Армяне в поисках Армении. Глава III. «Дашнакцутюн» в поисках Армении. Часть 2.

14.11.15 21:25




Двойственным было отношение армянских националистических кругов к царской России и проводимой ею политике на Кавказе. С одной стороны, они видели в России естественного союзника в борьбе с Турцией, турецкими властями, учитывая соперничество этих держав в Закавказском регионе. Используя демагогически идею об объединении усилий "христианских народов" (т.е. русского и армянского) в борьбе против "жестоких мусульман", вожди армянских националистов стремились вызвать дальнейшее ослабление Турции, терпевшей неоднократные поражения в войнах с Россией, чтобы осуществить собственные националистические планы создания на основе бывших турецких вилайетов, отошедших России, армянского государства, хотя бы на автономных началах, наподобие Царства Польского или Болгарии.


Вместе с тем армяне, конечно, понимали, что царское правительство, утверждая власть самодержавия на Кавказе под знаменем так называемой "русской идеи", не будет в восторге от их сепаратистских по существу проектов автономии. Вынужденные считаться с могуществом России и не решаясь бросить открытый вызов самодержавию, армянские националисты вели двойную игру: с одной стороны, они всячески заискивали перед российскими властями и чиновниками, низкопоклонствовали перед ними, стремились усыпить их бдительность; с другой стороны, они также искали заступничества у западноевропейских держав, которые соперничали с Россией, в частности, из-за раздела сфер влияния на Ближнем и Среднем Востоке. Политические организации армян действовали в то время на территории России и Туреции, находя активную поддержку и получая инструкции от своих центров в Лондоне, Лозанне, Женеве.
Российское правительство в течение второй половины-XIX в. частично игнорировало, а частично умышленно допускало, считая выгодным, тесные подпольные связи армянских националистических организаций в Турции России и за рубежом. Из России фактически беспрепятственно переправлялись в Турцию оружие, боеприпасы, деньги, туда же просачивались, легально и нелегально "армяне-добровольцы", сеявшие националистические сепаратистские идеи.
Можно понять умысел российских властей, использовавших армянский национализм в своем старинном противоборстве с Турцией из-за Закавказья. Однако этот расчет основывался лишь на ближайшей политической выгоде, и планам российского правительства. Как вскоре выяснилось, не хватало дальновидности, воспитание армянской молодежи в революционном (а точнее, в национально-сепаратистском) духе, создание сети политических организаций, действовавших нередко под флагом социалистических идей, – все это превратило определенные силы армянского населения Закавказья (люмпены, мелкая буржуазия, студенты) в "горючий материал", создало взрывоопасную обстановку в регионе. И если первоначально сепаратистские устремления армян были направлены против Турции, то, как мы увидим в дальнейшем, после провала своих попыток там они нашли новый объект - российское самодержавие.
Баланс сил на мировой арене между великими державами был к концу XIX в. весьма неустойчивым. Россия, потерпевшая военное поражение в Крымской войне, а затем дипломатическое - на Берлинском конгрессе, должна была умерить свои экспансионистские устремления и считаться с позицией других великих держав. Однако, что касается 'армянского вопроса", то в его решении России принадлежала по-прежнему ключевая роль в силу хотя бы географического фактора: часть армянского населения региона жила на территории Закавказья, принадлежащей России, а другая в сопредельных вилайетах Турции.
Учитывая такой международный расклад, армянские националисты взяли на вооружение двурушническую тактику, т.е. беспардонно угождали, льстили, заискивали сразу перед всеми: Англией, Францией, Россией, Германией, а потом и США, уверяя правящие верхи этих стран в своей преданности и прося их "милосердного заступничества". Искушенность в интригах, полнейшая беспринципность, а также тайная, но мощная поддержка международного армянского капитала сделали свое дело, и мировое общественное мнение к концу 80 - началу 90-х годов прошлого века, благодаря безудержной пропаганде проармянски настроенной и прямо подкупленной прессы, в целом благожелательно относилось к армянам, видя в них "страдающий и порабощенный народ".
Вместе с тем интернациональные идеи, присутствовавшие в программах российской партии эсеров (социалистов-революционеров) и социал-демократов, были им явно не по душе, ибо во главу угла своей политики армянами ставился оголтелый национализм, пропитанный нетерпимостью ко всем другим нациям и народам. Эта особенность армянского национального движения была метко подмечена в одном из отчетов Департамента полиции Министерства внутренних дел Российской Империи, в котором давался исторический обзор деятельность партии "Дашнакцутюн": "Видя, что социалистические идеи в то время не только в Европе, но и в России делают большие успехи, и что под их флагом идет разрушение государственной власти, армянские вожаки, естественно, как озлобленные против всех, примкнули к революционерам. У нас они воспитались в духе партии «Народной воли», из революционной печати и, тем более что "Народная воля", как родоначальница социалистов-революционеров более подходила к армянам, чем социалисты-демократы. Утопичность в настоящую эпоху учения социалистов-демократов о космополитизме армянами была оценена правильно и, тем более что масса армянского народа, воспитанная духовенством в узко национальном и в высшей степени консервативном духе, никогда не пошли бы за вожаками в интернационализм".
Таким образом, и во взаимоотношениях с Россией армяне демонстрировали два лица: с одной стороны, пресмыкаясь перед царскими властями, они молили "матушку Россию" о заступничестве, а с другой, сеяли революционные идеи, готовясь при первом удобном случае извлечь свою выгоду.
После того, как армянские националистические выступления в Турецкой Армении были подавлены и сошли на нет, центр сепаратистской деятельности "Дашнакцутюна", "Гнчака" и других партий к концу 90-х годов прошлого века переместился в Закавказье. Для этого к тому времени уже созрел ряд объективных предпосылок:
В первую очеред, после решительных мер, принятых турецким правительством, уже не осталось никаких надежд на то, что национально-сепаратистское движение армян в Турции сможет в ближайшее время оправиться от понесенных тяжелых потерь. Шайки агитаторов в своем подавляющем большинстве были разгромлены и остатки их скрылись на российской территории или бежали в Европу.
В Закавказье переместилась огромная масса беженцев-армян. Лишенные своих корней, домов, имущества, нередко озлобленные и готовые на все, эти беженцы были удобным взрывоопасным материалом, который националистам было легко использовать для своих авантюристических целей на новом месте, то есть в Закавказье.
К этому времени армянский капитал окреп и завоевал себе ключевые позиции в Закавказье, в первую очередь в Бакинском нефтепромышленном районе. Это привело к усилению влияния армянской национальной буржуазии, с одной стороны, а с другой - к численному росту пролетариата, в том числе армянского, среди которого получили широкое распространение революционные настроения.
Период конца 90-х годов прошлого века - начала нашего века характеризуется обострением общей революционной ситуации в России, ростом числа подпольных партий, кружков, обществ, распространением социал-демократических, марксистских идей, вовлечением в революционную деятельность значительной части либерально настроенной интеллигенции.
Произошло частичное изменение политики имперских властей в Закавказье в отношении армян, засилье которых стало принимать слишком вызывающий характер, С целью ограничить бесконтрольное влияние Эчмиадзина, пресечь антиимперскую, сепаратистскую деятельность националистов, особенно в деле воспитания армянской молодежи, были приняты законы о переводе армянских церковных школ в ведение российского Министерства народного просвещения (1898), а затем о новом порядке управления имуществом армяно-григорианской церкви (1903), Если первый из этих законов уже вызвал повсеместное недовольство националистически настроенной армянской буржуазии и буржуазной интеллигенции, то второй, прямо ущемлявший имущественные интересы Эчмиадзина (святая святых армянства!), привел к открытому повсеместному выступлению армянских националистов против России.
Под флагом защиты национальной культуры и интересов церкви объединились и примкнули к "Дашнакцутюну" и "Гнчаку" многие либеральные, просветительски настроенные общества и организации, а также часть социал-демократов, не устоявших перед соблазном националистических лозунгов об "армянском освобождении", тем более, что все это преподносилось в контексте борьбы с самодержавием, за утверждение свобод, равенства, братства и т.п. Революционно-сепаратистские устремления армян получили, таким образом, новый мощный импульс и приток свежих сил.
Перенесение арены деятельности армянских националистов в Закавказье надо считать "самым несчастным моментом в истории нашего края, население которого жило в мире и согласии. Пришли дашнаки- принесли национальную ненависть, а на такой почве конечно, ничего кроме армяно-татарской резни или войны между Арменией и Грузией не могло вырасти...До появления армянских революционных деятелей, главным образом, партии "Дашнакцутюн", Закавказье жило в мире и спокойствии... Армяне, татары (азербайджанцы), грузины жили вместе веками. Мирное население никогда не знало здесь никакого кровопролитного столкновения на национальной почве. Пришли дашнаки со своей проповедью о создании сплошной армянской территории для будущей автономной Армении и в дотоле патриархальную жизнь закавказской деревни ворвались чувства национальной вражды и ненависти".
Армянские террористические организации не сумев добится в Турции своих планов, и залив кровью как собственно армянского народа так и этнических турок перебрались на Кавказ и приступили к своим террористическим действиям, стремяс хотя бы здесь создат армянское геополитическое пространство.
2 сентября 1903 года. Баку. Азербайджан. Около 5 часов вечера по звону колокола у ограды местного армянского собора собралась значительная толпа вооруженных армян. На предложение местных властей разойтись толпа ответила стрельбой из револьверов. Только после того как были задержаны 45 вооруженных активистов различных армянских бандгруппировок, удалось остановить кровопролитие. В самом соборе - за иконами и алтарем - было найдено большое количество оружия.
Согласно исследованиям русского кавказоведа В.Л. Величко, "... во всех описанных выше вспышках армянского мятежа бросается в глаза ряд характерных фактов.
Во-первых, у армянской толпы, которую обыкновенно считают мирною и робкою, и которая, действительно, от природы труслива, оказалось много оружия; стало быть, существовали давно заготовленные склады оружия, свидетельствующие о существовании организации, готовившейся к определенным поступкам.
Во-вторых, к месту беспорядков мятежные армяне были призваны колокольным звоном и пришли с оружием в руках, причем в Карсе и Баку заняли своего рода стратегические позиции; стало быть, все было заранее подготовлено.
В-третьих, церковь, призывающая колокольным звоном не на молитву, а на резню, церковь, алтарь которой попран орудиями истребления, является не домом молитвы, а очагом зверства и притопом мятежа против законной власти, Действующей в духовных интересах этой же самой церкви". Согласно исследователю Хит У.Лоури, "... когда руководители армянской церкви участвовали в мемориальных службах по умершим или находившимся в тюрьмах террористам и давали согласие на участие в проведении подобных мероприятий, тем самым они фактически признавали и давали одобрение тем акциям, которые проводили армянские террористы".
12 сентября 1903 года. Шуша. Азербайджан. По словам русского кавказоведа В.Л. Величко, в Шуше, "славившейся политическим брожением и необычайною наглостью местного армянского элемента", толпа армян также учинила беспорядки и разбой. Среди армян не скрывали того факта, что за убийство протоиерея православного собора Василова террористы получили 25 000 рублей. По мнению русского исследователя, было очевидно, "какую роль в подобных кровавых делах играют армянские денежные тузы"?
13 сентября 1903 года. Эчмиадзин. Азербайджан. Армянской бандой убит на базарной площади некий армянин Потоянц, виновный лишь в том, что не подчинился указаниям Армянского Комитета. Русский исследователь И.К.Канадпеев еще в 1902 году отмечал: "Сами армянские агитаторы за редким исключением, более чем кто другой, прекрасно осознают несостоятельность своей программы и не верят в свое дело, но работают в этом направлении потому, что подобная деятельность доставляет им средства к пропитанию. Они получают пособия из Армянского Комитета, а главное - вытягивают деньги путем угроз и шантажа из карманов простодушных купцов как бы на армянское движение"
14 октября 1903 года. Тифлис. Грузия. У въезда в город, близ Ботанического сада, на генерал-адъютанта князя Григория Голицына, возвращавшегося в экипаже с супругой из загородной прогулки, напали трое армянских бандитов, нанесли князю несколько кинжальных ранений в голову, лицо и руку.
Русский исследователь-кавказовед В.Л. Величко свидетельствует, что виновники кровавого покушения на жизнь князя Голицына "оказались принадлежащими к низшим классам армянского населения. Впоследствии выяснилось, что убийцы -армяне, принадлежащие к армянской террористической шайке. Полезно было бы узнать, как с виду мирные армяне участвуют в ней деньгами или иным способом... Вообще более чем пора серьезно вникнуть в роль, которую играют в преступлениях, разбоях, мятежах и прочих язвах кавказской жизни, влияние и многомиллионные состояния некоторых богачей с темным прошлым и более чем туманным настоящим...".
Далее ученый отмечает: "Ловить и наказывать мелких агитаторов, оставляя в стороне главных воротил - значит пытаться вычерпать речку ведрами. Всякое мало-мальски серьезное явление, грозящее бедою, надо перехватывать у самого истока: иначе выходит нецелесообразно с точки зрения государственного порядка и, в результате, жестоко по отношению к народной толпе, платящей кровью за безумие, которое в ней нарастает под впечатлением несвоевременно мягкого отношения власти к коренным виновникам анархических явлений. Сказанное сугубо применимо именно к восточным народам. Восток покоряется только грозной силе, справедливой, но непременно грозной. Кротость, порожденную высшими гуманными побуждениями, он считает слабостью. Особенно армянин, как народный тип, не понимает великодушия, потому что сам к нему решительно неспособен".
Сентябрь 1904 года. Баку. Азербайджан. Армянскими террористами совершены убийства нескольких азербайджанцев. Убийства эти носили предупредительный характер.
В ноябре 1904 представители "Дашнакцутюн" участвовали во Всероссийском совещании революционных и оппозиционных партий и поддержали его решения.
Декабрь 1904 - январь 1905 годов. Баку. Азербайджан. В Баку стали появляться прокламации с предложениями к азербайджанцам присоединиться к армянским террористическим организациям с целью совместной борьбы против русских. В случае отказа, в прокламациях содержалась угроза: "Будьте готовы, что мы обагрим вашу землю вашей же кровью и предадим трупы огню, который охватит весь мир". Эти слова, как показала последующая история, были в полной мере претворены в жизнь армянскими международными террористическими организациями. Согласно сенатору Кузьминскому: "По-видимому, такая провокационная деятельность армян получила большое распространение в мусульманском мире...". Устрашающие прокламацииармян с негативным ответом на них мусульман помещены в одном из номеров издаваемого в Александрии на фарсидском языке журнала "Чахра нума".
Во время антиармянских погромов в Баку (1905-06) "Дашнакцутюн" выпускал листовки с призывом к миру, а под руководством Н.Думяна организовал самооборону армян. В ходе Революции 1905-07 партия радикализировалась; была создана российская программа "Дашнакцутюн" - "Кавказский проект" (или "Проект Кавказской деятельности"), который предусматривал создание Закавказской демократической республики в составе Российской федерации путем вооруженной борьбы с самодержавием. В апреле 1905 дашнаки приняли участие в работе Женевской межпартийной конференции революционных партий и организаций России, которая должна была координировать их деятельность в условиях начавшейся революции.
На конференции российских национал-социалистических партий в апреле 1907 в Гельсингфорсе представители "Дашнакцутюн" высказались за национально-культурную автономию как способ защиты прав национальных меньшинств. В феврале 1907 на 4-м общем собрании (съезде) "Дашнакцутюн" в Вене принята новая программа, ставшая прямым следствием разработки "Кавказского проекта".
По программе партия провозглашалась "партией армянского трудового класса". Подтверждалось требование создания Закавказской демократической республики и входящей составной частью в Российскую федерацию, на основе всеобщего избирательного права, равенства всех народов и религий, уничтожения классовых и сословных привилегий. Были выдвинуты также требования отделения церкви от государства, преподавания в школах на родном языке с обязательным изучением русского языка как общегосударственного, отмены косвенных налогов, разработки фабричного законодательства (8-часовой рабочий день и т.д.) социализации земли, замены пост. армии нар. милицией и др. "Дашнакцутюн" поддержал бойкот с.-д. Булыгинской думы, бойкотировал и работу 1-й Государственной думы.
В работе 2-й Государственной думы участвовали 3 депутата, представлявшие "Дашнакцутюн" - И.Сагателян, Тер-Аветикянц, С.Тигранян, избранные от Елисаветпольской и Эриванской губ. ЦК партии в наказе своим депутатам предложил им действовать солидарно с эсеровской фракцией и вступить с ней в блок, что и было ими сделано. В 3-й Государственной думе дашнаков представлял только депутат Сагателян, примкнувший к Трудовой группе.
В последней, 4-й Гос. думе, дашнаки не были представлены, но на выборах поддерживали социал-демократов. По рекомендации от Партии с.-р. "Дашнакцутюн" в авг. 1907 вступил во 2-й Интернационал и участвовал в работе 7-го конгресса, желая привлечь внимание международного социалистического сообщества к проблеме западных армян. На международном конгрессе в Копенгагене (авг. 1910) дашнаки выступили с инициативой проведения совещания рос. социалистич. партий, в котором участвовали эсеры, латыш, и фин. с.-д., польские социалисты, представители Социалистической еврейской рабочей партии (СЕРП). Была принята предложенная дашнаками тактика совместной вооруженной борьбы. Однако практическая деятельность партии после Революции 1905-07 вновь была перенесена на территорию Турции.

Гурам Мархулия

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента