Европейский опыт развития гражданского общества как основы социально-демократческого государства

14.11.15 20:03




Гражданское общество является системой самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов и их достойной социальной, культурной и духовной жизни, сохранение и воспроизведение накопленных нравственных ценностей и передачи от поколения в поколение. Гражданским называют демократическое общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, не зависящее от государства, но взаимодействующее с ним; общество граждан, которое находятся на стабильно высоком социальном, экономическом, политическом, культурном и нравственном уровне, создавая вместе с государством развитые правовые и социальные отношения.

Содержание понятия «гражданское общество», которое применяется международным сообществом, разъясняет рабочее определение, сформулированное Центром гражданского общества Лондонской школы экономики и политических наук: «Гражданское общество означает арену добровольной коллективной деятельности, сосредоточенной вокруг общих интересов, целей и ценностей. Гражданское общество, как правило, охватывает широкий спектр сфер деятельности, актеров и институциональных форм с различными уровнями формализации, как зарегистрированные благотворительные организации, неправительственные организации, местные общественные группы, женские организации, профессиональные ассоциации, профсоюзы, группы взаимопомощи, социальные движения, бизнес -ассоциации, коалиции и адвокационные группы». Это определение широко применяется институтами Европейского Союза и донорскими организациями, поскольку оно хорошо вписывается не только в концепции, возникшие вместе с процессом глобализации, но и в те концепции различных и многоуровневых организаций, которые сейчас находятся на стадии развития [5, с. 248].
Одним из критериев и результатов гражданского общества есть гражданское воспитание, основой которого является «гражданственность» личности, которую составляют моральная, политическая и правовая культура, чувство собственного достоинства, внутренней свободы и одновременно переживание за общественные идеалы, за приоритеты государства, благо своего народа и его дружеские отношения в мировом сообществе.
Основным институтом гражданского общества выступают неправительственные организации. Совет Европы разработал Рекомендацию о правовом статусе неправительственных организаций в Европе, которая была принята Комитетом Министров Совета Европы 10 октября 2007 с целью усовершенствования с учетом ее положений национального законодательства стран-членов Совета Европы, которым регулируется деятельность неправительственных организаций. Документ определяет тот минимум стандартов, которые нужно учитывать при создании, управлении и текущей деятельности неправительственных организаций в странах-членах Совета Европы. В данной Рекомендации указывается: «... осознавая важнейший вклад, внесенный неправительственными организациями (далее – НПО) в развитие и осуществление демократии и прав человека, в частности за счет содействия просвещению общества, участия в общественной жизни и обеспечения прозрачности и подотчетности государственной власти, и не менее важный вклад НПО в культурную жизнь и социальное благополучие демократических обществ, государственные и квази-государственные механизмы всех уровней должны обеспечивать эффективное участие НПО без дискриминации в диалоге и консультациях по задачам и решениям в сфере государственной политики. Такое участие должно обеспечивать свободу выражения многообразных мнений людей относительно функционирования общества. Такое участие и кооперацию должно облегчать обеспечение соответствующего раскрытия официальной информации или доступа к этой информации» [8].
В Основополагающих принципах про статус неправительственных организаций в Европе указывается, что НПО является, по сути, добровольными самоуправляющимися организациями и поэтому не подлежат управлению со стороны органов государственной власти. Термины, которыми их обычно описывают в национальном праве, могут варьировать, однако они охватывают ассоциации, благотворительные заведения (charities), фонды (foundations), некоммерческие корпорации, общества и доверительную собственность в управлении (trusts). Они не включают организации, действующие как политические партии [9].
В современных условиях все чаще чувствуется социальный и экономический эффект от реализации государственной политики содействия развитию гражданского общества: неправительственные организации создают 3-9% ВВП в развитых стран (например, 5% в Бельгии); в общественном секторе стран Европейского Союза трудоустроено от 4,4% до 14% трудоспособного населения; в общественном секторе стран Европейского Союза работает в 10 раз больше людей, чем в легкой промышленности, и в 5 раз больше, чем в пищевой промышленности; в странах Центрально-Восточной Европы общественные организации получают втрое больше внутренних и внешних инвестиций на социальную сферу, чем государственные и коммунальные учреждения социального направления; гражданское общество создало в мире более 25 млн. оплачиваемых рабочих мест [7]. Это позволяет, во-первых, освобождать государство от реализации отдельных для нее социальных задач с сохранением высоких социальных стандартов для населения (так, в Германии привлечения общественных организаций позволяет экономить 30-37% стоимости таких услуг для государства) [7].
По доле экономически активного населения, трудоустроенного в НПО, Украина находится на уровне Румынии и Польши. По оценкам экспертов, лишь около 1% экономически активного населения Украины работает в НПО. В Чехии и Венгрии этот показатель почти вдвое больше (1,7% и 2% соответственно), в Германии почти в 7 раз (6,8%) [3].
Для примера рассмотрим опыт некоторых стан Европейского Союза в сфере развития гражданского общества как основы социального и правового государства.
Например, сектор НПО в Чехии включает общественные ассоциации, фонды, фонды пожертвований, общественно полезные институции, связанные с церквями юридические лица и организационные подразделения общественных ассоциаций. В 2010 г. в Чехии действовали 110076 неприбыльных организаций. Наиболее распространенным типом неприбыльной организации являются гражданские ассоциации. В течение последних двадцати лет государственная политика в сфере гражданского общества проводится с помощью двух главных инструментов: создание Правительственного совета по делам неправительственных неприбыльных организаций; разработка и реализация схемы Инвестиционного фонда [7].
Так, Датское социальное государство в целом является очень мощным и предоставляет своим гражданам широкий перечень существенных социальных услуг. Главная роль неприбыльных организаций заключается в том, чтобы действовать там, где правительство не может оказывать необходимые услуги, которые являются периферийными, но все же имеют существенное значение. Они занимаются разнообразной деятельностью – от личных услуг к повышению уровня информированности и к поддержке социальных институтов (кризисные центры, приюты) для многих различных целевых групп. Кроме того, в Дании имеют давние традиции и еще действуют профсоюзы, группы взаимного страхования, кооперативы и другие объединения. Гражданское общество в Дании является хорошо организованным и влиятельным. В 2010 г. стоимость добровольной работы в Дании составляла 9,6% валового внутреннего продукта и примерно 35% населения Дании занимались бесплатной добровольной работой в таких сферах как спорт, политика, социальная работа [11]. Министерству социального обеспечения Дании было поручено выполнять функции координации в процессе разработки Стратегии, поскольку это Министерство уже имело долговременный опыт анализа и оказания помощи НПО в рамках различных программ помощи, что помогло правительству получить лучшее представление о секторе. Правительство пыталось внести свой вклад в укрепление добровольной социальной деятельности. Правительство Дании влияет на более системное привлечение гражданского общества и добровольных организаций к работе с социально незащищенными людьми и семьями.
Великобритания также подписала соглашение о надлежащем сотрудничестве между сектором НПО и правительственным сектором в ноябре 1998 г. – «Соглашение о взаимоотношениях между правительством и добровольным общественным сектором в Англии». Кроме того, правительство создало Бюро гражданского общества, которое заменило прежнее Бюро по делам третьего сектора, составляющую секретариата Кабинета министров. Это бюро имеет межведомственный характер и в его обязанности принадлежит включение общества в практические политические действия, оно оказывает поддержку добровольным общественным организациям и отвечает за проведение нескольких ключевых программ общества, предусмотренных коалиционным правительством, а именно: Банк общества его целью является обеспечение доступа социальных, благотворительных и добровольных организаций к большему объему ресурсов; Пилотная служба «Национальный гражданин» для привлечения 16-летней молодежи из разных социальных групп до реализации проектов в местных сообществах и т.д.
В Великобритании обеспечение общественного контроля считается критически важной концепцией для эффективного функционирования государства и общества. Как правительственные, так и частные стороны (фонды, научные учреждения) играют важную роль в мониторинге эффективности государственной политики.
После присоединения Республики Польши к ЕС, польские НПО, под руководством членов Совета общественно полезной деятельности, проводили успешное лоббирование в пользу интеграции идеи поддержки гражданского общества в Национальной стратегии развития Польши, сквозной стратегии, которая определяет использование структурных фондов и фондов сближение ЕС в странах-членах ЕС. В результате в 2005 г. была принята первая Стратегия развития гражданского общества. В стратегии определяются цели и задачи для усиления привлечения общественности и НПО в Польше в период 2007 2013 гг.. Ее главным эффектом (и исходом) стало установление основы для создания так называемого Фонда гражданских инициатив, правительственной программы поддержки инициатив гражданского общества [10].
В дискурсе рассматриваемой проблемы, следует обратить внимание на определяющие для идентификации правосубъектности институтов гражданского общества их правовые формы деятельности в Украине. Так, особое значение приобретает проблема взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти. Например, в Украине это взаимодействие происходит в таких правовых формах, как: участие в разработке и обсуждении проектов нормативно-правовых актов, привлечение институтов гражданского общества к предоставлению социальных услуг, осуществление институтами гражданского общества общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, проведение органами государственной власти мониторинга и анализа общественного мнения и т.д. [1, с. 7].
В Украине, среди наиболее весомых программ следует отметить Национальную концепцию развития гражданского общества в Украине, которая была разработана Институтом местной демократии в 2004-2005 гг. В 2005 г. Центр политико-правовых реформ разработал Концепцию взаимодействия государства и гражданского общества. В 2005 и 2006 гг. Украинский независимый центр политических исследований, Сеть общественных организаций ОПОРА, Центр политико-правовых реформ, Институт гражданского общества, Украинский Хельсинский союз по правам человека, Институт успешных громад, Международный центр перспективных исследований разработали доктрину гражданского общества [4, с. 15]. Проблема формирования и развития института гражданственности обусловлена потребностями практики, прежде утверждением такой глобальной тенденции, как демократизация общественных процессов, постепенно, но неотвратимо охватывает собой все более заметное массив народов и стран мира, разворачивается на территории Украины все с большей активностью и перспективой. Для Украины, решение проблемы взаимодействия общества и государства предстает как составляющая определения общей перспективы общественного развития. Необходимо отметить, что главной проблемой в сфере развитие института гражданственности, является низкая активность неправительственных организаций и неспособность реально влиять на ситуацию в регионе и в стране. Однако, круг причин гораздо шире, наряду с указанными, это – отсутствие достаточных средств для их деятельности, слабость организационного управления, неподходящий профессиональный уровень членов организации, отсутствие широкой информации об их деятельности, финансовые злоупотребления руководящего состава этих объединений, их зависимость от одного источника поступлений (государства, предприятия, спонсора, международной донорской агентства), отсутствие поддержки их деятельности со стороны населения, неготовность общества к широкому полю деятельности этих объединений [6, с. 9].
Для Украины положительным будет опытом европейских стран в сфере развития гражданского общества, а также по укреплению доверия к правительству. Так, беспокойство во всем мире спадом общественного доверия стала предметом дискуссий на 7-м Глобальном форуме ООН по вопросам формирования правительства нового типа, который состоялся в Вене в 2007 году. В Венской декларации об укреплении доверия к правительству, его участники разработали ряд рекомендаций относительно путей укрепления доверия к государственным органам: обеспечения легитимности правительства; установление приоритетов в предоставлении услуг и обеспечении доступа к ним; повышение прозрачности и подотчетности в целях борьбы с коррупцией; расширение доступа к информационно-коммуникационных технологий; поддержка эффективного привлечения гражданского общества; поощрения конструктивной заинтересованности свободных средств массовой информации; создание условий для развития партнерских связей между государственным, неправительственным и частным секторами. Эти рекомендации еще раз подтвердили те главные принципы и методы, которых следует придерживаться в процессе укрепления доверия. Они также продемонстрировали растущее понимание всеми ведущими международными организациями необходимости и механизмов преодоления дефицита доверия между гражданами и правительствами, а также их политическую синергию [5, с. 259-260].
Таким образом, анализ европейского опыта в сфере становления и развития гражданского общества продемонстрировал, что институты гражданского общества выступают средством самовыражения индивидов, их самоорганизации и самостоятельной реализации ими собственных интересов, решают значительную часть общественно важных вопросов, облегчая выполнение государством его функций, выступают гарантом незыблемости личных прав граждан, дают им возможность защищать свои интересы и права.

Литература:

1. Бутирська Т. Оптимізація взаємодії державної влади і громадянського суспільства (управлінський аспект): Автореф. дис. канд. наук з держ. упр.: 25.00.02 / Т.О. Бутирська ; Одес. регіон. ін-т держ. упр. Нац. акад. держ. упр. при Президентові України. — Одеса, 2004. — 20 с.
2. Державна політика розвитку громадянського суспільства: моніторинг ефективності.
Європейський досвід: аналітичний огляд. – К., 2011 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.undp.org.ua/files/ua_89339Analytical_review_UKR_final.pdf
3. Красносільська А. Європейські мірки. Показники розвитку громадянського суспільства України у європейському контексті / А. Красносільська [Електронний ресурс]. – Режим доступу :http://www. ucipr.kiev.ua/publications/evropeiski-mirki-pokazniki-rozvitku-gromadianskogo-suspilstva-ukraiini-uevropeiskomu-konteksti
4. Лациба М. Уряд формує політику сприяння розвитку громадянського суспільства України / М. Лациба, Т. Бойко // Громадянське суспільство. — 2008. — № 1 (3). — С. 13–20.
5. Національні та міжнародні механізми фінансування громадянського суспільства. Міжнародні заходи зміцнення довіри між державою та громадянським суспільством. – К.: Фенікс, 2012. – 336 с.
6. Пащенко В. І. Неурядові організації як інститут громадянського суспільства: методологія дослідження та стан в Україні: Автореф. дис... канд. політ. наук: 23.00.02 / В. І. Пащенко; НАН України. Ін-т політ. і етнонац. дослідж. — К., 2005. — 16 с.
7. Про стан розвитку громадянського суспільства в Україні: аналіт. доп. / А. В. Єрмолаєв, Д. М. Горєлов, О. А. Корнієвський [та ін.]. – К. : НІСД, 2012. – 48 с.
8. Рекомендація Ради Європи CM/REC(2007)14 щодо правового статусу неурядових організацій в Європі [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.drsu.gov.ua/show/1271
9. Фундаментальні принципи щодо статусу неурядових організацій в Європі: Принципи, Міжнародний документ від 05.07.2002 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/994_209
10. Strategii Wspierania Rozwoju Społeczeństwa Obywatelskiego [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pozytek.gov.pl/Strategia,Wspierania,Rozwoju,Spoleczenstwa,Obywatelskiego,493.html
11. The National Civil Society Strategy іn Denmark [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://english. sm.dk/social-issues/civil-society/sider/start.aspx

Светлана Матяж

Кандидат наук государственного управления, старший преподаватель кафедры социальной работы, психологи и педагогики Черноморского государственного университета имени Петра Могилы (г. Николаев, Украина)

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента