РЕГИОН

Турция стоит перед важным выбором – АНАЛИТИКА

30.10.15 19:13


Предстоящие досрочные парламентские выборы в Турции, которые пройдут 1 ноября, представляют огромную важность для определения будущей политической системы страны, и потому к ним приковано внимание ведущих государств мира.

Партия Эрдогана, которая хочет перевести Турцию на президентское правление, для достижения своей цели должна взять большинство в будущем парламенте. Оппозиция же хочет положить конец единоправлению Партии справедливости и развития (ПСР), и, как минимум, создать коалиционное правительство.

Усиление напряженности между странами, заинтересованными в Ближнем Востоке, вызванное российским вмешательством в Сирии, сделало парламентские выборы в одной из крупнейших стран региона - Турции еще более значимыми для них.

В действительности, переломным моментом во внутриполитической жизни Турции стали парламентские выборы 7 июня. Тогда правящая в Турции на протяжении 13 лет Партия справедливости и развития (ПСР) впервые пошла на выборы под руководством Ахмета Давутоглу, и не смогла набрать достаточное количество голосов для того, чтобы сформировать однопартийное правительство. Прокурдская Демократическая партия народов (ДПН) впервые прошла в парламент, и из 550 мест в нем завоевала 80.

По итогам выборов распределение депутатских мандатов между четырьмя партиями, прошедшими в парламент, было представлено следующим образом: ПСР – 258 депутатов (40,8% голосов), Народно-республиканская партия (НРП) – 132 депутата (24,9%), Партия националистического движения (ПНД) – 80 депутатов (16,2%), Демократическая партия народов (ДПН) – 80 депутатов (13,2%).

Согласно турецкому законодательству, для того, чтобы сформировать собственное правительство, правящей партии необходимо было получить как минимум 276 мандатов, что ПСР не удалось, потому для формирования правительства одна из трех оппозиционных партий должна была войти с ней в коалицию. Однако переговоры с оппозиционными партиями ни к чему не привели, и потому было объявлено о проведении досрочных парламентских выборов в стране.

ПСР, которая через изменения Конституции пытается сформировать в Турции новую политическую систему, считала недопустимым создание коалиции. В принципе Партия справедливости и развития (ПСР) могла бы создать коалицию с Партией националистического движения (ПНД) — у этих двух политических сил схожие взгляды, но в таком случае ей бы не удалось увеличить число своих депутатов до 330, чтобы получить конституционное большинство и назначить референдум по изменению Конституции. Поэтому ПСР должна была бы завоевать 276 депутатских мест, а для внесения изменений в Конституцию – воспользоваться поддержкой ПНД.

После объявления итогов выборов 7 июня, правительство правящей ПСР начало крупномасштабную борьбу с ИГИЛ и ПКК как внутри страны, так и за ее пределами. Кроме того, на позиции электората повлияли произошедшие террористические акты. Активизация ПКК привела к тому, что Демократическая партия народов (ДПН) уступила в рейтинге ПСР. В то же время нарушение стабильности стало причиной того, что националистический и консервативный республиканский электорат переметнулся на сторону правящей партии. Иначе говоря, ПСР сумела воспользоваться внутренней напряжённостью в Турции для того, чтобы повысить свой рейтинг.

Опросы, проводимые перед выборами, показывают, что 43% респондентов поддерживают ПСР, 26% - Народно-республиканскую партию (НРП). У каждой из оставшихся двух партий: Партии националистического движения (ПНД) и Демократической партии народов (ДПН), по сравнению с предыдущими выборами, наблюдается сокращение числа сторонников в среднем на 2%. Если итоги выборов окажутся близки к этим показателям, то это значит, что у ПСР появится шанс сформировать однопартийное правительство.

Турция выступает с одинаковой позиции с США и Европой, в том числе и в ближневосточном вопросе, а потому сохранение у власти ПСР, в принципе, не противоречит интересам Запада. Но тем не менее, пребывание у власти в Турции авторитарного правительства не по сердцу ни Европе, ни США. В таких обстоятельствах внешние силы будут ограничены в возможности оказывать влияние на политику страны, и Западу придется считаться с волей лидеров, узурпировавших всю власть.

Активизация России в Сирии и растущая напряженность между коалициями на Ближнем Востоке делает позицию Турции в этом вопросе еще более значимой, и победа ПСР на этих выборах поставит США и Европу в зависимость от позиции Эрдогана. Например, если Турция в этой борьбе выступит на стороне России, то это будет смертельный удар для западной коалиции.

Поспешный визит германского канцлера Ангелы Меркель в Турцию и ее обещания о членстве Турции в ЕС являются попытками удержать Эрдогана на стороне Запада. Заявления главы МИД России Лаврова о достижении соглашения с Турцией по «Турецкому потоку», и о том, что после парламентских выборов в этом направлении будут предприняты серьезные шаги, вызывает беспокойство у Брюсселя и Вашингтона. Таким способом Россия пытается, с одной стороны, оказать влияние, а с другой стороны - привлечь Анкару на свою сторону.

Кроме того, Турция, будучи буферной территорией между Сирией и Европой, играет решающую роль в сдерживании потока мигрантов из зон конфликта. Положительная реакция Анкары на предложения Брюсселя по сдерживанию потока мигрантов позволит ряду стран Европы решить проблему беженцев.

Хотя и не возможно заранее предугадать, с какой позиции будет выступать Эрдоган в случае победы на выборах, тем не менее, президент Турции смог, воспользовавшись значимостью позиции страны, выиграть время для проведения выборов.

(Vzglyad.az)

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента