АНАЛИТИКА

«Застрявшие по дороге в Индию» или как Российская империя присоединила Грузию (Часть I)

03.02.21 10:20


В нынешнем году исполняется 220 лет со времени присоединения Восточной Грузии (Картли-Кахетинского царства) к Российской Империи. Очень странно, что главную причину этого присоединения практически никто не знает, и о ней вообще не пишут. Присоединение Грузии к России рассматривается исключительно в свете «локальной кавказской политики» Российской империи. И абсолютно никто из историков при этом особо не обращает внимания на тогдашнюю ситуацию в мире.

Если рассматривать грузинский вопрос так, как об этом говорит уже свыше 200 лет официальная российская пропаганда - исключительно из того что Россия хотела «помочь единоверному грузинскому народу избавиться от «турецких и персидских нашествий» – тогда становится совершенно не понятно почему накануне реальных бедствий войны Картли-Кахети с Каджарами (Ага Мохаммад ханом) российские войска покинули Грузию. И появились после того, как в 1797 Ага-Мохаммад (ставший к тому времени шахом) был убит в Карабахе, и ситуация в его державе дестабилизировалась и никакой угрозы нашествия оттуда на Картли-Кахети не было.

Но именно в это время хорошо вооруженный российский экспедиционный корпус заходит в Восточную Грузию… И дальше произошло то, что произошло – т.е. ликвидация грузинской государственности.

Как бы «вскользь» историками сообщается о том, что присоединение Грузии произошло во время своеобразной «пересменке» на российском престоле, а именно ввод основного российского экспедиционного корпуса в Грузию произошел при императоре Павла I в конце 1800 г. Однако его в марте 1801 г. убили, и окончательное присоединение Картли-Кахети произошло при Александре I.

А между тем, российский экспедиционный корпус, вступивший в Грузию в 1800 году имел целью совершенно не присоединение Грузии к Российской империи в качестве «губернии» и не ликвидацию ее государственности. У него была совершенно иная цель, о которой историки, особенно российские, умалчивают. И как не странно – практически совершенно умалчивают об этом и западные историки.

Чтобы понять, в чем же дело нужно учесть, что в начале 1801 г. русские войска «в восточном направлении» были посланы не только в Грузию. Был и второй «русский экспедиционный корпус», который примерно в тоже самое время начал поход и должен был пройти владения хивинского хана и Бухарского эмира, мимо иранского Хорасана, через Афганистан направится в Индию. И об этом историки либо умалчивают, либо упоминают вскользь.

Между тем почти одновременно с вступлением русских войск в Восточную Грузию в декабре 1800 – январе 1801 года казачий атаман Василий Орлов получил приказ вести конницу – Донское казачье войско (численностью не менее 40 тысяч сабель ) в направлении Индии.

«Англичане приготовляются сделать нападение флотом и войском на меня и на союзников моих — шведов и датчан. Я и готов их принять, но нужно их самих атаковать и там, где удар им может быть чувствительнее и где меньше ожидают. Индия лучшее для сего место. От нас ходу до Инда, от Оренбурга месяца три, да от вас туда месяц, а всего месяца четыре. Поручаю всю сию экспедицию вам и войску вашему, Василий Петрович… Все богатство Индии будет вам, за сию экспедицию наградою» – из наказа Павла I атаману Орлову.
«Карты мои идут только до Хивы и до Амурской реки (Амударьи), а далее ваше уже дело достать сведения до заведений английских и до народов Индейских, им подвластных», — инструктировал при этом император Орлова.

28 февраля 1801 года Донское войско двинулось в направлении Оренбурга. В марте оно достигло Волги в Саратовской губернии. В том же месяце был убит Павел I. Как только это случилось, казакам был отдан приказ прекратить поход и возвращаться на Дон.

Обычно историки пишут, что этот поход был «авантюрным и абсолютно неподготовленным» и дойти до Индии (только конницей и без пехоты и артиллерии ) захватить ключевые опорные пункты и противостоять англичанам не было никаких шансов. И здесь, конечно же, возражений нет. Если бы шло только донское казачье войско (конница) – то поход бы был обречен.

Но в том, то и дело, что пехоту и артиллерию планировалось перебросить в направлении Индии по куда более короткому, удобному и хорошо известному русским географам маршруту, карты которого были составлены еще в 30-е годы 18-го столетия, когда Российской империи принадлежало южное побережье Каспия (уступленное затем Россией Надир-шаху). Более того, здесь еще можно встретить дряхлых стариков, которые помнили «власть русских», которую они застали в детстве.

План, по всей видимости, был следующим: с наступлением весны из Грузии через дружественное на тот момент России Карабахское ханство русский экспедиционный корпус выступает к берегу Каспия, идет по его южному берегу через Талышское ханство, Гилян, Мазендеран и Астрабад в Хорасан.

Серьезное сопротивление ожидалось лишь в Мазендеране, где были сильны позиции Каджаров. Но здесь русский экспедиционный корпус мог поддержать флот, оперативно переброшенный из Астрахани на юг Каспия.

Но пройдя Мазендеран, русские войска вступали бы в Астрабадскую провинцию, где туркмены были настроены враждебно к Каджарам и лояльно к Российской империи. С севера же к восточным пределам Хорасана через владения Хивинского хана и бухарского эмира должно было подойти донское казачье войско.

В районе Герата донское войско и экспедиционный корпус из Грузии могли соединиться. А дальше для этой группировки, с пехотой и артиллерией достичь долины Инда больших затруднений не представляло.

Причем именно Хорасан был промежуточной целью и южного экспедиционного комплекса – русских войск, которые вошли в 1800 г. в Грузию именно с тем, чтобы в 1801 идти на Индию. Почему именно так?

Дело в том, что именно Хорасан был «базой» были враждебного на тот момент каджарам другого азербайджанского племени афшаров, из которого происходил прежний правитель державы – Надир шах. Именно поэтому у династии Каджаров самая жестокая вражда была именно с представителями прежней династии Афшаров, потомками Надир-шаха, которые до 1796 г. правили в Хорасане. Хорасан был вотчиной Афшаров и родиной Надир-шаха.

В 1801 г. прошло всего лишь 5 лет стой поры, как идя походом в Хорасан Ага-Мохаммед-шах «прошёл с мечом» по туркменским землям Астрабадской провинции, захватил массу женщин и детей и продал их в рабство. Понятно, что местные туркмены сразу же перешли бы в 1801 г. на сторону русских. Из Астрабада Ага-Мохаммад направился в главный город Хорасана – Мешхед.
Узнав о походе Ага-Мохаммед-шаха в Хорасан, правивший в Мешхеде Надир-мирза, бросив слепого отца на произвол судьбы, бежал с братьями в Афганистан. Он знал, что живым Ага-Мохаммад его не выпустит: прямой потомок Надир-шаха был ему опасен. При приближении армии Каджара к Мешхеду в 1796 году Шахрох вышел за город встречать шаха, изъявляя ему свою покорность. Но Ага-Мохаммед предал Шахроха пыткам, заставил его указать место, где хранилась казна Афшаров и выдать драгоценности мешхедской мечети Имам-Реза. Ага-Мохаммед приказал вывезти оставшихся в Мешхеде членов семейства Шахpoха в Мазендеран. По дороге больной и измученный пытками Шахрох умер. Два сына Шахроха — Имам-Кули-Мирза и Хайдар-мирза бежали к бухарскому эмиру, но тот не только никакой помощи потомкам Надир-шаха не оказал, а постарался побыстрее от них избавиться, и вскоре они были убиты.

По сути, Российская империя могла в походе «южного экспедиционного корпуса» рассчитывать на бывших сторонников Надир-шаха и его династии Афшаров. К таковым, напомним, относился и правивший до 1798 г. царь Картли-Кахети Ираклий Второй, который в качестве полководца Надир-шаха участвовал в похоже в Индию. Более того были еще были живы те грузины, правда уже престарелые, которые в юности сопровождали его в этом походе.

Таким образом, все было рассчитано до мелочей. Выдвинувшись с Грузии вместе с присоединившийся враждебными Каджарам грузинами и афшарами «южный российские экспедиционный корпус» по южному берегу Каспия и Астрабад доходит Хорасана. Ему навстречу выдвигается «северный экспедиционный корпус» – донские казаки. Причем их переход проходил бы через сухие степи пустыни шел бы в самое благоприятное время – в марте-мае, когда пустыни покрыты зеленью и нет недостатка в воде и траве для коней.

Усиленный «вспомогательными» войсками грузин, афшаров и туркмен, соединенный русский экспедиционный корпус через Афганистан организует последний марш бросок в Индию и таким образом там проявляется «российский форпост».

Однако понятное дело, что самостоятельно Российская Империя такую экспедицию осуществить не могла. У нее должен был быть могущественный союзник. И этот союзник на тот момент был, как это не покажется парадоксальным тем, кто плохо знает историю – Наполеон Бонапарт.

Об Индийском походе — секретном проекте совместной операции по захвату Британской Индии, который в 1800-1801 году готовили российский император Павел I и первый консул Франции Наполеон Бонапарт и об обстоятельствах, которые этому помешали, мы расскажем в следующей части.

Продолжение следует.

Kavkazplus

Прочитано : 3376


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента