александр Захариадзе

Прочитано : 9298


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента