АНАЛИТИКА

Грузинский и Зангезурский транзитные коридоры – почему за них обострилась борьба?

01.06.21 10:52


На заседании правительства Армении 27 мая 2012 г. было принято решение о предоставлении в безвозмездное пользование российским пограничникам земельных участков в Зангезуре, а точнее Мегри, Кафане и Техе. Именно в этом районе должен пройти "Зангезурский коридор", который восстановит прерванные в период первой карабахской войны транспортные коммуникации Азербайджана с Нахчиванской Автономной Республикой. Обеспечивать функционирование коридора должно пограничному управлению ФСБ РФ.

Однако будут ли российские пограничники выполнять соглашения об организации коридора или будут их саботировать – сложный вопрос. Тем более, что в самой РФ функционирование Зангезурского коридора, несмотря на вроде бы российские выгоды (прямую сухопутную связь с Турцией), воспринимается неоднозначно.

Чтобы понять, в чем еще могут быть интересы определенных сил в России в регионе Южного Кавказа, сделаем экскурс в недавнюю мировую экономическую историю.

Как известно, к 80-м года прошлого столетия «второй экономикой мира» стала Япония. Резко увеличился товарооборот между Японией и европейскими странами, однако, весь он шел морскими путями – в основном через Суэцкий канал. И действительно, никакого особого «логистического» смысла перевозить грузы из островной Японии другим способом не было, в том числе и по суше через Евразию.

Однако, к 90-м годам прошлого столетия Япония начала уступать промышленное первенство так называемым «азиатским тиграм» – Южной Корее, Тайваню, Гонконгу, Малайзии и Сингапуру. Но товары все равно шли, по привычным, морским маршрутам. И сухопутные «трансевразийские» пути по суши тогда тоже особого значения не имели. К тому же, та же Южная Корея по суше от материка по факту изолирована находящиеся с ней во враждебных отношениях КНДР.

Следующий этап – начало превращения Китая в «мировую мастерскую» уже в начале нового тысячелетия. Но изначально развивались именно приморские районы Китая, в том числе и те, где были созданы специальные экономические зоны . Поэтому, первоначально, несмотря на появившийся интерес к сухопутным трансевразийским маршрутам примерно до 2005-2006 г., с точки зрения логистики ничего кардинально не менялось. Из находящихся прямо на берегу моря и в устьях крупных рек китайских промышленных центров товары перегружались на корабли и шли в Европу, по привычным маршрутам, через тот же Суэцкий канал.

Постепенно, резко ускорилось развитие внутренних, глубинных континентальных районов Китая. Тем более, здесь были и сырьевые ресурсы, а также развивалась транспортная инфраструктура. Такие стремительно развивающиеся промышленные центры как Чунцин и сейчас, уже печально знаменитый Ухань находятся «в глубине континента». Они еще связаны с побережьем речными артериями, но бурно развиваются промышленные центры, не имеющие подобной связи, в том же расположены на западе КНР Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

В итоге, везти из «внутреннего» и особенно западного Китая товары сухопутным транспортом к портам, перегружать их на корабли и затем «гнать» их «вокруг Евразии» через Суэцкий канал стало логистически дорого и накладно. Куда проще погрузить контейнеры с товарами на железнодорожные платформы и «без остановок и перегрузок» отправить их в Европу по суше, или аналогичным образом перевозить товары тоже по суше в большегрузных фурах.

Где то примерно к 2006-2008 гг. стало очевидно, что потребность в сухопутных путях коммуникации между Китаем и Европой будет огромной. Но всего две страны –Россия и Иран, находящиеся в союзе между собой практически «перекрывают» все сухопутные пути Евразии на огромном пространстве от Северного Ледовитого Океана до Персидского залива. «Проскочить» этот «сухопутный заслон» в обход России и Ирана можно лишь в одном месте – через Каспий и Южный Кавказ. И Борьба за этот регион резко обострилась.

Символично, что агрессия России против Грузии в 2008 г. пришлась на время Олимпиады в Пекине. Оккупация Россией грузинских территорий Абхазии и Цхинвальского региона и то, что российские войска стояли на главной автомагистрали и недалеко от железнодорожных транзитных путей, проходящих через Грузию, было как бы сигналом для инвесторов – «Грузинский коридор ненадежен». Он может быть в любой момент «перекрыт». Одновременно явно тормозилось и саботировалось строительство стратегически важной железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.

Стало очевидным, что для полноценного функционирования транзитного евразийского коридора через Грузию, во-первых, нужна окончательная ликвидация нестабильных сепаратистских зон, а во-вторых «дублирующий маршрут» на случай если на основном коридоре возникнут какие-нибудь ЧП.

Тем не менее, дестабилизировав ситуацию в Грузии, Россия сразу же заявила себя по сути «сухопутным монополистом» на евразийских путях. Более того, она стала интересна именно для китайских компаний своим ресурсным потенциалом. По сути «с прицелом» на использование колоссальных российских сырьевых ресурсов Китай мог размещать свои производственные мощности все дальше на Запад. А в перспективе и в самой РФ. Таким образом, «российско-китайская связка», учитывая статус РФ как ядерной сверхдержавы, могла вполне стать основой для возрождения российской геополитической «великодержавности», причем реальной, а не фейковой.

Но на Западе тоже это прекрасно понимали. И сделали все для того, чтобы РФ попалась в ту же самую «ловушку сепаратизма», которую она тщательно расставляла на Южном Кавказе. Благо «пятая колонна», тактически «хитрая», но стратегически абсолютно недалекая, в виде армянского лобби легко могла быть использована в таких играх.

Майданный поворот в 2014 г. в Киеве имел явную антироссийскую направленность и был призван вывести Украину из под российского влияния. И кремлевские «стратеги», находящиеся под влиянием армянского лобби, с его помешательством на «узаконивании перекройки границ», не нашли ничего лучшего, как применить в отношение Украины ту же методику, что и в отношение Грузии. Решили поставить под контроль два «клочка» территории, аннексировав один из них (Крым) и, взамен получив нестабильную границу и враждебное государство, населенное, по сути, таким же народом.

Одновременно, был нанесен удар по перспективнейшему для России «Православному проекту», собирания стратегически важных земель вокруг РФ. Ведь, с подачи тех же помешавшихся на поддержке сепаратизма «братьев-армян», во враждебную России страну, путем «откусывания территорий», была превращена православная Грузия.

Т.е. послушавшись армянского лобби, Россия «дважды выстрелила себе в обе ноги» в 2008 и 2014 гг. став, по сути, «геополитическим калекой», без перспектив и без возможностей воспользоваться уникальнейшим историческим шансом построения новой евразийской «сверхимперии».

Конфликты с Украиной и «непонятная ситуация» в Беларуси ставят все перспективнейшие проекты транзита через Россию из Китая под вопросы. Поскольку товарные потоки вполне могут «упереться в линии фронта» на западных рубежах России. Запад, те же США явно дали понять Кремлю, что даже в качестве поставщика сырья и сырьевого придатка Европы они готовы терпеть РФ «из большой милости». Отсюда и торможение «Северного потока» и предпочтение ему Южного газового коридора, проходящего через тот же Южный Кавказ.

Вторая Карабахская война и ликвидация «арцахского», первого сепаратистского проекта на Южном Кавказе, поставила вопрос вывода «из под удара» грузинского коридора путем ликвидации сепаратистских образований в Сухуми и Цхивнали, чему и будет способствовать открытие дублирующего Зангезурского коридора. Это окончательно сделает маршрут через Южный Кавказ основным между Китаем и Европой.

Значение коридора через Южный Кавказ «заранее» понимается теми же китайскими инвесторами. Они начинают отдавать предпочтение планам размещения производственных мощностей не в РФ, а в Казахстане, Узбекистане и других государствах Центральной Азии, а пути главных «товарно-логистических потоков» именно через Каспий и Южный Кавказ. В таких условиях России и союзному ей Ирану (которые от открытия Зангезурского коридора теряет роль «монополиста в коммуникациях» между основной территорией Азербайджана и Нахичеваном) приходится «выдумывать» новые хитрые комбинации для того, чтобы стать «незаменимыми».

Однако , могущество РФ уже не то, что было до 2008 г., ( до грузинской авантюры ) и до 2014 г. (до украино-крымско-донбасской авантюры). Хотя бы потому, что сейчас Россия вынуждена лучшие свои боеспособные части держать на границе с Украиной и из попросту « хватает» на другие направления. Кстати и, недавние обострение ситуации вокруг Донбасса и демонстративное стягивание войск РФ к украинской границе и последующий их отвод войск не случайно происходили накануне обострения ситуации вокруг Зангезура.

Россия и Запад (через Украину) как бы демонстрировали «серьезность намерений», вели по сути психологический шантаж. И Россия, судя по всему, на данном направлении немного «сдала».

Но тем большее значение приобретает вопрос коридоров через Южный Кавказ. Недавние «пробки» в Суэцком канале показали, что значение этих коридоров как и сухопутных трансевразийских путей будет только расти. Не случайно РФ срочно бросилась модернизировать свои железные дороги на близких к Китаю территориях, тот же БАМ – это также аргумент в споре за «евразийский транзит». Однако, то, что эти российские коридоры будут упираться во враждебную Украину и нестабильную Беларусь сводят на нет все остальные усилия России по своему позиционированию как «надежного транзитера».
Отсюда вывод – для того, чтобы заставить Запад смириться с евразийским транзитом через РФ кремлевские политики вполне могут начать «игры» на транзитных коридорах на Южном Кавказе.

Именно в рамках таких «игр» могут быть и «сюрпризы» после размещения в Зангезуре пограничников. И здесь многое будет зависеть от самой Армении и армянского народа. Если армяне хотя быть и дальше безнадежным «расходным материалом» в чужих геополитических играх, который сперва используют , а потом без жалости «кидают», то они могут и дальше слушать реваншистов и националистов. В интересах нормального развития Республики Армения , в тесном сотрудничестве с другими народами Кавказа, важно, чтобы Зангезурский коридор заработал. Того потока товаров, ресурсов и инвестиций, которые пройдет через Зангезур «с головой» хватит чтобы обеспечить 2 миллиона оставшихся в Республике Армения армян, и прекратить опустение страны.

Kavkazplus


Прочитано : 11305


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента