Уроки истории: как относились к пленным туркам и армянам в России во время Первой Мировой войны

30.05.23 9:31


Очень интересный пост опубликовал по случаю окончания президентских выборов в Турции телеграмм-канал «Толкователь» (https://t.me/tolk_tolk/16064 ):

«В Турции закономерно победил Эрдоган. А я сейчас как раз читаю о положении турецких пленных в России в Первую мировую войну («Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки», 2011).

Среди турецких пленных сразу были определены два сорта людей. К высшему, т.е. с лучшим содержанием, россияне отнесли турецких греков и болгар, к низшему – собственно турок и армян. Про армян определили, что они своим образом жизни и отношением к России не отличались от турок.

В целом же все военнопленные противника были поделены на три сорта. Высший – немцы и венгры, средний – славяне (туда же попали турецкие греки), низший – турки. Это отличие проявлялось в тяжести работ, питании, местах содержания и т.д.

Турок как низший сорт военнопленных повезли в Сибирь и на Дальний Восток. И вот результаты этой перевозки: «Как полагает американский историк турецкого происхождения Йюджель Йаныкдаг, в течение зимы 1915 г. лишь 200 из 800 турецких пленных, направляемых в лагеря Приамурского военного округа, достигали места своего назначения. Остальные же погибли в пути от холода и лишений.

Хотя приведенный показатель уровня смертности (75%) выглядит чудовищным, мы должны признать, что он вполне сопоставим с истинным, ибо по нашим оценкам, зимой 1914-1915 гг. в России погибло до 50% турецких военнопленных».

Лишь во второй половине 1915 года отношение к туркам стало меняться – когда правительство поняло, что в экономике не хватает рабочих рук. Вместо ржаного хлеба, который желудки турок не переносили, им стали давать пшеничный хлеб. Обновлялась их одежда, появились врачи. Но и тогда к туркам как работникам относились хуже всех военнопленных – их посылали на самые тяжёлые работы:

«Фраза «желательно турок» фигурирует в заявках работодателей на выделение пленных несравненно чаще, нежели «немцев» или «венгров». Их жаждали видеть на подземных работах в рудниках и в открытых карьерах, на цементных и шпалопропиточных заводах, на торфоразработках и строительстве ирригационных сооружений.
Однако особо ценили турок строители железных дорог. Одним из наиболее ярких подтверждений тому может служить следующая телеграмма Главноначальствующего г. Архангельском и Беломорским водным районом в Морской Генеральный Штаб от 6 апреля 1917 г.: «Для спасения Мурманской железной дороги необходимо самым экстренным порядком выслать в Кемь и Кандалакшу 11.000 пленных, желательно турок знакомых с земляными и каменными работами». Понятно, что на таких работах турки гибли интенсивнее других военнопленных. Начали менять турок на российских военнопленных тоже позже всего.

«Если обмен врачами, санитарами и инвалидами между Россией, с одной стороны, и Германией, и Австро-Венгрией, с другой, был начат уже в 1915 г., то соответствующие переговоры с Турцией растянулись чуть ли не до конца войны. К примеру, из 108-го сводного эвакогоспиталя, расположенного в Петрограде и специально предназначенного для приёма и дальнейшей репатриации военнопленных, признанных инвалидами, первые турецкие солдаты в количестве 24 чел. убыли через Швецию на родину лишь 26 сентября 1917 г. К тому моменту через этот госпиталь было репатриировано уже 19.296 военнослужащих германской и австро-венгерской армий». Конец поста.

Данные факты напрочь опровергают навязываемые много десятилетий мифы об «исключительно доброй и великодушной» России и о турках, которые занимались исключительно «зверствами» и «геноцидом». А сами турки ни зверствам, ни геноциду якобы не подвергались.

Здесь мы видим трагедию тысяч турецких пленных, оказавшихся в русском плену и подвергавшихся нечеловеческому отношению и изнуряющим каторжным работам, большая часть которых из-за этого погибла. Одно из мест содержания Царской Россией турецких пленных хорошо знакомо, например, жителям Баку. Оно находилось недалеко от города, в Каспийском море на острове Наргин (ныне — Бёюк-Зиря) в годы Первой Мировой войны, где был оборудован лагерь для турецких военнопленных (фактически концлагерь). Здесь также были ужасающие условия содержания и массовая смертность военнопленных, в том числе от тифа и других заболеваний.

Интересно также проанализировать национальный состав османских военнопленных. В концлагере на острове Наргин к 23 июля 1915-го был размещён 3 761 турецкий пленный, 118 из которых офицеры. Большинство содержавшихся в лагере пленных составляли военнопленные турецкой армии, являвшиеся турками и курдами по этнической принадлежности. Среди представителей других национальностей из числа военнослужащих содержались: армяне (один обер-офицер, два врача и 169 нижних чинов), албанцы (один обер-офицер), греки (два врача и 47 нижних чинов), арабы (один обер-офицер и 150 нижних чинов), аджарцы (один нижний чин) и черкесы (24 нижних чина).  Армяне были третьей по численности этнической группой турецких военнопленных. По численности и доле (около 5%) превышавших, к примеру, куда более многочисленных в Османской империи арабов. Скорее всего, в других лагерях турецких военнопленных доля армян была не меньше. Помимо попавших в плен, не меньше турецких армян погибло на полях сражений или скончались от ран. Многие вернулись живыми и часть из них обосновалась в Стамбуле, где их потомки живут до сих пор.

Т.е. масса армян честно воевала за свою страну – Османскую империю, и когда они были в рядах турецкой армии никто и не думал их подвергать их «геноциду». Трагически сложилась судьба тех из них, кто попал в российский плен, к «освободителям». Как относились российские власти к пленным турецким армянам очень хорошо написано в приведенном выше посте «Толкователя» – как «низшему сорту», наряду с турками. Поэтому смертность турецких военнослужащих армянской национальности в российском плену была, скорее всего, в процентном отношении не ниже, чем среди турок.

Вопрос: помнят ли армянские националисты, регулярно льющие крокодильи слезы о «страданиях армян» о реальных страданиях тех армян, которые честно выполняли свой долг перед родиной – Османской империей, которые попали в плен и умерли в российских концентрационных лагерях? Либо о тех армянах, которые воевали за Турцию и погибли на полях сражений? Если ли в Армении хоть одни памятник этим людям? Хоть одно исследование или упоминание о них или хотя бы перечень имен и фамилий? Неужели они не заслужили памяти о себе от своих соплеменников? Либо армянским националистам дорога лишь память террористов, что они продемонстрировали установкой памятника в Ереване убийцам совершавшим преступления в рамках террористической компании «Немезиса»?

Георгий Мазниашвили

Прочитано : 3223


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента