Нахчыванское ремесло металлообработки в раннем средневековье

14.11.15 19:39




Одной из развитых отраслей ремесла в раннесредневековых городах Азербайджана являлась металлообработка, и эта отрасль всегда занимала особое место в ремесленничестве. Надо отметить, что металлообработка как отрасль ремесла, еще с древних времен была широко распространена на территории Азербайджана и развиваясь достигла определенных успехов [12, с.58-59]. Богатство территории медными и железными сырьевыми материалами дало большой толчок к производству здесь метала, создало условия для более ускоренного развития металлообработки. Не случайно, что ряд средневековых летописцев в своих произведениях, оставляя заметки и нужные сведения, касающиеся рудников метала и металлообработки, существовавших на территории Азербайджана, считали их одним из главных богатств страны.

М.Каланкатуйский, коротко описывая естественные богатства и полезные ископаемые Кавказской Албании, и говоря о производстве разновидных металлов писал: «В реке Куре, пересекающей эту прекрасную страну, имеются многочисленные рыбы разной породы... В горах производится золото, серебро, медь и желтая краска» [6, с.4-5].
Как видно из произведений средневековых летописцев, постепенно развивающиеся металлургия и металлообработка, приобретая важное значение в общественной, экономической и политической жизни средневековых людей стали в некотором роде, гарантами их образа жизни. Не случайно, что важную в значительной степени роль металлообработки в этот период явно доказывают металлические предметы, найденные во время археологических раскопок таких городов, как Нахчыван [1;2], Бейлакан [4, с.27, 53-56], Баку, Шамахы [3], Барда [10, с.96-99, таб. XXVIII], Мингечаур [11] и Гянджа [13], которые использовались в хозяйстве, в быту, а также в искусстве. Основываясь на результаты, полученные во время проведенных археологических исследований, можно с уверенностью заявить, что ремесло металлообработки, в средневековых городах Азербайджана всесторонне специализируясь, обладало достаточной силой с точки зрения удовлетворения как внутренних, так и внешних потребностей. В это время кузнечное, медное и ювелирное ремесла функционировали как отдельные отрасли металлообработки, сами же они находились на самой высокой ступени развития.
В Нахчыванском регионе, как и в других средневековых городах и регионах Азербайджана, металлургия и металлообработка достигли наивысшего успеха и даже смогли взять на себя часть общей внутренней продукции производимой в стране. Не случайно, что наличие ряда залежей метала и значительных местечек связанных с металлообработкой внутри и вблизи Нахчыванского региона дало населению региона, и в том числе Нахчыванским ремесленникам большие возможности для более широкого использования рудниковых богатств. Интересно, что персидский историк XII века Хамдуллах Казвини говоря о многочисленности медных рудников в мусульманских странах, упоминает также и многочисленные медные рудники находящиеся вблизи Нахчывана, а также произносит название Гилан, знаменитый своими медными запасами и обстоятельно рассказывает о качестве и обилии добываемой здесь меди [15, с.28].
Несмотря на то, что опираясь на исторические и геологические данные, даются сведения о наличии ряда рудников внутри территории Нахчывана, все же отсутствуют какие либо точные сведения об их обработке, а также сведения о добыче и технологии производства метала. Но в деле заполнения таких наличествующих лакун, наряду с археологическими исследованиями синхронных памятников региона и близлежащих территорий, имеют также важное значение геологические и этнографические исследования, проводимые начиная еще с XIX века в Кавказском регионе. Так, что находка и изучение признаков старины в кустарной добыче, плавке и обработке метала, может считаться одним из методов, больше всего способствующего для воссоздания в исторической науке изображения этих отраслей в средние века [5, с.28].
В результате этнографических исследований было определено, что, как и в других рудных залежах региона, так и в рудных залежах Нахчывана, после добычи тяжелым ручным трудом земли с рудным составом, ее ссыпали в мешки и специальными веревками вытаскивали из рудника. Вытащенная земля с составом руды, как правило, использовалась в кузницах, находящихся или вблизи рудников, или же в ремесленных кварталах городов региона, в специальных печах, имеющих овальную или цилиндрическую форму. Здесь после плавки при помощи мехов, полученную кричу сдавали в мастерские, предусмотренные для производства нужной продукции.
На основе материалов из обработанного метала, обнаруженных на средневековых поселениях Нахчывана можем сказать, что в этот период как кузнецы и медники, так и ювелиры смогли с выгодой пользоваться элементами метала в отрасли производства инвентаря, связанного с постоянными потребностями населения в общественной, бытовой и хозяйственной жизни. Именно с этой точки зрения можем сказать, что в раннесредневековых мастерских Нахчывана продукты, производимые людьми, трудившимися в отрасли металлообработки основательно группируются следующим образом: среди них главенствующее место занимали 1) Изделия и орудия труда бытового назначения – вазы, цедилки (дуршлаги), лезвия ножей, замки, ножницы и т.д.; 2) Орудия труда хозяйственного назначения – железные плуги, лопаты, грабли, косы, секачи, серпы, затворки, гвозди, тесла, вилы, некоторые части конской сбруи, торговый инвентарь и т.д.; 3) Оружие – мечи, наконечники стрел и копий, топоры, цепи и т.д.; 4) А из предметов украшения – серьги, ожерелья, кольца, головные гребенки и т.д.
А) Кузнечное ремесло. Кузнечное ремесло, являвшееся одним из ведущих отраслей металлообработки, исторически было ремесленной отраслью, выдвинувшейся из-за необходимости изготовления устойчивых хозяйственных и бытовых орудий, а также оружия, и здесь главную роль играет производство продукции, в составе которой имеется железо. В результате ведущихся долговременных археологических раскопок стало известно, что как и в других регионах Азербайджана, также и на территории Нахчывана, кузнечное ремесло, существовавшее еще с древних времен, со временем, путем технического усовершенствования достигла новых высот, а в период раннего средневековья, наряду с меняющейся общественно-экономической формацией, а также по причине ведущихся войн на его территории еще более расширяя свой круг проживало свой самый высший уровень развития. Не случайно, что железные орудия труда, полученные с региональных археологических раскопок, вместе с этнографическими доводами показали, что на протяжении всего раннего средневековья в кузнечном ремесле кузнецы путем усовершенствования и увеличения своего опыта и полученных знаний пользовались все новыми способами (чеканка, спайка и т.д.) в деле изготовления из железа разнотипных орудий. Но с сожалением надо отметить, что большинство железных орудий из-за долгого пребывания под землей подверглось сильной коррозии и разъелось и это создает большие трудности в деле исследования путем металлографического анализа технологию их изготовления. Несмотря на это, как и в рудниковом промысле, также и в этом вопросе, поиск признаков старины в кузнечном ремесле помогает нам в создании некоторых представлений в ведущихся исследованиях.
Самые основательные доводы, связанные с кузнечным ремеслом региона в упомянутый период заключаются в подтверждении сведений, исходящих из источников, путем этнографических, а также археологических исследований и представлении их науке, и с этой точки зрения очень важное значение имеют остатки кузнечной мастерской, обнаруженные в поселениях Хараба Шехр (Разрушенный Город) [8, с.44], а также этнографические сведения, связанные с кузнечным ремеслом азербайджанской металлообработки XIX века [16, с. 343-345].
На основе остатков кузнечной мастерской, обнаруженных на поселении Юрдчу было определено, что мастерская имела прямоугольную форму, а цилиндрическая кузнечная печь находилась в ее западной части. В результате исследований стало ясно, что эта печь была сооружена из обожженных кирпичей размером 21х21х5 см., характерных для строительной керамики Нахчывана, а затем ее поверхность была покрыта особенной штукатуркой. Во время археологических раскопок на восточной стенке печи были обнаружены остатки керамической трубы конической формы. Скорее всего она была сооружена с целью передачи подаваемого при помощи мехов воздуха в печь [8, с. 44-45; 1, с. 84,89; 2, с. 43].
Во время исследования места мастерской, на территории были обнаружены и отмечены многочисленные образцы кузнечного ремесла – шампура, скребки, гвозди, лопаты, тесла, остатки плугов, серпы, ножи, секачи, маленькие частицы наконечников стрел и копий и т.д.
Обращая внимание на разнообразие найденных образцов материальной культуры становится ясно, что часть здешнего инвентаря относилась к хозяйству, другая же часть состояла из оружия.
Б) Ремесло медника. В результате историко-этнографических, а также геологических изысканий, проведенных на территории Нахчывана, стало ясно, что ремесло медника, исторически являющееся одним из основных отраслей металлообработки, и имевшее для этого региона характерные особенности могло в той, или иной степени удовлетворить потребности населения региона в изделиях, изготовленных из меди. Обилие региона медными рудниками обеспечивая здесь продолжительное развитие ремесла медника, создало условия для приобретения ею особого веса в металлообработке. Не случайно, что как и в других синхронных поселениях Азербайджана, говоря о металлургии и металлообработке характерной для Нахчыванского региона, не возможно не упомянуть о сведениях источников, сообщавших о медных рудниках. Интересно, что историк XII века Казвини и XIV века Мухаммед Нахчывани, рассказывая о многочисленности медных рудников в мусульманских странах, отмечали обилие медных рудников вблизи Нахчывана, упоминали Гилан, знаменитый своими медными запасами и обстоятельно писали о качестве и многочисленности добываемой здесь меди [15].
Несмотря на сведения, полученные из источников и геологических исследований, к сожалению, во время производимых на раннесредневековых поселениях региона археологических исследований не были встречены материалы изготовленные полностью из меди. Хотя это обстоятельство и повлияло в некоторой степени на проводимое нами научное исследование, но все же, можем сказать, что собранные материалы в результате спектрального анализа некоторых обнаруженных металлических изделий, а также этнографических исследований [7, с.22-27], с одной стороны и медные изделия, полученные с синхронных поселений Азербайджана с другой стороны, позволяют нам получить некоторое представление о ремесле медника в Нахчыване в упомянутый период. В результате ряда проведенных исследований в общей сложности было установлено, что изделия, изготовленные из меди группируются вокруг быта, искусства и хозяйства и состоять в основном из шил, наперстков, котлов, блюд, круглых подносов, кружек, ваз, сахарниц, светильников, канделябров, ложек, дуршлагов и др. предметов украшения и орудий труда.
В) Ювелирное ремесло. В результате историко-археологических, а также этнографических исследований памятников региона стало очевидно, что из самых важных отраслей художественной металлообработки региона в описываемый период являлось ювелирное ремесло. Так, что в течение этого периода, наряду с ускоренным расширением круга развития металлообработки и разделением ее во все новые отрасли, неустанное увеличение веса в этой отрасли таких металлов как золота, серебра, а иногда и меди, подталкивая развитие в номинальной форме ювелирного ремесла, являющегося отдельным видом ремесла в металлообработке, обеспечила ее формирование в качестве независимой отрасли ремесла.
Несмотря на скудость сведений в источниках об особом положении ювелирного дела в истории Нахчыванского ремесленничества, археологически-этнографические исследовательские работы, проведенные в регионе отчасти компенсируют малочисленность сведений об этом деле.
Говоря об истории развития ювелирного ремесла региона в первую очередь вспоминаются в основном женские предметы украшения, относящиеся к древности и изготовленные из меди, бронзы и др. материалов, и именно они доказывают, что ювелирное ремесло имело в регионе глубокие корни.
Эта отрасль ремесла, строго развивающаяся с начала античного периода, в связи со значением отдаваемым этому виду продукции в транзитной торговле в период раннего средневековья, достигла своего пика развития и заняла одно из мест, которому в процессе экспорта и импорта давалось особое значение. Не случайно, что ювелирные изделия, производимые в регионе были изготовлены так красиво и изящно, что могут быть сравнимы с ювелирными изделиями из Ирана, Китая, Индии, а также из стран Ближнего и Среднего Востока. Так, что образцы браслетов, серег и колец, изготовленных из бронзы, серебра и золота, обнаруженные в результате археологических раскопочных работ, проведенных на территории региона, а также определенные орнаменты на особенно изящно изготовленных подвесках, которые были обнаружены в таких поселениях как Юрдчу [8, с. 52], Гилан [14, с.114, рис.38 (1-2)] и Хараба Шехр [9, с. 49] еще раз наглядно доказывают это положение. В некоторых сведениях, исходящих из источников, среди продукции, экспортируемой с территории
Нахчывана были медь и медные изделия, и это, несомненно, открывает ценные факты, связанные спроизводством ювелирной продукции
Литература:

[1]. Баширов Р.Ю. О средневековых кузницах Нахчывана. // АА, № 1-4, Баку: Издательство XU, 2002, с.
84-89 (на азерб. языке).
[2]. Баширов Р.Ю. Средневековое ремесло металлообработки Нахчывана (IX-XVII вв.). // TEN AD AÜ TED. Баку: 2006, 164 с. (на азерб. языке).
[3]. Джидди Г.А. Средневековые поселения, обнаруженные на севере города Шамахы. // Известия АН Азерб. ССР, № 4, Баку: Элм, 1969, с. 49-58 (на азерб. языке).
[4]. Ахмедов Г.М. Среневековый город Бейлакан: Историко-археологическое исследование. Баку: Элм,
1979, 198 с. (на азерб. языке).
[5]. Ибрагимов Ф.А. Ремесло металлообработки в средневековых городах Азербайджана (IX-XII вв.).
Баку: Элм, 1988, 175 с. (на азерб. языке).
[6]. Каланкатуйский М. История Албании (пер. З.Бунятова). Баку: Элм, 1993, 235 с. (на азерб. языке). [7]. Гулиев Н., Таги-заде Н. Метал и народное творчество. Баку: Азернешр, 1964, 110 с. (на азерб. языке). [8]. Новрузлу А.И., Бахшалиев В.Б. Археологические памятники Шарура. Баку: Элм, 1993, 183 с. (на азерб. языке).
[9]. Новрузлу А.И., Нуриев А.Б. Археологические исследования на новых строительных участках Азер-
байджана. Хараба шехр. т. I, Баку: Элм, 2002, 72 с. (на азерб. языке).
[10]. Нуриев А.Б., Бабаев А.Г. Историко-археологический очерк города Барды (В период античности и средних веков). Баку: Нурлан, 2001, 182 с. (на азерб. языке).
[11]. Ваидов Р.М. Мингечаур в III-VIII веках (На основе материалов археологических раскопок). Баку:
Издательство АН Азерб. ССР, 1961, 180 с. (на азерб. языке).
[12]. Деген-Ковалевский Б.Е. К истории железного производства Закавказья // Из истории металлургии
Кавказа. Изв. ГАИМК, вып.120, М-Л.: ОГИЗ, 1935, 420 с.
[13]. Джафарзаде И.М. Историко-археологический очерк Старой Гянджи. Баку: Изд. АН Аз. ССР, 1949,
149 с.
[14]. Ибрагимов И.Б. Средневековый город Киран. Баку-Москва: МТ, 2000, 176 с.
[15]. Хамдуллах Казвини. Нусхат ул-гулуб (Услада сердец) (Пер. З.Бунятова и И.Петрушевского)
Материалы по Азербайджану. Баку: Элм, 1983, 65 с.
[16]. Шопен И.И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к
Российской империи. СПб., Тип.импер-кой АН, 1852, 1231 с.

Вусала Гасымлы

Научный сотрудник Института Археологии и Этнографии НАНА

(Азербайджанская Республика)

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента