АНАЛИТИКА

Грузия должна быть готова работать с народами Северного Кавказа и их независимыми государствами на месте нынешних российских автономий

10.02.23 17:19


Большинство международных экспертов согласны с тем, что поражение России в нынешней войне в Украине практически неминуемо. Весь вопрос в том, насколько быстро осознает верхушка в Москве безнадежность продолжения войны и агрессии. Вслед за этим очень важным является вопрос будущего российской федерации. Понятно, что она должна будет полностью деоккупировать ныне находящиеся под оккупацией украинские, грузинские и молдавские территории (Крым, Донбасс, Абхазию, Самачабло и Приднестровье).
Но чем дольше длится война, тем меньше вероятность сохранения самой Российской Федерации в нынешнем виде, тем выше вероятность ее распада.

Уже очевидно, как будет происходить такой распад – по границам автономий. В итоге на северном Кавказе могут образоваться как минимум 7 независимых государств: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея. За исключением, имеющей «анклавное» положение внутри Краснодарского Края, Адыгеи, 6 этих новых независимых государств будут иметь границу с Грузией. Более того, все 6 будут иметь только через Грузию выход к связанному с мировым океаном Черному морю («остаток» России в этом может чинить новым независимым государствам препятствия).

Для того, чтобы новые соседи не свалились Грузинскому государству «неожиданно на голову» и не оказаться не готовыми использовать открывшиеся возможности, уже сейчас с представителями соответствующих народов в Грузии должна вестись работа.

Увы, в отношение сотрудничества с народами Северного Кавказа с прицелом на то, что рано или поздно они могут стать независимыми от России, работа на государственном уровне, практически не ведется. Можно отметить лишь традиционные дружественные отношения между представителями грузинского и ингушского народов. Из знаковых моментов также можно указать лишь на признание парламентом Грузии в 2011 г. геноцида Черкесского народа в 19-м столетии в время Кавказской войны. После этого значительных знаковых шагов навстречу историческим чаяниям народов Северного Кавказа не делалось.

Между тем тот же ногайский народ, который небольшими группами проживает в трех нынешних автономиях РФ граничащих с Грузией – Карачаево-Черкесии, Дагестане и Чечне в свое время подвергся куда более кровавому геноциду, чем черкесы. Значительной части черкесов, по крайней мере, дали шанс спастись, переселившись в Османскую империю, а у большинства ногайцев и такого шанса на спасение не было.

О страшной судьбе ногайского народа во время прошедшего в Брюсселе, в здании Европарламента 31 января 2023 г. 5-го Форума Свободных народов ПостРоссии напомнил представитель Ногайского движения Анвар Курманакаев.

«Много сказали о геноциде, и я тоже хочу напомнить, что был и геноцид ногайского народа при Екатерине Второй. Уничтожили самое малое 500 тысяч ногайского народа, но это скрывается! Мы остались малым народом, ничего не решающим. Нас разделили на мелкие куски и отдали разным территориям, чтобы нас вообще было не слышно. Мы потеряли Астраханское ханство! Астрахань уже 500 лет оккупирована», — отметил Анвар Курманакаев.

Анвар Курманакаев обратился ко всему миру, чтобы мировое сообщество признало геноцид ногайского народа. «Ужас, что творили русские солдаты на нашей территории, они брали новорожденных детей и били их об стену, а потом смеялись, что голова ребенка лопается как спелый арбуз» – рассказал Курманакаев страшные подробности геноцида. Геноцид на Кубани осуществлял против ногайцев (в том числе принудительно депортированных с юга нынешней Украины), «великий русский полководец», а по совместительству палач Александр Суворов, хвастливо рапортовавший в своей донесении к императрице Екатерине Второй о поголовном истреблении кубанской Ногайской орды.

Кстати к Суворову сейчас «примазываются» армянские националисты, заявляя о его «армянских корнях». Были ли такие корни в Суворове большой вопрос, но по жесткости к мирному населению он явно имеет «духовное родство» с не менее жестокими террористами-дашнаками.

Под «мелкими кусками» исторических ногайских земель, упомянутыми Анваром Курманакаевым, подразумеваются в том числе и небольшие анклавы компактного проживания ногайцев в Карачаево-Черкенсси и Дагестане. Хотя исторические земли ногайцев куда обширнее они включали в себя огромную территорию от нижнего Дуная до Урала. Не случайно Анвар Курманакаев отметил, что в Астраханской области живут 200 тысяч ногайцев, и они могут в перспективе создать ногайское государство Астрахань, чтобы «наконец освободиться от гнета и нищеты».

В принципе, даже в случае распада России воссоздание Астраханского ханства как ногайского государства маловероятно. Однако, это совсем не означает что, поддерживая по мере возможностей черкесов в их требованиях хотя бы частичного восстановления исторической справедливости, Грузия не должна поддерживать в аналогичных требования и ногайцев.

Необходимо также восстанавливать давние дружественные связи грузин с другими северокавказскими народами. Нужно, к примеру, вспомнить существовавшие традиционные дружественные отношения между грузинами-сванами и их соседями – двумя другими родственными по языку ногайцам тюркскими народами северного Кавказа – карачаевцами и балкарцами.

Нужно вспомнить, что даже после возвращения в Карачай и Балкарию после незаконной депортации этих народов в 1944 г., грузины-сваны поступили также благородно как и другие грузины, поселенные на земли примерно в то же время депортированных ингушей. При возвращении хозяев после 1956 г. грузины в целостности и сохранности вернули им дома и все имущество, и это с благодарностью помнят представители старших поколений пострадавших от депортации народов.

На сегодняшний же день для Грузии, которая дает приют десяткам тысяч граждан РФ, спасающихся от мобилизации и отправки на войну в Украину, должна предоставлять такую защиту и убежище, прежде всего представителям северокавказских народов. К сожалению, здесь, наоборот имели место не самые лучшие с точки зрения перспектив выстраивания отношений с народами северного Кавказа решения.

В частности под предлогом «борьбы с религиозным экстремизмом» многим представителям народов северного Кавказа, прежде всего из Дагестана и Чечни было отказано во въезде в Грузию. Такая предвзятость, которая граничит с дискриминацией по национальному и религиозному принципу может негативно сказываться на имидже Грузии даже среди лояльно настроенных к ней жителей Северного Кавказа.

Александр Захариадзе

Прочитано : 3709


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента