АНАЛИТИКА

Сепаратизм и демографическая катастрофа осетин Цхинвальского региона

17.02.23 23:48


Сепаратизм ведет к этночисткам и вымиранию народа. Это касается практически всех сепаратистских проектов.

Как бы не старались армянские «арцахские» сепаратисты убедить мировое сообщество, что в зоне ответственности российских миротворцев в азербайджанском Карабахе якобы «120 тысяч армян и из них 30 тысяч детей» - все это циничная ложь. Во время армянской оккупации в «население арцаха», например, записывали всех военнослужащих армянской оккупационной армии и работников других оккупационных структур, заставляя из выписываться с прежнего места жительства в Армении и прописываться в Карабахе.

Точно также, новорожденных, у которых хотя бы кто то из родителей был либо из карабахских армян, либо из тех же оккупантов, записывали в число «рожденных в арцахе» и «детей арцаха». Без всех эти статистических ухищрений реально в азербайджанском Карабахе не более 25-30 тысяч армян, которые в настоящее время сепаратисты используют как заложников, держа на голодном пайке для того, чтобы показать миру картину «гуманитарной катастрофы».

Численность же «детей арцаха» в 30 тысяч сепаратисты «выводят», учитывая демографическую статистику в Нагорно-Карабахской АО Азербайджанской ССР, где, напомним, значительную часть населения составляли изгнанные армянскими сепаратистами и оккупантами азербайджанцы с гораздо более многодетными, чем у армян, семьями. Учитывая геноцид и изгнание азербайджанцев и катастрофическое падение рождаемости у армян Карабаха во времена сепаратизма и оккупации – детей в Карабахе в зоне ответственности российских миротворцев осталось вряд ли более 3 тысяч – т.е. в 10 раз меньше, чем озвученное сепаратистами цифры.

В оккупированном РФ Цхинвальском регионе Грузии сепаратистский режим тоже «натягивает статистку». Заявляя, что, дескать население т.н. «республики Южная Осетия» 53,5 тысячи человек. Но даже эта нарисованная цифра по сравнению с почти 100 тысячами жителей Югоосетинской АО в составе Грузии выглядит как катастрофа.

Однако, реально населения в Цхинвальском регионе осталось намного меньше 53,5 тысяч. В лучшем случае, если не считать оккупационной армии и «засланных» из РФ сотрудников ФСБ и других структур, не более 15-20 тысяч человек. Но и они стремительно вымирают, что подтверждает интервью Жанны Кочиева сепаратистской газете «Республика», заведующей кафедрой экономики и предпринимательства инженерно-экономического факультета т.н. «Юго-осетинского государственного университета», автора монографии «Демографическая ситуация в Южной Осетии: факторы, прогнозы и основы механизма регулирования». Приводим выдержки из этого интервью, которое перепечатало проармянское издание «Евразия дейли» (https://eadaily.com/ru/news/2023/02/15/pora-bit-v-kolokola-uchenyy-o-demograficheskoy-situacii-v-yuzhnoy-osetii ):

«— Расскажите об основных демографических показателях Южной Осетии. И как эти данные соотносятся с аналогичными показателями довоенных лет?

- Согласно данным последней переписи населения РЮО, ее численность составляет 53 тысячи 532 человека. Согласно данным последней всесоюзной переписи населения, проводившейся в 1989 году, численность жителей Юго-Осетинской автономной области составила 99 тысяч 100 человек. Основной причиной уменьшения численности является, безусловно, вооруженная агрессия Грузии против Южной Осетии 1989−1992 и 2004−2008 годов. В том числе и по причине миграции населения. То есть население Южной Осетии за указанный небольшой период сократилось практически на 50%.

Но расстраивают и последние показатели, в так называемое уже мирное время. К примеру, согласно статистическим данным за 9 месяцев 2022 года, рождаемость сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 48 человек (в 2022 году родились 122 человека, в 2021 году аналогичного периода — 170 детей). Показатели по смертности этого же периода по сравнению с 2021 годом увеличились на 52 человека. В 2022 году умерли 444 человека, а в 2021 году — 392 человека. Естественная убыль населения по республике составила 322 человека.

— Когда демографические показатели юга Осетии были наиболее высокими?

— Статистика зафиксировала значительный прирост населения перед Великой Отечественной войной, в начале 1940 года. Численность населения ЮОАО составляла 108 тысяч 500 человек. При этом, согласно материалам всесоюзных переписей, в 1939 году в Южной Осетии проживало 106 тысяч 100 человек. Эти данные говорят о расширенном воспроизводстве населения и являются результатом прогрессивных показателей естественного прироста и положительного сальдо миграции. Всегда с удовольствием привожу показатели тех лет. И очень хочется, чтобы в перспективе наша республика снова достигла того же уровня.

— В регионах Кавказа и Закавказья в тот период была такая же ситуация?

— Несмотря на прогрессивность показателей, темпы роста численности населения Юго-Осетии за указанный период сильно отставали от аналогичных показателей в целом по другим регионам. За 1926−1940 годы общий прирост населения ЮОАО составил 18 тысяч 743 человека, или 21,5%. За тот же период численность населения Абхазии увеличилась на 55,2%, Аджарии на 51,6%, Грузии на 32,2%.

Добавлю, что Северная Осетия также является депрессивной в демографическом отношении. Там тоже идет тенденция сокращения численности населения. Впрочем, во всем мире проблемы демографии стоят остро. Но мы сейчас говорим о проблеме демографии на юге Осетии и возможностях ее решения.

— А какова отдельно демографическая ситуация в столице нашей страны и в каждом из районов Государства Алания — Цхинвальском, Дзауском, Знаурском и Ленингорском?

— Сейчас очень тревожная картина по сельским населенным пунктам. С 1926 по 2015 год, то есть за 89 лет городское население Южной Осетии увеличилось в 6 раз, а сельское население уменьшилось почти в 5 раз. Так, если в 1926 году городское население составляло 5 818 человек, то в 2015 году — 35 012 человек. При этом численность сельского населения в 1926 году составляла 81 557 человек, а в 2015 году — 18 520 человек.

С конца 90-х годов прошлого века резко сократилось как городское, так и сельское население республики. Если в 1926 году доля городского населения составляла 6,7% от общего количества населения, то к моменту последней всеобщей переписи населения в 2015 году она увеличилась до 65,4%, то есть почти десять раз.

Уровень урбанизированности в Южной Осетии особенно увеличился после распада Советского Союза. Основной причиной оттока сельского населения является грузинская агрессия на протяжении двух десятков лет, повлекшая острый социально-экономический кризис. Причем надо отметить, что отток сельского населения был намного интенсивнее, чем городского.

Со времени последней всесоюзной переписи населения советского периода в 1989 году ко всеобщей переписи населения РЮО в 2015 году численность городского населения уменьшилась на 30,3%, а сельского в 2,6 раза. В результате таких дифференцированных показателей изменения городского и сельского населения, уровень урбанизированности увеличился очень быстро — от 50,7% до 65,4%. Это довольно высокий показатель.

Что касается отдельно районов, то уменьшение числа жителей за 1939−2015 годы в Цхинвальском районе составило 74,6% (с 30 693 чел. до 7 793 чел.), Дзауском — 67,3% (с 20 108 чел. до 6 567 чел.), в Знаурском — 75,9% (с 18 782 чел. до 4 531чел.), в Ленингорском — 81,5% (с 22 725 чел до 4 209 чел.). В этом отрицательном процессе негативную роль сыграла вынужденная миграция всего населения республики. При этом, с точки зрения демографического и аграрного развития, дальнейшее повышение коэффициента урбанизации нецелесообразно.

И еще несколько цифр. Статистические материалы соответствующих переписей свидетельствуют о том, что если в 1926 году (то есть после Геноцида 1920 года) на территории Южной Осетии функционировало 534 села, то в 2015 году их стало почти в два раза меньше, постоянно увеличивалось число обезлюдевших сел. И если в 1926 году на территории Юго-Осетии в одном сельском населенном пункте в среднем проживало 153 человека, в 1979 году — 123 человека, в 1989 году — 118 человек, то ко времени переписи 2015 года этот показатель составлял уже всего 64 человека, и с каждым годом он уменьшается. При этом в 1926 году на территории Южной Осетии было только два населенных пункта с числом жителей 10 и меньше человек. В 1979 году таких населенных пунктов было уже 43, в 1989 году — 52, а в 2015 году — 83…

Все отмеченное говорит о том, что предотвращение дальнейшего уменьшения людности сел, опустошения высокогорных сел и рационализация системы расселения является важнейшей задачей всей социально-экономической и демографической политики республики.

Скажу без преувеличения — нам нужно бить в колокола. Необходимы кардинальные меры, чтобы обеспечить прирост коренного населения. Наличие в большом количестве малолюдных и в большинстве своем бесперспективных сел создает почву для дальнейшего ухудшения системы расселения, опустошения многих населенных пунктов в сельских местностях республики.

Данная проблема существует не только на юге, но и на севере Осетии. Мой коллега из РСО — Алания кандидат экономических наук Каберты Нодар Гаврилович вплотную работает над этим вопросом. Помимо наших совместных исследований, у него большое количество работ по данной тематике по Северной Осетии и демографическая ситуация там также критическая.»

Таким образом, даже в интервью сепаратистскому изданию, используя избитые сепаратистские пропагандистские штампы «геноцид», «грузинская агрессия» и т.д. Жанна Кочиева вынуждена констатировать демографическую катастрофу южных осетин. Даже на основании «натянутых» сепаратистских цифр.

Понятно, что в Цхинвальском и Ахалгорском (Ленингорском в терминологии сепаратистов) районах население резко уменьшилось в первую очередь из-за геноцида, этнических чисток и изгнания грузинского населения, составлявшего здесь или значительный процент или (как в случае с Ахалгорским районом) подавляющее большинство. Но ведь Джавский (Дзауский в терминологии сепаратистов) и Корнисский (Знаурский) районы до сепаратистской войны были в основном «осетинскими» по этническому составу. И, тем не менее снижение численности осетин там даже по «официальной» статистике огромное, на грани тотального вымирания. Реально же ситуация еще хуже.

В Джавском районе, с десятками полностью опустевших осетинских сел, жизнь в самой Джаве как то поддерживает расположенная здесь военная база российских оккупантов. Причем, судя по всему, российских военных здесь до начала войны в Украине (когда большая часть оккупационного контингента перебросили «на украинский фронт) было больше, чем оставшегося местного населения. Но вот в осетинском Корнисском (Знаурском) районе снижение численности населения произошло реально гораздо больше, чем в «официальные сепаратистские» 4 раза, несмотря на то, что здесь никаких военных действий не было. И здесь из более чем 22 тысяч населения до начала сепаратистского движения осталось никак не 4,5 тысяч населения, как утверждают сепаратисты, а в лучшем случае 1-2 тысячи. Целый район практически опустел и вымер!

Чтобы понять масштабы катастрофы, которую несет людям сепаратизм, можно сравнить демографические данные «независимой» т.н. «Южной Осетии» с статистикой самого демографически неблагополучного, тоже горного региона Грузии – Рача-Лечхуми и Нижней Сванетии. Здесь тоже пустеют горные села, тоже уезжает молодежь, остаются одни старики-пенсионеры. Здесь тоже грузинские демографы бьют тревогу по поводу самой низкой рождаемости по сравнению с другими регионами Грузии…

Но на официально проживающих в регионе 27,6 тысяч человек населения (т.е. почти в 2 раза меньшего, чем «официальное» население т.н. «Южной Осетии» по сепаратистской статистке) в Рача-Лечхуми и Нижней Сванетии по данным Грузстата в 2022 г. родилось 263 ребенка. Это очень мало! Но за этот же 2022 год в получающей огромные российские дотации т.н. «Южной Осетии» родилось всего 122 ребенка. Т.е. на официально в 2 раза большее население под властью оккупантов и сепаратистов родилось в 2 раза меньше детей. Т.е. рождаемость на сепаратистской территории в 4(!) раза ниже, чем в самом демографически неблагополучном регионе Грузии!

Вот к какой катастрофе привел осетинский народ сепаратизм. И это еще не все. Молодых осетин буквально «вылавливают» и отправляют на верную смерть на войну в Украине. И без того немногочисленные дети в оккупированном Цхивальском регионе остаются сиротами. Так что, если не прекратить оккупацию – югоосетинский этнос просто может очень быстро исчезнуть.

Александр Чхеидзе

Прочитано : 3367


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента