АНАЛИТИКА

Пашинян во Франции, Гарибашвили в Турции. Какой союзник надежнее?

03.06.21 17:05


На нынешней неделе состоялись два очень знаковых внешних визита руководителей стран Южного Кавказа. Сперва, премьер-министр Армении Никол Пашинян 1-2 июня 2021 г. отправился с визитом во Францию. На этот визит и вообще на помощь со стороны Франции очень рассчитывали и рассчитывают армянские националисты. И действительно, на первый взгляд риторика руководства Франции, того же президента Макрона останется проармянской. Однако, возникает вопрос – а чем кроме слов может помочь Армении Франция?

Увы, вот уже более столетия выражением «французская помощь» можно считать нарицательным, примерно как «медвежья услуга». Более того, верно и следующее утверждение: «хочешь зла стране или какой-то политической силе – заставь их надеется на французов как на «союзников».

Первыми, в полной мере испить чащу «союзнической благодарности» французов пришлось русским. Первая Мировая война была России абсолютно не выгодна и не нужна. Но, став «союзником» Франции, Россия вынуждена была разорвать взаимовыгодное сотрудничество с Германией. Более того, будучи той же Францией втянута в Первую Мировую Россия вняла просьбам Парижа и в 1914 г. начала совершенно неподготовленное наступление в Восточной Пруссии, чтоб «спасти Париж».

Русские Париж тогда спасли, бессмысленно погубив 2 своих корпуса в лесах и болотах Восточной Пруссии. И затем неоднократно русские по просьбам французских союзников бросались в совершено неподготовленные наступления, неся огромные потери. Ради чего? Ради призрачных обещаний тех же французов отдать России турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, которые союзники выполнять и не думали.

Более того, когда стало очевидным, что в войну на стороне Антанты вступают США и победа неизбежна, союзники «кинули» Россию, причем кинули жестко, организовав в ней революцию, закончившуюся полным крахом державы. Затем в гражданской войне французы вроде бы поддержали «белых», но «чуть чуть» , чтобы проливалось как можно больше крови, чтобы максимально Россию ослабить. А потом, потерпевшим поражение белогвардейцам французы «милостиво разрешили» быть у них людьми второго сорта, работать в Париже таксистами и прозябать в нищете.

Кстати, по воспоминаниям покинувших Россию через Константинополь белогвардейцев, турки относились к русским куда человечнее, чем французы во Франции. Турки Константинополя сами обнищавшие от войны, в которой потерпели поражения, когда могли помогали своим бывшим «врагам». Тогда, как «братья христиане» армяне и греки, пользуясь бедственным положение русских беженцев стремились только на них нажиться, заставляя ради пропитания отдавать последнее за бесценок.

Как понадеялась на французскую «союзническую» помощь в 1939 г. Польша все тоже прекрасно помнят. Французы с англичанами принципиально не начинали военных действий до последней минуты на своей границе, в то время как гитлеровские полчища уничтожали Польшу. Правда потом, в 1940 г. настал черед и Франции, которая очень быстро капитулировала перед Гитлером и, по сути, стала его «негласным союзником». Профашистский режим Виши представил «в распоряжение» Гитлера ресурсы огромной французской колониальной империи.

С арабскими «друзьями» французов тоже были совсем «некрасивые» истории. Во время колониальной войны в Алжире, где в результате геноцида погибло по разным оценка от 1,5 до 2 млн. арабов, французы уничтожали целыми селами «непокорных» и склоняли к сотрудничеству тысячи других местных жителей. Тем, кто согласился на сотрудничество с колонизаторами, после победы национально-освободительного движения пришлось бежать во Францию, где они тоже «в благодарность» за отставание французских интересов стали людьми второго сорта.

Ну и то, чем обернулись «надежды на Францию» армянских националистов-дашнаков также прекрасно известно. Трагедия 1915 г. , «кидалова» 1920 г., когда оказалось, что заключенный во французском Севре мирный договор в отношение Армении не стоит и той бумаги на которой написан – тому подтверждение.

Чем щедро «помогали» армянам французские спецслужбы – так это воспитанием и подготовкой террористов-головорезов. Некоторые из них продолжают определять политику в Армении, такие как тот же Жирайр Сефилян.

В этом вся суть французской внешней политики. Помочь в организации терактов, диверсий и переворотов, направить свой «иностранный легион», чтобы подержать какого-нибудь кровавого диктатора (обычное дело в бывших французских колониях Африки) это всегда пожалуйста. Но вот реально принести пользу «союзной» стране или «дружественному» народу, организовать экономичное развитие... Мир и сотрудничество с соседями – вот как раз против этого французы всегда в меру своих возможностей стараются выступать.

Любой не зараженный национализмом армянин понимает, что у Армении без нормализации отношений с соседями и разблокирования границы будущего нет. Еще одну войну Армения просто не вынесет. И прозябание в изоляции тоже. Тем более, что после освобождения Карабаха Ереван лишился возможности «мародерить» недра оккупированных азербайджанских территорий.

Функционирование Зангезурского коридора и открытие границ нужно, прежде всего, самой Армении. Нормальные союзники всячески бы способствовали примирению Армении с соседями и особенно ее включению в перспективные трасконтинетальные инфраструктурные проекты. И если Никол Пашинян во время последнего в Париже публично заявил, что Франция «союзник №1» для Еревана, то такой союзник по логике должен советовать как Армении восстановить свою экономику и примириться соседями.

Однако во время рабочего визита во Францию и Бельгию и.о. премьер-министра Армении Никола Пашинян все говорило о том, что французские «союзники» Еревана подталкивают его на гибельный путь конфронтации и новых войн.

Как только Пашиняна отправился в Париж в Ереване и.о. вице-премьера Республики Армения Мгером Григоряном была собрана пресс-конференция, где было официально объявлено, что: «на сегодняшний день работа трехсторонней комиссии Армении, России и Азербайджана по разблокировке транспортных коммуникаций приостановлена». Т. е. явно «союзник» в лице официального Парижа подталкивает Ереван к срыву трехстороннего соглашения от 9 ноября 2020 года и игнорированию достигнутых договоренностей по разблокировке Зангезурского коридора.

А что тогда может предложить Париж взамен Армении? Пока ничего кроме «признания геноцида» и словесных «возмущений» по поводу якобы «нахождения азербайджанских военных на армянской территории». Это, при том, что нахождение армянской армии на азербайджанских землях Карабаха Францию ранее почему-то не беспокоило. В экономическом же плане «союзничество» с Францией не несет Армении вообще ничего. Даже символических инвестиций. Находящаяся в системном кризисе Франция давно уже ничего не вкладывает в развитие других стран, даже бывших колоний.

Совсем иной является политика Турции со своими союзниками и партнерами. Она, во первых, конструктивна и основана на взаимовыгодном сотрудничестве, во вторых, полностью исключает вмешательство во внутренние дела других стран, в третьих несет с собой значительные инвестиции. Причем не только турецкие. Сотрудничество с Турцией это «сигнал» для других инвесторов, как европейских так и к примеру китайских о том, что проекты имеют перспективу и в страну можно и нужно вкладывать ресурсы.

Именно ради инвестиционного оживления экономики Грузии совершил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили свой визит в Анкару, почти одновременно с визитов Пашиняна в Париж.

«Турция для нас является нашим другом и стратегическим партнером. Вы правильно заметили, что Турция является главным торговым партнером. И у нас есть общие важные проекты – такие как Баку-Тбилиси-Карс, Баку-Тбилиси-Джейхан. У нас есть все возможности осуществлять еще больше проектов, как в двустороннем формате, так и многостороннем» – отметил в ходе визита глава правительства Грузии.

По итогам встречи с грузинским премьером президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, особо отметил, что Грузия играет важную роль в региональном сотрудничестве и подчеркнул важность трехстороннего сотрудничества с Азербайджаном.

«Мы, Турция, поддерживаем все виды трехстороннего сотрудничества, будь то Грузия-Азербайджан-Армения или Грузия-Азербайджан-Турция». Президент Эрдоган также отметил, что турецкие инвестиции в Грузию, в том числе в энергетический сектор, составляют 214 миллионов долларов США.

Таким образом, у Турции нет даже мысли ссорить соседние страны. При всем национализме армянского руководства, Турция всячески подчеркивает, что желает чтобы все страны Южного Кавказа между собой сотрудничали и развивали совместные проекты. Одновременно, по словам Реджепа Тайипа Эрдогана, Турция безусловно поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии как и вступление нашей страны в НАТО.

Вот и разница в подходах Франции и Турции в отношениях с своими союзниками видна невооруженным глазом.

Kavkazplus

Прочитано : 4492


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента