АНАЛИТИКА

В ожидании нового Шаха Аббаса: Каха Каладзе и строительство ирано-армянской «газовой империи»

17.02.16 17:15


Визит министра энергетики Грузии Кахи Каладзе в Иран, где он будет вести переговоры по газовым вопросам, и включение Грузии в «газовые игры» Ирана, в которых активно интригуют армяне, заставляет вспомнить о событиях почти 400-летней давности.

Это была одна из самых трагических страниц в истории Грузии – разорение страны иранским Шахом Аббасом и выселение свыше 100 тысяч грузин в Иран. Но мало кто из современных грузин понимает, что походы Шаха Аббаса на Картли и Кахети имели под собой и экономические причины, связанные с борьбой за передел рынка тогдашнего стратегического товара – шелка.

Точно так же, как сегодня на мировом рынке стратегическим товаром является природный газ, 400 лет назад таким товаром был шелк. Растущее население европейских городов обуславливало повышенный спрос на шелковые ткани. Особенно если учесть, что промышленное производство хлопчатобумажных тканей к тому времени еще не было налажено. В итоге цены на шелк были на баснословно высоком уровне, и торговцы шелком получали сверхприбыли.

Основным же мировым производителем шелка в начале 17-го века стала Сефевидская держава, где Шах Аббас ввел государственную монополию на торговлю шелком. При этом агентами шаха в этой торговле были армянские купцы, которые больше всего наживались на торговле шелком.

Армянские купцы, находившиеся под покровительством Шаха Аббаса I, располагали огромными капиталами. Они вели всю международную торговлю шелком, являвшуюся шахской монополией. Из Ирана в Россию вывозили всевозможные шелковые ткани (атлас, бархат, парчу), шелк-сырец, бараньи шубы, оружие, бирюзу, краски, сушеные фрукты. В Европу Иран отправлял шелк, кожи, фаянсовую посуду, ювелирные изделия.

Но доходов от торговли иранским шелком армянским купцам было мало.
Дело в том, что одним из основных мировых регионов шелководства на тот момент была Восточная Грузия, а именно Кахети. Поскольку Кахетинское царство сохраняло в Сефевидской империи внутреннюю автономию, то местный шелк попадал на мировой рынок фактически в обход шахской монополии. Чему не в малой степени способствовали те же армянские купцы – только связанные с османами.

Более того, в интересах Османской империи был захват Картли и Кахети для того чтобы получить под свой контроль важный шелководческий регион и таким образом нанести удар по установленной Шахом Аббасом «шелковой монополии», а соответственно – по экономическим интересам Сефевидов. Если учесть, что Кахетия в те времена была одним из центров шелководства мирового значения, но имела стратегически важное расположение, то ставки в борьбе были очень высокими.

Таким образом, анализируя события 400-летней давности надо учитывать, что в борьбе за контроль над Восточной Грузией между Османами и Сефевидами на тот момент имела огромное значение «экономическая составляющая» и борьба за передел рынка тогдашнего стратегического товара международного значения – шелка. Главными выгодополучателями в этой борьбы при любом ее раскладе были армяне.

Если бы Кахети вышла из под контроля Сефевидов и заключила союз с Османами – то кахетинский шелк пошел бы через османскую империю, сказочно обогащая обласканных султаном армянских купцов, в чьих руках находилась фактически вся торговля Европы, с Азией проходящая через османские владения.

Если бы Кахети осталась в сфере влиянии Сефевидов – то шахская «шелковая монополия» только укрепилась. Опять таки в выигрыше были тоже армяне – но только те, которые работали в качестве торговых агентов Шаха Аббаса. Заложником в этой армянской игре стала Грузия.

Шах Аббас и его подручные строили своеобразную «шелковую империю». Главными выгодополучателями от строительства которой были без меры обласканы Шахом Аббасом армяне. Все те, кто противился построению такой «империи» с подачи тех же иранских армян подвергались страшным наказаниям. Попытка кахетинского царя Теймураза не только получить независимость, но разрушить шахскую монополию в торговле шелком обернулась для Грузии тяжелейшими испытаниями и бедствиями, разорением Кахетии Шахом Аббасом и выселением тысяч грузин в Иран.

Понятно, что кахетинский царь Теймураз хотел для своей страны независимости и меньше всего думал об экономической выгоде. Однако он не учел, на какие шаги могут пойти тогдашние «главные игроки шелкового рынка» и их армянские агенты-подстрекатели. В обычае Шаха Аббаса в его войнах с османами была политика «выжженной земли» в отношении тех территорий, которые могли попасть под контроль противника – там все разорялось и оттуда уводилось население вглубь Ирана. Причем не только грузины – уводились и тюркские азербайджанские племена и проживавшие среди них армяне, чтобы османам в итоге досталась «пустыня».

Такую же политику Шах Аббас решил предпринять в отношении Кахети, уничтожив район шелководства, который мог бы попасть в руки османов и разрушить его «шелковую монополию». В итоге шелководческие районы Кахети были разорены, шелковичные деревья вырублены, а население из этих мест переселено в Иран.

Еще один эпизод – выселение грузин осуществлялось Карчиха-ханом – армянином, принявшим ислам, но при этом не разорвавшем отношений со своими соплеменниками, которые были торговыми агентами Шаха Аббаса в его «шелковой монополии». Поэтому выселялись именно те села, где было развито шелководство, население тех мест, где шелководством не занимались – обычно не трогали. Именно этот Карчиха–хан и был убит Георгием Саакадзе в Марткопской битве.

А теперь посмотрим на нынешнее время. Точно так же как тогда в Южнокавказком регионе обострилась борьба за контроль над поставками нового стратегического товара в западном направлении – на этот раз не шелка, а природного газа. Точно также как 400 лет назад в игру включились армяне. Только тогда они были агентами Шаха Аббаса, а сегодня они предлагают себя в качестве «посредников и транзитеров» газа тегеранским аятоллам.

Так же, как 400 лет назад, в чужие игры включена Грузия, у которой вроде бы все с газом нормально – Азербайджан является надежным партнером, обеспечивая полностью потребности страны по сверхнизкой цене.

В таких условиях вице-премьер Грузии, министр энергетики Каха Каладзе отправляется в Иран для обсуждения поставок иранского природного газа, который в принципе Грузии, имеющей возможность получать азербайджанский газ в любых объемах, сегодня не нужен. Но нужен армянам, которые хотят «оседлать» иранский газовый транзит в Западном направлении и иметь с него доходы, а заодно шантажировать ту же Грузию возможностью в критический момент «перекрыть трубу».

И хотя, по словам Каладзе, речь пойдет о получении природного газа из Ирана, двумя путями - через Азербайджан или Армению, понятно, что Азербайджан здесь упомянут для отвода глаз. Да и какой смысл поставлять транзитом чужой газ через Азербайджан, когда эта страна может поставлять сколько угодно своего и по более дешевой цене.

Интерес Ирана – тоже понятен. Иран сегодня пытается выстроить тоже свою «торговую империю», но не шелковую – а газовую. В качестве «агентов влияния» в строительстве этой империи свои услуги опять предлагают опять те же самые армяне, которые при любых раскладах – остаются в выигрыше.

Грузия вновь может стать заложницей и жертвой ирано-армянских газовых интриг, и ставят под удар не только свою энергетическую безопасность, но и государственность. Ведь нельзя забывать, что часть грузинской территории – Абхазия – путем армянских геополитических игр «чужими руками» уже де-факто оказалась под экономическим контролем армян, а вскоре, возможно, будет и под их политическим контролем.

И в такой ситуации прискорбно, что никто иной как министр энергетики Каха Каладзе по сути добровольно тянет свою страну в «иранско-армянскую газовую петлю». Пренебрегая выгодным Грузии сотрудничеством в газовой сфере с Азербайджаном – дружественной страной, которая всегда поддерживала Грузию в борьбе за грузинские национальные интересы, прежде всего за восстановление территориальной целостности страны. В то же время Армения всячески поддерживает все сепаратистские и экстремистские движения на территории Грузии и выступает против восстановления контроля Грузии над Абхазией и Южной Осетией и возвращением сюда грузинских беженцев.

Если учесть, что «выгодополучателями» оккупации территорий Грузии и проведенных здесь этнических чисток являются армяне, которые также претендуют на другие «куски» грузинской территории – в частности Самцхе –Джавахети, то в таких условиях ввязываться еще в армянские «газовые игры» в армянских же интересах и в ущерб интересам Грузии – полное безумие.

Нужно также учесть, что во времена Шаха Аббаса армяне не имели своего государства, своей армии и «своих» сепаратистских движений на территории Грузии, да и территориальных претензий к ней. А сегодня имеют и одно, и другое, и третье и четвертое. В таких условиях идти у них на поводу в «газовых играх» где Грузия будет лишь разменной монетой – крайне опасно.

KavkazPlus

Прочитано : 1639


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента