АНАЛИТИКА

Армянские националисты, «сухопутный Гибралтар» и Грузия

28.12.21 15:50


«Сухопутный Гибралтар» так в 19-м столетии называли город Карс в Восточной Турции. Название и аналогия не случайны. Как скала Гибралтар на южной оконечности Пиринейского полуострова имела важнейшее стратегическое значение, контролируя морской путь из Атлантического океана в Средиземное море, так и Карс имел исторически колоссальное значение на пути из Европы и бассейна Черного моря – к Каспию и в Центральную Азию.

Не случайно после первой османо-сефевидской войны Амасийским договором 1555 г. Карс и его окрестности объявлялись нейтральными и крепость Карса должна была быть срыта. Восстановление этой крепости османами в 1578 г. положило начало новой череде османо-сефевидских войн. В итоге, Карс остался за османской империей и стал ее «восточной твердыней».

Что же касается более ранних времен, то знающий человек без улыбки не может читать сказки армяских фальсификаторов о неких «армянских царствах». И о Карсе как «столице» одного и них. У армян не было тогда полноценной государственности и никто не отдал бы им под полный контроль такой стратегически важный пункт. Поэтому «армянское Карское царство», «армянский Карс» и прочие фантазии существуют лишь в мифологизированных сочинениях армянских историков – ни одни исторические документы других народов их не фиксируют.

Долгие время Карс (название которого с грузинского переводится как «двери») контролировала Грузия и это было « индикатором» могущества грузинского государства в 12-14 столетиях . Когда оно было единым и сильным починяло Карс, ослабление и распад Грузии приводил к потере контроля над Карсом. Тем не менее, существовала в Карсе православная грузинская епархия, сохранились останки грузинской церкви и грузинскими надписями. Грузинских церквей в Карсе как и в соседнем Ани (покинутом после разрушительных землетрясений) явно был больше, но в Карсе и его окрестностях многие из них были присвоены армянскими переселенцами и переделаны в «армянские».

С приходом Российской империи на Южный Кавказ Карс стал одной и ее главных «стратегических целей» в противостоянии с Османской империей. Русские войска неоднократно его штурмовали и захватывали, но возвращали по итогам мирных договоров. И лишь после войны 1877-78 гг. Карс остался за Россией. По условиям мирного договора мусульманскому населению Карса, Батуми и их окрестностей давалось три года чтобы определиться: или оставаться и принимать российское подданство, или оставить или продать свои земли и недвижимость и переселится на турецкие территории. Естественно армянские провокаторы, которые во время войны организовывали нападения на мусульман, погромы и убийства мирного населения в этот послевоенный период делали все, чтобы «выжить» коренных жителей.

Так, в первый раз была опустошена Аджария. В Карсе тоже происходил отток мусульманского населения и на их место селились армянские переселенцы из Османской империи. Тем не менее, даже, несмотря на происходящие при явном покровительстве российский власти фактические этнические чистки, сделать «армянской» Карсскую область не удавалось. Армяне составляли в ней максимум 20% населения.

Карсу суждено было также стать символом краха армянских «великодержавных» планов, когда Московским и Карскими мирными договорами 1921 г. город был окончательно возвращен Турции. В дальнейшем Карс долгое время, сперва из-за противостояния СССР с НАТО, а затем из-за блокивания армяно-турецкой границы, оказался «на задворках».

Все резко изменилось с развитием транзита через Грузию и особенно с пуском железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Город вновь приобретает «ключевое» значение, но уже не как военная крепость, а как ключевой транзитный пункт на путииз Европы в страны Каспийского Бассейна и далее в Азиатские страны. Открытие Зангезурского коридора и других маршрутов только усилит стратегическое значение Карса и стимулирует развитие экономики всей Восточной Турции.

В связи с этим становятся понятным опять проявившийся интерес армянских националистов к Карсу и восточно-турецким землям. Крах «арцахского миаума» и поражения в войне несколько остудили пыл армянских «стратегов» и их былое стремления просто силой «захватить и присоединить» (чужими руками , разумеется) турецкие земли, которые они включают в свою «великую Армению». Решено временно перейти к более хитрым планам. А именно, воспользоваться открытием границ и начать «ползучую экспансию» прежде всего экономическую, на «территории претензий».

Весьма интересно рассуждает об этом известный армянский бизнесмен Рубен Варданян, где он почти прямо говорит о такой экспансии:


Таким образом, наиболее «дальновидные» армянские деятели «на ходу перестраивают» свои стратегии, исходя из новых реалий. Политика «осажденной крепости» показала свою полную ущербность и гибельность для самого армянского этноса, и ничего кроме бедствий и страданий как армянам, так и другим народам не принесла.

Открытие границ дает возможность армянскому лобби попробовать другую свою тактику, к которой они, кстати, очень успешно прибегали, усиливая влияние в Российской и в Османской империи до Первой мировой войны, пока не сделали окончательный выбор в пользу военно-террористических авантюр.

В этой тактике самой «уязвимой» страной, как это не странно будет звучать, является Грузия. Ведь у той же Турции самой имеется значительный собственный инвестиционный и финансовый потенциал. Армянский капитал она к себе может пустить, но просто так манипулировать своими проектами Восточной Турции против себя в армянских националистических интересах она вряд ли позволит. А вот для Грузии, учитывая то, что в Самцхе-Джавахети проживает многочисленная сепаратистски-настроенная армянская община такие армянские манипуляции и «экономическая экспансия на транзитных маршрутах» могут быть опасны.

Ведь уже сегодня именно армянское лобби манипулирует тем же инвестиционным и экономическим сотрудничеством Грузии с Россией, пресекая любые попытки конструктивно увязать это сотрудничество с сотрудничеством Грузии и Турции в грузинских интересах.

То же самое может быть и в случае открытия границ и бурного развития инвестиционных проектов Восточной Турции. Армянские круги могут на это раз даже «с турецкой стороны» вклиниваться в такие проекты, которые имеют отношение к Грузии. Тем более, что для этого у них есть помощники из числа грузинских «патриотов», которым армянские «друзья» рисуют «турецкую угрозу» там, где реально есть лишь экономическое сотрудничество и инвестиции, но без армянского участия.

Kavkazplus

Прочитано : 2611


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента