Азербайджанские ханства в русско-армянской переписке и донесениях

14.11.15 21:21




В XVIII-XIX вв. Россия вела продолжительные войны с Османской Турцией и Персиейза «выход к теплым морям». По итогам войн Россия стала владычицей трех морей - Каспийского, Азовского, Черного - с выходом на Средиземное море, завладела Кавказом, Крымом, получила преимущества на Балканах. Территория Российской империи еще более расширялась, и это не могло не повлиять на изменение ориентации армян, которые с каждой новой победой русского оружия все больше склонялись на сторону северной империи.


О том, какая кипучая подрывная деятельность была организована на Кавказе с помощью армян, свидетельствуют российские архивные материалы и книги армянских же авторов. Главной мишенью этой политической интриги было стремление ослабить и уничтожить Шушинского и Карабахского хана Ибрагим-халила как самого сильного правителя среди азербайджанских ханств. Царская Россия – как и все предыдущие империи, считала стратегически важным делом овладение крепостью Шуша и всем Карабахом, являющимся ключом ко всему региону.
С целью осуществления этого плана арменизации Карабаха, Г.А. Потемкин в секретной инструкции командующему российскими силами на Кавказе от 6 апреля 1783 года, писал: «Шушинский Ибрагим хан непременно должен быть отстранен от власти, после чего Карабах составит самостоятельную армянскую область, ни от кого кроме России не зависящую. Вы пустите в ход все возможности для организации этой новой области. Таким образом армяне из других областей будут стекаться сюда».
Немало интересного о драматических событиях той поры можно узнать из «Материалов по русско-закавказским отношениям конца XVIII в.», собранных советскими, в том числе и армянскими учеными. В них, как указывается в прологе: «собраны документальные материалы архивов Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку, Еревана и других городов СССР...». В основном материалы взяты из серии сборников «Армяно-русские отношения», т. I, т. II (ч. I, II), Ереван, 1953, 1964, 1967; «Присоединение Восточной Армении к России», ч. I, Ереван, 1972; Г. А. Эзов, «Сношения Петра Великого с армянским народом», СПб., 1898; монографии акад. А. Р. Иоаннисяна, М. Г. Нерсисяна и др. Публикуемые документы, собранные вместе с В. Р. Григоряном из фондов Архива внешней политики России (АВПР). Вступительное слово и текст написаны С. П. Гасарджяном и В. К. Восканяном.
То есть в создании этого академического труда прямое участие принимали армянские ученые, в связи с чем, думаем, никто не сможет обвинить нас в предвзятости. В этой переписке армянских источников с российскими чиновниками указывается, что территория Азербайджана распространялась на севере до Дагестана и что азербайджанские ханы, в первую очередь Карабаха, являлись фактически единственной реальной силой, препятствующей российской экспансии на Южном Кавказе. Приведем некоторые из них:
Из письма армянского архиепископа Иосифа Аргутинского главнокомандующему русскими войскам на Кавказе Валериану Зубову:
«2 сентября 1796 г. При речке Пирсагате.
7-е
Буде от турок непредвидится никакой опасности, то и ненужно еще посылать войско в Грузию, а отправить онаго в большом количестве в Ганжу (Гянджа – Р.Г.), сие полезнокак для прописанных в пункте 5-м причин, так и на случай надобности во оном. Прибыть вАдрубежан или в Гилян удобнее и скорее, нежели в Грузию. Ганжа город состоит на выгодном месте, и во всей сей провинции довольно хлеба, лесу, железных руд и разных фабрик, хотя в нынешнем году претерпела от шушинскаго хана Ибреима и лезгинцов немалое разорение.
8-е
Потом можно перейти реку Куру и остановившись на Мугане, дать повеление шушинскому хану Ибреиму, — чтобы он сам или по меньшей мере старшаго сына своего с армянскими меликами прислал к вашему сиятельству; исполнение Ибреима такова вашего сиятельства повеления послужит за довод его верности и усердия к России. И, по закончении там нужных дел, итти можно безпрепятственно на Тавриз или на Ардавель, куда в последствии удобнее покажется, а предъявленнагоИбреима необходимо нужно истребовать сына с тысячью его войска, и пять армянских меликов, с их пятью тысячами войска, для разнообразнаго употребления; а паче в передовые, так как оные духа военнаго не чужды. Естли же шушинский хан повеления вашего исполнить непохощет (не захочет – Р.Г.), то сие явным доказательством будет его неверности и коварного обмана. В таковом случае можно употребить армянских меликов, кои послужат удобным средством к низложению и лишению его сего выскогоместнаго степени и крепости, а тем весь Адрубежан в повиновении без оружия удержать можно, удобно число армянскаго войска и к пользе российской умножить многочисленно, и все наконец, предприятия видимо будут клонится к благополучному концу. Хан шушинский, по мнению своему, почитает крепость свою непреодолимою; но в том может легко обманутся, ибо крепость и сила его состоит наиболее в армянах, которые, хотя храбры и мужественны, однако по истинной преданности ко престолу российскому, не только противу россиян оружие не примут, но и к достойной гибели Ибреима, естли бы он оказался вероломным, будут споспешествовать. Нужно только армянских меликов обнадежить в тайне милостию и покровительством е. в.
11-е
Присеем случае достойно мне вспомнить век императора Петра Великаго. Когда он покорял своей державе сии страны, турки будучи объяты страхом, ускорили овладеть Ериванью, Ганжею, Грузией и целым Адрубежаном».
Отметим, что Иосиф Аргутинский (1743-1801) — армянский церковный и политический деятель, архиепископ. В 1783 году разработал проект армяно-русского договора, по которому Россия должна была «восстановить независимое Армянское царство»; за Россией закреплялось право назначать царей Армении и держать там свои войска.
Как видно из письма, Иосиф Аргутинский плетет злостные интриги и стремится спровоцировать Россию на применение силы против Шушинского и Карабахского хана Ибрагим-халила. При этом Аргутинский нахваливает «смелость» армян Карабаха, которая как становится ясно, состоит из умения вероломно предать своего хозяина – Ибрагим-халила и даже убить его. Далее, Аргутинский, как настоящий шпион, советует России захватить в первую очередь Шушу и Гянджу, называя их основными городами Азербайджана (откуда он мог знать, что через 200 лет его армянские потомки придумают миф «о не существовании Азербайджана на Кавказе» и его создания, только в 1918 году). Он также взывает ко временам Петра Первого, который, по его, Аргутинского, словам, стремился овладеть и «целым Адрубежаном» - то есть всеми азербайджанскими землями на Кавказе и в Персии.
В другом своем письме, теперь грузинскому царю Ираклию II, этот армянский архиепископ из кожи лезет вон, чтобы столкнуть грузинского царя с азербайджанскими ханами и персидским шахом:
«Письмо Иосифа Аргутинского Ираклию II
14 сентября 1796 г. Корпус близ старой Шемахи.
Присланнаго из Ериваня письма содержание тожде узнали и, когда генерал придут с войском в те края, тогда можете споспешествовать ериванскому Мамат-хану, и старатся, как возможно, Тавакали-хана захватить для успокоения Мамат-хана и возвращения ему крепости. Народ ериванской тогда отложит весь страх и боязнь аги Магомеда, когда войско российское будет в Ганже и Тифлисе, а главнокомандующий при Куре реке тождес войски.
Адрубежанских ханов писанием вашим уверить, что им как высочайший манифест гласит, никакой обиды и притеснений не воспоследствует; а более спокойствие, честь и все достояние их за ними вяще утвердится».(АВПР, ф. 100/III, 1764-1800 гг., д. 462, л. 46 об.-48.Копия)
Кроме Аргутинского, действовала целая плеяда армянских провокаторов и интриганов, среди которых особо следует выделить тогдашнего эчмиадзинского католикоса Луку, который завалил российские власти письмами с призывом начать захват азербайджанских ханств. В итоге, убежденный словами католикоса Луки, главнокомандующий русскими войсками на Кавказе Валериан Зубов, отвечает ему:
«Письмо В. Зубова эчмиадзинскому католикосу Луке
2 октября 1796 г.
А дабы водворить полную безопасность во пределах грузинских и адрубежанских, и изгнать из оных влияния вредныя, распорядили стать при Ганже сильному корпусу под командою подчиненнаго нам генерала превосходительнаго и благоурожденнаго Александра Михайловича Римскаго-Корсакова...».
Благодаря этим письмам, становится ясно, что азербайджанские ханства играли важную роль в политике всего Кавказа, и их власть простиралась на территории почти всего региона.

РИЗВАН ГУСЕЙНОВ
Историк, диссертант Института по правам человека Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА)

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента