АНАЛИТИКА

Франция создает «великий Иран», отдавая ему транзитные маршруты и в перспективе Южный Кавказ?

21.02.23 21:49


Очень интересным было выступление президента Франции на Мюнхенской конференции по безопасности. В частности, затронув тему возможности свержения режима аятолл в Иране, Макрон заявил:

«Я ни на секунду не верю в смену режима, и когда слышу, что многие хотят сменить режим, спрашиваю их: На кого? Кто следующий? Кто ваш лидер? Исторически сложилось так, что смена режима в других странах не привела к урегулированию конфликтов и потерпела полную неудачу».

Это еще одно свидетельство того, что режим в Тегеране пользуется всесторонней поддержкой Франции, которая сопровождает его со времен Исламской революции, осуществить которую помогла все та же Франция. Более того, будучи формально в «западном лагере», Париж через свои спецслужбы и «прокси» похоже делает все, чтобы превратить Исламскую республику Иран в «региональную сверхдержаву». Именно поддержкой Франции можно объяснить то, что Тегеран смог распространить свое влияние далеко за пределы своих границ и «залезть» на те территории, которые «расчистил» перед этим тот же Запад.

Самое яркое свидетельство такой стратегии – нынешнее положение в Ираке, где изначально созданное американской оккупационной администрацией правительство, постепенно превратилось в марионеток Тегерана и полностью зависит от дислоцированных в стране соединений КСИР (Корпуса стражей исламской революции). Если посмотреть историю, то получается именно благодаря США и Западу, Иран вышел полным и безусловным победителем из ирано-иракской войны, руками Запада не только сокрушил режим Саддама Хуссейна (с которым безуспешно до этого воевал на протяжении 8 лет в 1980-1988 гг.), но и превратил Ирак, по сути, в свое вассальное государство.

При этом, все произошло путем, казалось бы, немыслимых многоходовых «геополитических комбинаций». После войны 2003 г. и оккупации Ирака США и Великобританией, возглавляемая этими державами западная коалиция, по сути, шаг за шагом «слила» свои завоевания, приведя к власти ориентировавшиеся на Иран иракских шиитов. Более того, в этой стране и соседней Сирии, с началом «арабской весны», вдруг неожиданно резко усилилась ИГИЛ. В Ираке, почти как в Сирии, разгорелась кровавая гражданская война.

В ходе противостояния ИГИЛ с одной стороны и правительства Ирака, пользующегося одновременно поддержкой США и КСИР, был почти «снесен с лица земли» 3-миллионный город Мосул. В конце концов ИГИЛ разгромили, а правительство Ирака смогло установить контроль над большей частью страны. Но дорогой ценой – позволив Ирану в лице КСИР стать решающей военной силой на своей территории. Т.е., хотя правительству Ирака справиться с ИГИЛ помогал не только Иран, но и США, «лавры победителя» больше достались КСИР.

Из истории известно, что западные страны свои «сферы влияния» просто так не сдают. Тем более завоеванные немалой кровью, как это было в Ираке. И тем более своим, как бы геополитическим противникам, которые в пропаганде клянут те же США последними словами. Но в Ираке такое произошло. Объяснить это иначе, чем «согласованием внутри Запада» и договоренностями с той же Францией, трудно. Тем более, что как известно по итогам Первой мировой войны, Франции из «наследия» Османской империи вместе с Сирией первоначально обещали и Мосул. Но потом британцы забрали Мосул себе (очень богатые там были нефтяные месторождения), а позднее он стал часть нового государства – Ирака). Сейчас же получается, что почти стертый с лица земли Мосул в некотором смысле «вернули» в французскую сферу влияния – через иранский КСИР.

Но Ираком «внешняя экспансия» Ирана не закончилась. Нынешний режим аятолл в Тегеране смог осуществить то, о чем прежние государства на территории Ирана только мечтали – «прорваться» к Средиземному морю через Сирию. На сегодняшний день режим Башара Асада в Сирии держится лишь благодаря Ирану и КСИР. Причем, роль Ирана по мере того, как Россия, в свое время спасшая Асада, выводит свои силы из Сирии «на украинский фронт», только растет.

Стал давно «иранской базой» в Средиземноморье и юг Ливана, контролируемый шиитской организацией Хезболла (которая вместе с КСИР и российскими войсками также помогала удержаться Башару Асаду). До гражданской войны в Ираке и Сирии никто не думал, что между проиранской Хезболлой и Ираном будет «сухопутный коридор». Сегодня это – реальность.

Шаг за шагом, на фоне войн и конфликтов, под контролем Ирана оказались все сухопутные маршруты Север-Юг на Западе Евразии. «По суше «проскочить» Иран и его союзников на пути к Индийскому океану пока что теоретически можно лишь через крайне нестабильный и не имеющий транзитных железных дорог Афганистан. Где, тем не менее у Ирана есть «базы» в лице шиитов-хазерейцев и таджиков.

Поспешное бегство США из Афганистана со «сдачей» власти Талибану, в перспективе, теоретически также может вполне обернуться сдачей этой страны тому же Ирану. Особенно, если в талибах население разочаруется, и они будут обескровлены взаимной враждой с ИГИЛ. Ячейки ИГИЛ были созданы в Афганистане, по некоторым данным теми же западные спецслужбами, которых эвакуировали после «фактической» сдачи Ирану зоны влияния ИГИЛ в Сирии и Ираке.

Перехватывает Иран с помощью все того же КСИР и морские коммуникации. Иран имеет форпост – хуситов в Йемене. Против традиционного «соперника» аятолл в исламском мире Саудовской Аравии, хуситы, благодаря помощи КСИР, ведут довольно таки успешные военные действия.

Интересно отметить, что прямого сообщения по суше у Ирана с хуситами нет, затруднено и сообщение по морю. По мнению ряда экспертов, значительная часть иранской помощи хуситам идет через Джибути, бывшую французскую колонию в Африке на противоположном Йемену берегу Аденского залива и Баб-эль-Мандебского пролива, где у Франции до сих пор военная база. Имея по обеим берегам свои «базы» Иран и Франция теоретически в любой момент могут заблокировать движение через Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море и Суэцкий канал. Тем более, что контролирующий Суэцкий канал Египет – союзник Франции.

Т.е. «великий Иран» уже установил «заслон» на сухопутных коммуникациях Север-Юг и близок к тому, чтобы перерезать кратчайший морской путь из Средиземного моря в Индийский Океан.

Логически выходит, что пока что единственным стратегическим важным маршрутом, который Иран пока не перехватил, является путь через Южный Кавказ- как часть «Нового Шелкового пути». Здесь именно Иран больше всего заинтересован в «блокировании коммуникаций» и прекращении сквозного транзита.

Совсем неудивительна враждебность Тегерана к перспективе транзита по Зангезурскому коридору. Не случайно Иран открыл свое консульство в Зангезуре, в Кафане (по сути это уже база КСИР). Именно на Иран, наряду с Францией, больше всего надеются армянские националисты, особенно в свете резкого ослабления России в регионе.

Такое строительство «новой иранской империи» при покровительстве Франции чрезвычайно опасно для государственных интересов Грузии как страны, занимающей ключевое место на транзитном коридоре Восток -Запад. Особенно, если этот коридор в Тегеране или Париже решат «перерезать», спровоцировав конфликты и войны также, как это уже удалось сделать в тех же Ираке, Сирии и Йемене. Тем более, что в Грузии очень сильна «пятая колонна» в лице армянских националистов и «джавахкских» сепаратистов, которая после того, как ослабление России становится очевидным, все больше начинает надеятся на Иран.

Александр Чхеидзе

Прочитано : 10315


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента