Бакинские армяне как исторический феномен

16.11.15 18:49




Конфликты и войны на Кавказе поломали судьбы тысяч людей. Беженцами стали представители уникальных городских культур, часто не имеющих аналогов в мире. К таким культурным общностям, в частности, можно отнести сухумских грузин, большинство из которых стали бесправными беженцами и до сих пор не могут вернуться в родные дома и квартиры, или жителей старинного азербайджанского города Шуши, которые были изгнаны все до единого.

Бакинские армяне являются уникальным сообществом, не имеющим аналогом в мире, настолько армянская культура в них переплелась с русской, азербайджанской и культурой других народов, проживавших и проживающих в Баку. Многие этнические армяне, имеющие бакинские корни, тоскуют по родному городу, часто преодолев искусственно навязанный армянской пропагандой страх приезжая в Баку. И удивляются – они встречают здесь старых друзей и знакомых, очень доброжелательную атмосферу современного и динамично развивающегося города. Чего нет и в помине – так это ксенофобии, несмотря на до единого человека изгнанных из Нагорного Карабаха этнических азербайджанцев. Точно так же никто не думает преследовать живущих или приезжающих в Тбилиси этнических абхазов.
В Баку сегодня осталось около 30 тысяч армян, а уникальное культурное явление как бакинские армяне еще имеет шанс возродиться и развиваться. Трезвомыслящие бакинские армяне, в том числе и те, кого судьба разбросала по всему свету, но которые сохранили любовь к родному городу, сегодня все больше понимают, кто является истинным виновником того, что произошло. Ведь в Нагорном Карабахе жила лишь меньшая часть армян Азербайджана. И если армянские националисты так хотели присоединить Карабах и окружающие территории к Армении и изгнать оттуда всех азербайджанцев, – то почему они не подумали, что делать бакинским армянам и куда деваться этим людям? Ехать в карабахские села? Но жители крупных городов, тем более такого как Баку, давно отвыкли от сельского хозяйства.
Профессор университета или ученый-нефтехимик, армянин, работающий в Баку, не может выращивать овощи и пасти скот в карабахском селе. Точно так, как азербайджанец из Кельбаджара вряд ли устроится лаборантом в какой-нибудь бакинский НИИ. И сами деятели «комитета Карабах», как на подбор горожане, вряд ли собрались бы переселяться в аграрные края столь любимого ими Нагорного Карабаха. Более того, и Карабах, и Армения сегодня пустеют. Жители уезжают за рубеж, поскольку из-за разрыва традиционных хозяйственных связей с Азербайджаном Армения не может выйти из состояния экономической катастрофы.
Даже тем бакинским армянам, которые приехали в Ереван, в большинстве своем не удалось нормально устроиться на новом месте и комфортно себя чувствовать. Сказывается колоссальная разница в культуре, в восприятии жизни и в менталитете. Ведь в Армении сегодня строят моноэтническое и культурно однородное государство, из которого изгоняется все неармянское. А для привыкшего к разнообразию культур бакинца это выглядит дикостью. Поэтому бакинцы стремятся уехать в другие многонациональные страны и города – в ту же Москву, однако, увы, той целостной многогранной городской культуры там не встречают. И поэтому еще больше тоскуют по родному городу.
Бакинцы исторически были уникальным явлением. Это был преимущественно русскоязычный народ, состоящий из азербайджанцев, евреев, армян, русских, татар, горских евреев, немцев... И по проценту интеллигенции в основной массе населения Баку фактически был на третьем месте в Советском Союзе – после Москвы и Ленинграда. Ведь нужно понимать, что Баку был городом нефти, питал ею всю Россию, а потом и СССР. Здесь было «энергетическое сердце» огромной страны и именно здесь (не в Москве и не в Ленинграде) были сосредоточены главные исследовательские и научные институты и находились лучшие кадры. Потому и сформировалось такое необычное явление как бакинцы. Представители всех национальностей, входящие в эту общность, привносили сюда все лучшее.
При этом бакинский интеллигент армянского происхождения резко отличался от ереванского интеллигента. Ведь в Ереване значительную часть интеллигенции составляли «гуманитарии», которые только тем и занимались, что выдумывали то, чего реально не было. В частности, сочиняли сказки о «Великой Армении» и о якобы имевших по отношению к армянам «обидам» от других народам. И все в Ереване было завязано на эти мифы, которые потом в конечном итоге обернулись трагедией тысяч людей, в том числе и армян. В Баку же интеллигенция подобным не страдала: люди занимались наукой, решали конкретные стоящие перед страной и обществом проблемы и были далеки от всевозможных исторических мифов.
Армянским националистам очень неприятно, когда сами бакинские армяне начинают говорить правду о том, насколько органично были вписаны армяне в бакинскую общность и как практически «по-живому» стал ломать человеческие судьбы искусственно спровоцированный карабахский вопрос. Для бакинского армянина, ныне проживающего на Украине, Артема Акопова фактически вся жизнь теперь делится на два этапа – «до Карабаха» и «после Карабаха». И он как может пытается донести до людей правду о той трагедии. В частности, судьбе бакинских армян посвящен роман «Трагедия большого города» – о любви бакинского армянина Гарри к азербайджанке Лейле, о начинавшемся армяно-азербайджанском конфликте вокруг Нагорного Карабаха. В книге автор, художественным образом излагает свои переживания по поводу искусственно раздуваемого извне конфликта между армянами и азербайджанцами. К сожалению, мысли таких бакинцев как Артур Акопов и их тоска по родному городу не «вписываются» в пропаганду официального Еревана. В итоге в Ереване чем дальше – тем стремятся заставить общество забыть о существовании такого исторического феномена как бакинские армяне.
Один из самых известных представителей бакинских армян – чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. В последнее время он занялся политикой, и, по мнению многих людей, его знавших, лучше бы он этого не делал, поскольку к политическим взглядам, которые выражает Каспаров, отношение у людей разное. Но того, что это был великий шахматист, не оспаривает никто. Сам же Гарри Каспаров всегда считал себя бакинцем, благодарен и Баку, и Азербайджану, и руководству республики за свои достижения. Лично Гарри Каспаров говорил: «Гейдар Алиев многое сделал для моего чемпионства. Он тогда создал условия для игры. Если бы не он, возможно, что чемпионство 1985 года не состоялось бы». При этом победе Гарри Каспарова тогда в равной мере радовались все бакинцы – и армяне, и азербайджанцы.
Многие бакинские армяне хотели бы вернуть те далекие времена. Есть и такие, которые хотели бы прожить остаток жизни в том городе, в котором родились и выросли. Однако возвращению бакинских армян в Баку опять же противодействует оголтелая армянская националистическая пропаганда, которая рассказывает всевозможные «страшилки» про азербайджанцев. Даже родные часто смотрят на армянина, который думает посетить родной город, как на сумасшедшего. Такого человека сознательно пугают всякими выдуманными ужасами. Зачем это делается – понятно. Ведь если армяне начнут возвращаться в Баку – чему азербайджанские власти никогда не препятствовали и не собираются препятствовать, – у Армении не будет никакого морального оправдания к изгнанию почти миллиона азербайджанских беженцев из оккупированного Карабаха.

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента