Талыши в авангарде борьбы за свободу Азербайджана (1918-1920 гг.)

20.12.17 17:30


В 1918 году на Южном Кавказе были созданы Грузинская Республика, Азербайджанская Демократическая (Народная) Республика, Араратская Республика, на Северном Кавказе – Горская Республика. Подобный парад независимости на Кавказе противоречил планам Советской России. С самого начала образования в мае 1918 г. Азербайджанской Демократической Республики большевицкая власть к ней относилась враждебно. Поэтому предпринимались попытки уничтожить азербайджанское государство, создавая на ее территории очаги революционных мятежей, один из которых был организован в Ленкоранском уезде. Положение усугублялось тем, что одновременно Азербайджанская республика подверглась агрессии со стороны дашнакской Араратской Республики, которая пыталась захватить исконно азербайджанские земли в Нахичевани, Зангезуре и Карабахе.

Наступил новый героический этап борьбы талышей за свободный независимый Азербайджан. Нефтяной Баку, прикаспийские и центральные регионы страны были захвачены Бакинской коммуной, состоявшей из большевиков и дашнаков. Мугань и юг страны с рядом талышских сел вплоть до границы с Ираном перешли в руки казаков, молокан, белогвардейцев, и отрядов русских пограничников во главе с полковником Ф. М. Ильяшевичем, который также объявил себя «председателем Муганской автономной краевой управы». Однако победоносное наступление с запада страны, из Гянджи славной Кавказской Исламской Армии, состоявшей из турецких и азербайджанских частей, вселило страх Бакинской коммуне и ее приспешникам на Мугани.

Армянские солдаты-фронтовики и офицеры, добровольно встававшие на сторону большевиков из инстинкта самосохранения, по той же причине стали искать себе иных покровителей, как только положение Коммуны пошатнулось. В конце второй декады июля, когда Красная армия стала терпеть поражение за поражением, заместитель комиссара по военным и морским делам Б.П. Шеболдаев писал: «Необходимо иметь Советской власти гарнизон в Баку, чтобы отстоять Апшерон. Местная красная армия, будучи в громадном большинстве (80 процентов) из армян-дашнаков, таковой опорой служить не может». Именно депутаты-армяне Бакинского совета продавили в конце июля решение о приглашении в Баку английских войск, чем, по словам Шаумяна, «окончательно деморализовали армию». «Предательство по отношению к нам дашнаки совершили явное», – сокрушался Шаумян. (Безугольный А.Ю. «Генерал Бичерахов и его Кавказская армия. Неизвестные страницы истории Гражданской войны и интервенции на Кавказе. 1917–1919», Москва, изд-во «Центрполиграф», 2015)

Здесь коснемся роли и личности генерала Лазаря Бичерахова (1882 – 1952), политического авантюриста, поочередно обслуживавшего интересы белогвардейцев, большевиков, англичан, меньшевиков, а в период Великой отечественной войны – сотрудничавшего с нацистской Германией. Велика его кровавая роль в уничтожении талышского населения. Более того, Лазарь Бичерахов позже, во Вторую мировую войну стал нацистским преступником и коллаборационистом, соратником армянского фашистского палача Гагерина Нжде. Генерал Л.Бичерахов возглавлял отдел северо-кавказских народов Комитета освобождения народов России (КОНР), сформированного при поддержке Гитлеровской Германии.

Следует отметить, что Бичерахов поддерживал оружием и деньгами армянских головорезов, уничтожавших азербайджанское население на территории нынешней Армении, в том числе отряды Андраника в Зангезуре. Общий объем денежной помощи, розданной Бичераховым армянским головорезам Андраника составил 1 млн. рублей. (Безугольный А. Ю. «Лазарь Федорович Бичерахов» // Вопросы истории. - 2011. - № 1. - С. 41-62.)

Лазарь Бичерахов – осетин по происхождению, к сожалению, сегодня является «героем» у части современных осетинских националистов. В том числе и тех, кто уничтожал мирное ингушское население Пригородного района, кто стирал с лица земли грузинские села в окрестностях Цхинвали и для тех осетинских боевиков, которые воевали вместе с отрядами армянских террористов в Карабахе. Еще бы – именно Лазарь Бичерахов стал символом «армяно-осетинского боевого братства» направленного против и азербайджанского, и ингушского, грузинского, талышского и других народов.

Возвращаясь к событиям 1918 года в Азербайджане и регионе, отметим, что на территории Ирана шли затяжные бои ради контроля над морскими путями и транзитом горючего из Персидского Залива в Каспийское море и отсюда через Баку по трубопроводу до Батуми к берегам Черного и Средиземного морей. Так называемая «Персидская кампания» Первой мировой войны происходила на территории Ирана между войсками стран Антанты (Российская империя, Британская империя) с одной стороны и войсками Османской империи — с другой. Между противоборствующими империями шла борьба за контроль над стратегически важными маршрутами транзита грузов и горючего по морю и суше от Персидского Залива через Каспийское, Черное и Средиземное моря.

В начале 1918 года генерал Л.Бичерахов сформировал в Иране небольшой отряд (около тысячи человек), состоявший на службе у англичан для борьбы с Советской Россией, за контроль над транзитом груза и горючего. В июле 1918 года отряд через каспийский порт Энзели в Иране морем прибыл в Баку и вошёл в состав войск большевиков, пытавшихся оборонять город от наступающих турецко-азербайджанских войск Кавказской Исламской армии. 25 мая большевистский комиссар Г.Н. Корганов от имени Бакинского Совнаркома обещал Бичерахову принять все его условия (главное из них – «полное и безраздельное командование всеми вооруженными силами и флотом» Баку) и предложил ему должность главнокомандующего Кавказской Красной армией. Перед заключением соглашения английский наемник Л.Бичерахов лично явился в Баку где представил Баксовнаркому свои условия помощи советской власти. Отряд генерала Бичерахова в конце мая 1918 года по частям начал выдвигаться из Казвина в портовой Энзели, в июне-июле из Энзели стали приплывать к подступам Баку в порт Алят. Бакинская коммуна во главе с С.Шаумяном очень надеялись, что войска Бичерахова помогут им остановить наступление Кавказской Исламской Армии.



Между тем в конце июня 1918 г. командующий Кавказской Исламской Армией Нури-паша сосредоточил на бакинском направлении большую ударную группировку, которая успешно двигалась от Гянджи к Баку, очищая территории от частей Красной армии. Высаживаясь на пристани Алят, генерал Бичерахов рассчитывал успеть перехватить Евлахский мост, к которому подходила Кавказская Исламская Армия, чтобы форсировать реку Куру для дальнейшего развития наступления на Баку. Если бы генералу Бичерахову удалось захватить и удержать Евлахский мост, то опасность осады Баку была бы отложена на неопределенное время. Однако этот план провалился, Бичерахов не успел к Евлаху и укрепился южнее Баку, чтобы попытаться устроить оборону города. Однако Бакинская коммуна не могла обеспечить оборону, тем более, когда ее главу С.Шаумяна предали «свои» - дашнаки и саботировали оборону города. Начался массовый побег деморализованных армянских дашнакских отрядов из города.

В частности, в самом конце июля произошел вопиющий случай - три тысячи армянских солдат отказались выйти на позиции, мотивируя это отсутствием экипировки. Многие свидетели тех дней отмечали удивительную деталь: в то время как на фронте были единицы, все городские кафе и рестораны были забиты военными, в основном армянами. В каком-то бесшабашном отчаянии они пьянствовали, ожидая собственной участи. (Безугольный А.Ю. «Генерал Бичерахов и его Кавказская армия. Неизвестные страницы истории Гражданской войны и интервенции на Кавказе. 1917–1919», Москва, изд-во «Центрполиграф», 2015; Добрынин В.А. «Оборона Мугани. 1918–1919», Париж, 1974).

В конце июля после падения Бакинской Коммуны, власть в Баку перешла в руки Диктатуры Центрокаспия, которую поддерживали английские интервенты. Однако власть Центрокаспия состоявшая из эсеров, меньшевиков и большевиков не представляла серьезной политической силы. На юге Азербайджана была создана Временная военная диктатура Мугани. Первоначально она признала правительство русского белогвардейского генерала Деникина, затем она подчинилась Кавказско-Каспийскому правительству генерала Лазаря Бичерахова, который, в свою очередь, подчинился власти адмирала Колчака. В декабре 1918 года в Ленкорани местным русским населением было принято решение об автономии Муганского Края в составе России с парламентом (Краевой Совет) и правительством (Краевая Управа). Затем в мае 1919 г. была провозглашена Муганская Советская Республика в составе РСФСР, что вынудило принять правительство Азербайджана все меры для разгрома этого оплота сепаратизма и анархии на юге страны.

Поняв всю безнадежность ситуации, Бичерахов со своими отрядами стал покидать позиции. Еще в январе 1919 года отряд Бичерахова был переведен англичанами из Баку в Батуми, а затем вновь на Северный Кавказ, где он формально подчинялся генералу Деникину. Но со стороны Бичерахова «муганцам» продолжалась оказываться большая помощь офицерскими кадрами, вооружением и транспортом. Кроме того, в Мугань был отправлен необходимый офицерский состав. Считалось, что при полном напряжении Мугань могла выставить до 10 тыс. бойцов, из которых до 1 тыс. конных, 20 орудий, 50 пулеметов, несколько бронеавтомобилей, а также эскадрилью гидропланов и несколько вооруженных катеров.

Во главе столь значительной силы Бичерахов посчитал необходимым поставить своего человека: в Мугань был отправлен армянин - полковник Аветисов, недавний командующий армянскими частями в Баку, учинившими в марте-апреле 1918 года кровавую резню азербайджанского населения. Назначение в Мугань дашнака Аветисова обернулось настоящей трагедией для местного талышского населения. Под предлогом «закупок продовольствия» муганские и дашнакские банды начали настоящий геноцид талышского народа. Отряды Аветисова попросту окружали талышские села и принудительно изымали продовольствие. При малейшем сопротивлении людей убивали, причем вырезали целые семьи.

Любые попытки «искать правду» у бандитов заканчивались трагично. Самой жуткой историей было убийство 12 талышских аксакалов, которые отправились делегацией к главарям «Муганской диктатуры» с просьбой остановить резню талышского народа. Этим аксакалам отрубили головы, затем было сожжено 70 молодых талышей, разрушено 40 деревень и полностью стерто с лица земли 276 домов.

Характерна дальнейшая судьба полковника Аветисова - этого палача азербайджанского и талышского народа. Его убили «свои же». Задумав реорганизовать муганские войска, подчинив русских армянам-дашнакам (которых вообще-то русские глубоко презирали) он «перегнул палку». Аветисов был расстрелян пьяной толпой русских кавалеристов из только что переформированного им муганского эскадрона. Аветисов был изрешечен из револьверов и винтовок. Расправа над Аветисовым была совершена при большом стечении людей, на глазах полковника Ильяшевича и всего его штаба. Бесславная гибель Аветисова была скрыта от Бичерахова, ему было доложено, что «Аветисов отправился на службу к англичанам в Персию».

После расправы над Аветисовым лидеры муганских вооруженных формирований начали думать какую бы признать над собой «новую власть», тем более что им поступала информации о том, что дела Бичерахова на Северном Кавказе плохи. Этим воспользовались российские большевики, которые заслали в Мугань и Ленкорань своих эмиссаров. 24 апреля 1919 года в Ленкорани началось «вооруженное восстание», а точнее мятеж части муганских банд, не желавших подчинятся Бичерахову и его ставленникам. Почти сразу на сторону «новой власти» перешли большинство муганских русских и дашнакские формирования.
2 мая 1919 года так называемое «собрание солдат и трудящихся Ленкорани» приняло резолюцию о провозглашении здесь советской власти и «объединении с Советской Россией». 15 мая 1919 года в захваченной Ленкорани мятежниками был организован так называемый «чрезвычайный съезд Муганских Советов крестьянских депутатов», в большинстве своем представителей русских сектантов – в основном молокан. Съезд провозгласил на Мугани Советскую власть с центром в Ленкорани и принял резолюцию, в которой провозглашалась «Муганская Советская Республика» (МСР)
в составе РСФСР. Просуществовавшая всего два месяца (с 15 мая по 23 июля 1919 года) марионеточная МСР стала прибежищем разного рода преступников и головорезов.

Однако изначально эта так называемая «республика» территориально ограничивалась лишь Ленкоранью и несколькими русскими сектантскими селами на Мугани, то есть не только не имела вообще никакого отношения к талышам, но была к ним крайне враждебной. Стараясь расширить территорию «Муганской советской республики», мятежники начали свершать кровавые рейды на талышские села неся с собой террор, смерть и разрушения. Странно, что сегодня некоторые финансируемые армянскими и российскими спецслужбами талышские сепаратисты стараются представить это террористическое образование, совершавшее, по сути, резню талышей, как некую «предтечу талышской государственности».

В реальности же эта марионеточная республика была создана с целью опять чинить проблемы для транспортировки грузов и нефти сухопутным путем и по Каспию из иранского порта Энзели в Баку и оттуда в Батуми. В Муганской республике не было талышей во власти – они ее не создавали, их наоборот резали и изгоняли. Забегая вперед, отметим, что в 1990-ые гг. сепаратисты во главе с полковником Аликрамом Гумбатовым провозгласили «Талыш-Муганскую республику» - тогда как это издевательство над историей и оскорбление памяти талышского народа, пострадавшего от «Муганской диктатуры» и «Муганской республики» в 1919 году. В 1993 году в период независимости Азербайджана, вновь была выдвинута та же политическая карта: создать проблемы для Азербайджанской республики. «Талыш-Муганская республика» была подкинута внешними силами, чтобы не дать Азербайджану укрепиться. Что в 1919 году, что в 1993 году преследовались цели по созданию хаоса и проблем с транзитом в Азербайджане.


Возвращаясь к событиям 1919 года в Азербайджане, отметим, что большевики-армяне полностью поддерживали и курировали мятеж на Мугани. Анастас Микоян в письме в ЦК РКП(б) и В.Ленину убеждал: «Съезд прошёл под руководством наших товарищей. Единственная принятая резолюция — о том, что Мугань является «Советской республикой». «Мусульманские крестьяне» требуют организоваться для борьбы против деникинцев и англичан и двинуться походом на Баку и свергнуть «буржуазную» власть».

Правда реально «мусульманские крестьяне», в том числе талыши хотели лишь одного – чтобы большевики их оставили в покое и убрались с их земли. В ответ, в отношении «мусульманских крестьян» мятежники из «Муганской советской республики» и многочисленные вошедшие в их ряды дашнаки (которые рассматривали Мугань как очередной фронт против Азербайджана) развернули жестокий террор. Происходил самый настоящий геноцид талышей большевицко-молоканскими и дашнакскими отрядами, людей убивали сотнями под предлогом того, что они принадлежат к «контрреволюционным элементам».

Мятежу способствовало и то, что сюда в Ленкоранский уезд с развалившегося Кавказского фронта прибыла масса зараженных революционных пропагандой русских солдат, а также армяно-дашнаков. Об этом свидетельствует в частности сводка Оперативно-разведывательного отделения Главного управления Генерального штаба Военного министерства Азербайджанской Республики:

«1) Сила большевиков в Ленкорани от 1200 до 1500 человек, между которыми много фронтовиков (русских и армян). У большевиков в Ленкорани всего 4 орудия. Военная организация их довольно слабая, хотя офицеров-инструкторов у них достаточно.

2) В Мугани два отряда: а) большевистский — более сильный, имеет несколько офицеров и 12 орудий, б) второй отряд слабее, противобольшевистский. Количество людей в этих отрядах не выяснено; отряды имеют по 12 орудий, между которыми, в обоих отрядах, много неисправных. Противобольшевистский отряд сочувствует Добраармии, и недавно отрядом была послана делегация к Деникину с просьбой завладеть Ленкоранью и Муганью. Деникин обещал в ближайшем будущем выслать отряд.

3)…Сел. Пришиб — чисто большевистское. В нем не более 1000 человек вооруженных, имеет 4 орудия, а село Привольное, хотя не сочувствует большевикам, но нельзя и сказать, что преданно Азербайджану…

4) Господствующие высоты: Пренбель и Белясувар. В Белясуварах 3 орудия. База большевиков — Сара, где несколько гидропланов.» (Азербайджанская Демократическая Республика (1918—1920). Армия. (Документы и материалы). — Баку, 1998, с. 222-223)


Военная операция по подавлению большевицко-дашнакского мятежа на Мугани стала одной из блестящих побед в истории Азербайджанской Демократической Республики. При этом самое главное, что армия Азербайджана пользовалась полной поддержкой талышей. Успеху операции азербайджанских способствовала высадка в Астаре десанта, который, соединившись с отрядами талышских ополченцев, повел наступление на Ленкорань с юга. Одновременно главные силы азербайджанской армии под командованием выдающегося азербайджанского военачальника Габиб бека Салимова предприняли наступление на Мугань и Ленкорань с севера.



В итоге русско-армянские и молоканские вооруженные отряды так называемой «Муганской советской республики» были разбиты и тем самым пресечен проводимый ими геноцид талышского населения. Разгромив врага, Габиб бек Салимов передал в Азербайджанскую армию трофейный самолет, а также 24 пушки и 60 пулеметов. Спасшееся руководство «Муганской советской республики» бежало за пределы Азербайджана: полковник Ильяшевич выехал в Порт-Петровск (нынешняя Махачкала), где был задержан белогвардейской контрразведкой. Затем его перевели в Пятигорск, здесь он продолжал оставаться и при большевиках, впоследствии тут и умер. Его подручный, поручик Б.А. Хошев бежал из Азербайджана под чадрой в женском мусульманском платье.



Личность Габиб бека Салимова как выдающегося сына азербайджанского народа символична. Сам он является уроженцем азербайджанского города Эривани. Он родился 8 февраля 1881 года в Эривани, а его отец, Гаджи Юсиф Салимов был заседателем Эриванского губернского суда. Габиб бек Салимов помимо подавления мятежа в Мугани и Ленкорани сыграл огромную роль в отражение армянской агрессии сперва в Нахичевани, а затем в Карабахе, где освободил от армянских бандитов Шушу, Ханкенди и целый ряд других стратегически важных населенных пунктов. После установления в Азербайджане советской власти Габиб бек Салимов 1 сентября 1920 года был арестован по обвинению в подготовке в Баку восстания против советского режима и расстрелян 30 декабря 1920 года.

Так или иначе, но решительные действия азербайджанской армии под командованием Габиб бек Салимова привели к тому, что большевикам не удалось отторгнуть Ленкорань и Мугань от Азербайджанской Демократической Республики. Однако планов идеологического расчленения Азербайджана советские власти не оставили и эти планы имели под собой серьезную основу в виде интереса советского руководства к «арийской теме».

Читайте также:

Кто убил сына Зейналабдина Тагиева и генерала Талышханова?

Последние годы Талышского ханства: героическая оборона Ленкорани – 2 Часть

Последние годы Талышского ханства: героическая оборона Ленкорани – 1 Часть

Краткое перечисление древних тюркских топонимов и племен на юго-западе Каспия

Талышские ханы в борьбе за наследие азербайджанской империи Сефевидов

Вымышленная индо-европейская доктрина и искажения истории талышского народа

Великий ильхан Олджейту Худабандэ и его славное талышское войско

Талыши и другие иранизированные тюрки: хазарейцы, чараймаки

Талыш – первое упоминание в источниках: почему иранские и армянские «ученые» его «не замечают»?


KavkazPlus

Прочитано : 6076


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента