Историки, стремящиеся доказать «чисто иранское» или «истинно арийское» происхождение талышей, почему-то уходят от ответа на вопрос: когда впервые в истории Ближнего и Среднего Востока прозвучало слово «Талыш»? Армянские псевдоисторики старательно обходят этот вопрос стороной, что-то сочиняя о некой «идентичности» талышей и «древних иранских народов». Между тем этот вопрос очень важен. Тем более что на него есть вполне конкретный ответ.
Ответ на этот вопрос лишь доказывает, что появление телесов или талышей на Среднем Востоке — как и предков иранизированных хазарейцев и чараймаков — связано именно с завоеваниями Чингисхана и формированием Монгольской империи, которая позднее разделилась на отдельные государства — улусы. Южный Кавказ, Иран, Ирак и значительная часть Афганистана вошли в Улус Хулагу (государство Хулагидов), где у власти также стояла тюрко-монгольская военная элита.
Талыш — это имя выдающегося политического деятеля тюрко-монгольского происхождения из династии Чобанидов, наиба (наместника) Исфахана, Фарса и Кермана в 1324–1329 гг. Он был внуком знаменитого эмира Чобана — фактического правителя державы Хулагидов. Сведения о Талыше, а также о его отце и деде можно почерпнуть из достоверного исторического источника — сочинения «Тарих-и-Шейх-Увейс» («История Шейх-Увейса») анонимного автора. Данный труд освещает историю западной части Монгольской империи и государств, возникших после её распада. Хронологически летопись прослеживает историю этого региона до Шейх-Увейса из тюркской династии Джелаиридов (правила Ираком и Азербайджаном в 757–776 гг. хиджры — 1356–1374 гг.), которому она и посвящена.
Единственная известная рукопись находится в библиотеке Лейденской академии (№ 2635, Warn, 341) и описана в каталоге Де Гуе (Catalogue codicum Orientalium bibliothecae Academiae Lugduno-Batavae auctore M. J. De Goeje, vol. V, Lugduni Batavorum, 1873, 228), где, правда, не отмечено, что в рукописи отсутствует начало главы о монголах (до 651 г. хиджры) и конец истории самого Шейх-Увейса.
С русским переводом летописи «Абу Бакр ал-Кутби ал-Ахари. История Шейха Увейса» можно ознакомиться здесь (http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Uvejs/frametext.htm) (пер. М. Д. Кязимова и В. З. Пириева). Текст воспроизведён по изданию: Абу Бакр ал-Кутби ал-Ахари. Тарих-и шейх Увейс. Баку. Элм. 1984).
То есть мы имеем уникальный исторический документ, где впервые в истории зафиксировано имя «Талыш». Возникает вопрос: почему все «друзья» талышского народа, все «учёные» из Еревана и Тегерана этот документ «не замечают»? И взамен него предлагают совершенно бредовые расистские концепции «истинно-арийского» происхождения талышей из набора геббельсовской пропаганды? Зачем армянские пропагандисты стремятся сформировать ложную концепцию истории талышей?
Также для того, чтобы понять специфику этногенеза, а также языковой ассимиляции тюрко-монгольских народов времён распада единой Монгольской империи Чингизидов, важно понимать характер её государственной организации. Чингизиды, естественно, не доверяли покорённым народам, а особенно народам иранского происхождения, которые неоднократно демонстрировали свою враждебность по отношению к тюрко-монгольской верхушке. Эта враждебность принимала различные формы, а в XIV столетии даже вылилась в мятеж сербедаров, в ходе которого был осуществлён настоящий геноцид тюрко-монгольской элиты в Хорасане. Поэтому вся власть в государствах Чингизидов принадлежала исключительно тюрко-монгольской аристократии, опиравшейся на соответствующие тюркские и монгольские племена.
Из этих племён историки особо отмечают племя сулдусов и племенной союз ойратов, которые были оплотом монгольской власти именно в западных частях державы Хулагидов — в Иране, Ираке и Азербайджане. Сулдусы — одно из тюрко-монгольских племён. Часть сулдусов в составе войск Чингисхана располагалась на Дешт-и-Кыпчаке, а часть — на территории современного Узбекистана, а также на севере Афганистана; затем они перешли в Азербайджан и Иран. В империи Чингисхана и в государствах, образовавшихся после её распада (в том числе и в Улусе Хулагу), самые авторитетные эмиры были из сулдусов (источники: Кармышев Б. Х., Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана, М., 1976; Национальная энциклопедия Узбекистана. — Ташкент, 2000–2005).
Другое тюрко-монгольское племя — ойраты — переселилось в Иран, Ирак и Азербайджан в 1295 г., после прихода к власти Газан-хана. Ойраты, в частности, поселились в окрестностях Мосула и Багдада. В правление султана Абу Саида их влияние весьма возросло. Их вождь Али Падишах ибн Чичек (дядя по матери хулагидского правителя Абу Саида) был при нём наместником в арабском Ираке. Багдад тогда полностью находился под властью ойратов.
Отметим, что предки талышей — телесы — входили в племенной союз ойратов. Более того, те ойраты, которые остались на своих землях в Западной Монголии, на Алтае и в Сибири, практически полностью сохранили структуру своей племенной организации с включением в неё тюркских племён телесов. Самое могущественное государство ойратов — Джунгарское ханство — включало в себя телесов. Об этом свидетельствуют русские документы XVII–XVIII веков, называвшие телесов (телеутов, теленгитов) «белыми калмыками» в отличие от собственно ойратов — просто калмыков или «чёрных калмыков» (калмыцкий народ, сегодня живущий в Республике Калмыкии в РФ, тоже ойратского происхождения).
Ойратами-джунгарами часть телесов была переселена на территорию нынешней Киргизии, и от них произошли современные роды киргизских телесов. То есть в составе ойратов, которые обеспечивали власть Хулагидов на территории Ирана, Ирака и Азербайджана, неизбежно должны были быть и телесы, которые в истории, начиная со Средневековья, всегда шли «в одной связке» с ойратами.
Второй момент тоже чрезвычайно важен: как возникали и «укоренялись» самоназвания ряда тюрко-монгольских народов во времена распада Монгольской империи Чингизидов? Очень часто тюрко-монгольские по происхождению народы (даже иранизированные) брали в качестве самоназвания имя какого-то выдающегося правителя тюрко-монгольского происхождения, особенно если этот правитель был из их рода-племени или имел к нему какое-то отношение. Самый красноречивый пример — название одного из крупнейших тюркских народов Центральной Азии — узбеков. По мнению учёных, на самоназвание народа повлияло то, что узбекские племена отождествляли себя с выдающимся ханом Улуса Джучи (Золотой Орды) Узбеком.
Тюркский народ ногайцы ведёт свою родословную от выдающегося темника Улуса Джучи (Золотой Орды) Ногая. Иранизированное чараймакское племя теймури связывает своё название с именем выдающегося государственного правителя тюрко-монгольского происхождения Амира Тимура, или Тамерлана. Позже это племя, как и талыши, иранизировалось.
То есть «присвоение» народами тюрко-монгольского происхождения имён выдающихся исторических личностей — явление, очень распространённое в эпоху развития монгольских государств, образовавшихся после распада единой империи Чингизидов.
Наиб Талыш, упомянутый в рукописи «История Шейх-Увейса», имеет тюрко-монгольское происхождение, как и подчинённые ему племена, на которых и держалась государственность Хулагидов и Чобанидов. Никакого отношения к иранцам и прочим «истинным арийцам» исторический наиб Талыш и его воины, среди которых были его соплеменники — телесы, не имеют. Отсюда становится очевидным, почему иранские и армянские «учёные»-историки, ищущие «корни» талышей и их предков, никогда ничего не говорят о первом упоминании имени «Талыш» в истории. Поскольку этот Талыш не имеет абсолютно никакого отношения к иранцам, а является представителем тюрко-монгольской элиты государства, возникшего после распада единой империи Чингизидов.
Основой государства Хулагидов, а затем Чобанидов были племена ойратов, большинство из которых влилось в состав азербайджанского народа, а также иракских туркменов (туркоманов), проживающих в районе городов Киркук и Мосул. В племенной союз ойратов всегда входили телесы, и это является прямым доказательством того, что формирование талышского народа нужно рассматривать неотрывно от истории формирования тюрко-монгольских государственных образований на территории современных Азербайджана, Ирана и Ирака.
Переселение талышей — иранизированного, подобно хазарейцам и чараймакам, тюркского народа в Азербайджане — связано со временами позднего государства Хулагидов (Улуса Хулагу). А точнее — с династией Чобанидов, захватившей власть в этом осколке огромной Монгольской империи. История эмира Чобана, его внука Талыша, династии Чобанидов и их влияние на процесс этногенеза на территориях Азербайджана и Ирака — тема отдельного исследования.
