Причины неожиданно враждебного отношения российского самодержавия к Азербайджанским ханствам

14.11.15 21:16




Генерал Павел Цицианов, назначенный в 1802 году командующим на Кавказе, видимо имея конкретные инструкции от российского самодержавия начал открытую военную кампанию против азербайджанских ханов и считал Гянджинское ханство, правители которого были из правящей в Персии династии Каджаров главным противником российской экспансии в регионе:
«Ганжа – первой укрепленный город, держащий в страхе весь Адербиджан, ключ ко всему Персидскому Государству...».


К тому же у П.Цицианова были свои личные мотивы ненависти к правителю Гянджи – Джавад хану, который был из Каджаров, являвшейся правящей династией в Иранской империи. По этому поводу убедительные факты приводит российский историк О.Кузнецов: «Известно, что в 1797 году во время похода персидских войск Ага-Мохаммед-шаха Каджара против Грузии были разграблены родовые деревни князей Цицишвили-Цициановых в Мдзовретском ущелье. Таким образом, поход российских войск против Гянджи 1803–1804 годов завершившийся убийством Джавад-хана гянджинского из рода Каджаров и присоединением ханства к России, нес на себе отпечаток родовой мести Цицишвили Каджарам».
Относительно положения Гянджи в Азербайджане - автор ее кровавого штурма, генерал П.Цицианов писал:
«Донесение Князя Цицианова блаженные памяти Государю Императору Александру Павловичу, от 3 Января 1804 года, о взятии приступом крепости Ганжи
Местное положение Ганжинской крепости, держа в страхе весь Адербиджан, заставляет почитать сие приобретение наиважнейшим для пользы России...».
Штурм Гянджи 3 января 1804 года русскими войсками во главе с генералом П.Цициановым, обернулся массовой резней мирного населения города, когда только в центральной мечети города были изрублено и сожжено около 1000 женщин, детей и стариков. По поводу беспрецедентного по жестокости штурма Гянджи российские источники писали:
«ВЗЯТИЕ ГАНЖИ
Развалины и опустошенные домы возвещают плачевныя события города. Крепость, почитавшаяся лучшею во всем Адербиджане, не охранила, но пережила его...
Местное положение Ганжи, держащей в страхе весь Адербиджан, и крепость, между Азиятцами слывшая оплотом, сделали приобретение сие важным для России».
В русско-персидской войне 1804-1813 гг., с иранской стороны войсками командовал беглярбек Азербайджана наследный принц Аббас-Мирза, который стремился всеми силами удержать азербайджанские ханства от перехода в российские владения. Из переписки с ним российского генерала И.Гудовича, становится ясно, что Азербайджан практически всегда лишь номинально подчинялся Персидской империи и азербайджанские ханы являлись фактически независимыми правителями. Российский генерал И.В.Гудович в письме беглярбеку Азербайджана принцу Аббас-Мирзе от 25 марта 1808 года, делает акцент на том, что северные азербайджанские ханства вообше были независимы от Персии: «Часть Адербейджана до покорения Ганджи и Карабага оружием моего великого и всемилостивейшего Государя Императора равномерно большей частью находилась в независимом и мятежном против Персии положении. Сколько раз Владетели Персии принуждены были для усмирения тогдашних владельцев посылать войска и делать важные издержки? Одним словом, удержание власти Персии над сей частью Адербейджана всегда почти стоило ей и больших беспокойств и немаловажных убытков».
Фактически, на основе приведенных российских источников и авторов становится ясно, что Азербайджан и его население являлись костяком Иранской империи, ее ударной силой и основой экономической мощи. Именно по этой причине российское самодержавие в начальный период завоевания Кавказа делало большую ставку на азербайджанский геополитический фактор, способный ослабить и даже развалить слабеющую азербайджанскую Каджарскую империю. Интересными наблюдениями по поводу Азербайджана делится статский советник Василий Андреев - офицер Отдельного Кавказского корпуса, служивший на Кавказе в 1816–1836 гг.:«Аддербейджан и его столица населены татарским племенем, говорящим своим языком, считающимся лучшим у мусульман; жители ненавидят настоящих персиян и фамилию царствующих каджаров; персидский язык в Тавризе употребителен только в высших правительственных сферах (Вообще раса Аддербейджана отличается от персидской своей благовидной наружностью, телесным развитием, меньшей смуглостью против сухопарых, почерневших персиян, — в одежде, даже в деревнях, видна опрятность. — Пр. автора.)»
Русские офицеры и чиновники однозначно локализовали Азербайджан на Кавказе и Малой Азии, включая в его состав и Эриванское ханство – на землях которого ныне создана Республика Армения. Из письма генерала Ермолова барону Дибичу ясно видно, что Эриванская область располагалась в Азербайджане:«... Продолжение движения не останавливаясь в Эриванской области, может быть приличным только в том случае, если бы в Адербийджане проявилось бы неповиновение Аббас-Мирзы... Вероятно что в Эриванской области неприятель не решится на сражение, и тогда Адербийджан где много недовольных, неминуемо ждет возмущение среди населения... В таком случае по моему мнению, чтобы произвести внутренние беспокойства следует остановится в Адербийджане... Оставив Адербейджан ограничится стоит занятием Эриванской области...»
Относительно Эриванской области и того что она входит вместе с окрестными областями в Азербайджан в русском журнале «Московский телеграф» отмечается: «...обширная равнина Эриванская, украшаемая зеленеющими садами деревень: это острова на поверхности моря, радующие утомленного плавателя. Отдаленные горы Нахичеванские едва могут остановить взор: так высока точка наблюдения; но всему есть предел — и напрасно глаз, подстрекаемый высотою положения, стремится за цепью великанов видеть новые картины: лишь часть небосклона Адербиджанского синеется перед ним».
Русские авторы, долго жившие и побывавшие на Кавказе, отмечают, что азербайджанский язык издревле на Кавказе был языком межнационального общения, в том числе и для народов Дагестана:«Преобладание Аварцев лучше всего выразилось в том, что язык их сделался общим для большей части нагорного Дагестана и почти совершенно вытеснил из употребления татарский язык (адербейджанский), общий всему мусульманскому населению Кавказского края».
О значимости азербайджанского языка на Кавказе говорили великие русские мыслители. К примеру, Михаил Лермонтов, будучи на Кавказе, принялся изучать «татарский язык», (как тогда называли азербайджанский язык). А в письме С. Раевскому в октябре 1837 года М. Лермонтов писал из Тифлиса: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе, — да жаль, теперь не доучусь, а впоследствии могло бы пригодиться» Слова Лермонтова «жаль, теперь не доучусь...» объясняются тем, что ему предстояло покинуть Тифлис (11 окт. 1837 он был переведен в л.-гв.Гродненский гусарский полк).
О том, что в Азербайджане основным языком был азербайджанский тюркский можно узнать из писем русского офицера Н.Т.Муравьева середины XIX века:«Тавриз есть главный город Адербенджанской области, самой населенной и плодоносной во всей Персии; народ говорит языком Турецко-татарским, т. е. каким-то особым наречием, которое имеет несколько сходства с языком, чисто Турецким-Константинопольским и Татарским».
Муравьев отмечает, что в Азербайджан входит и часть Армении, «которая только тем знаменита, что слабая, существовала среди сильных; была игрушкою их, переходя из рук в руки». Конкретно об этом русский офицер пишет:«Проехав провинцию Адербеиджан, я теперь расскажу тебе общий характер ее. Ты знаешь, что она состоит из части той знаменитой Мидии, которая когда-то первенствовала между царствами Востока, куда стекались богатства его, как будто для того, чтобы насыщать ими алчность завоевателей, каков был Александр Македонский! и из части Армении, которая только тем знаменита, что слабая, существовала среди сильных; была игрушкою их, переходя из рук в руки, и разрывалась на клочки, то Римлянами, то Парфянами, то Греками, то Аравитянами; словом, она разыгрывала на Востоке, всегда, роль Италии в Европе, не в далекие времена, только развязка ее была хуже, — собственно Армении уже нет с конца XIII века».
В списке народов Российской империи за 1895 год указывается: «Кавказские или Адербейджанские татары - магометане частью шиитского, частью суннитского толка - губернии Бакинская, Эриванская, Елизаветпольская, Тифлисская, Дербентский округ Дагестанской области и Закатальский округ – (численность) 1,139,659 (1886 г.)». Этноним «азербайджанцы» в различных формах использовался в академической литературе с конца XIX века. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, называл нас «азербейджанцами» , а также «адербейджанами» персидскими и кавказскими.
А о том, что в Иране правили азербайджанские династии, официальным языком которых являлся азербайджанский, можно узнать из писем армянских католикосов на имя Каджарских правителей, где под «персами» подразумевали азербайджанских тюрок. В частности письма армянского католикоса на имя «Персидского шаха» и «Персидского министра иностранных дел» написаны на азербайджанском языке.

РИЗВАН ГУСЕЙНОВ
Историк, диссертант Института по правам человека Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА)

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента