35 лет землетрясения в Амамлу (Спитаке): этнические чистки коренного азербайджанского населения Памбака и Шурагеля

08.12.23 0:06


7 декабря исполнилось 35 лет со дня разрушительного землетрясения с эпицентром в Амамлу (Спитаке). И вспоминая жертв этого землетрясения, многие почему-то забывают о жертвах этнической чистки коренного азербайджанского населения, проводившейся тогда же в тех же районах.

Северо-запад нынешней Республики Армения в большинстве своем - это исторические азербайджанские области Памбак и Шурагель. Долгое время никакого хайского населения ни здесь, ни в ближайших районах не было. К северу от азербайджанцев Памбака и Шурагеля жили грузины-мусульмане Джавахети и грузины-христиане горных районов Квемо Картли и Лори, от которых сегодня на территории севера Республики Армения остались многочисленные православные церкви и монастыри, незаконно захваченные или присвоенные Эчмиадзином.

С распадом Империи Сефевидов в начале 18 столетия здесь сформировались азербайджанские государственные образования Шурагельский султанаты и Памбакский магал Борчалинского султаната, позднее ставший самостоятельным султанатом. Вновь «собрав воедино» империю Надир-шах Афшар, при административной реорганизации своей империи, подчинил эти азербайджанские султанаты, сохранившие свою внутреннюю самостоятельность Картли. Где утвердил царем Теймураза II, которому позже наследовал его сын Ираклий II .

Значительную часть населения Шурагеля и Памбака составляли азербайджанцы, принадлежащие к воинственной племенной общности карапапахов. После распада империи Афшаров карапапахов хотели иметь в качестве своих подданных не только мусульманские ханы, но и грузинский христианский царь Картли-Кахети Ираклий II. С присоединяем Грузии к Российской империи в ее состав вошел Памбак, а к 1805 г. и Шурагель. Именно тогда впервые в истории на землях Шурагеля и Памбака стали появляться хайские переселенцы, тогда еще немногочисленные.

Казалось бы, еще ничего не предвещало беды. В одном из официальных российских документов того времени, к примеру, перечислены 16 азербайджанских сел Памбака, включая Амамлу, будущий Спитак, и ни одного (!) армянского. Указано что «Сей народ — Памбакские Татары, яко иноплеменцы, в разбирательстве по части дел гражданских остаются на прежнем их положении, а в делах уголовных поступать с ними по общим начертанным в постановлении для управления Грузией правилам».

Тогда Россия старалась еще массово не притеснять и не изгонять азербайджанцев. Дело в том, что правившие Иране представители тюркской Каджарской династии тогда надеялись на возвращение потерянных северо-азербайджанских земель, а император России намеревался завоевать новые азербайджанские земли. Оба государства тайно, но интенсивно готовились к новой войне и с этой целью предпринимали попытки привлечь на свою сторону воинственных карапапахов, в том числе живших в пограничном регионе в краях Борчалы, Газах, Памбак и Шурагель.

Русские исторические источники и официальная переписка тогдашней эпохи свидетельствуют о том, что, как и в период войны 1804-1813 гг., и после нее Каджарская власть всеми возможными методами старалась переселить карапапахов в Иреванское ханство и на подвластные шаху другие территории, а российские официальные круги всячески пытались «предотвратить эти меры и удержать» карапапахов, в том числе памбакских и шурагельских в своих владениях.

Накануне второй русско-каджарской войны, т.е. войны 1826-1828 гг. более двух тысяч семей борчалинских карапапахов взамен определенных привилегий отказались от русского подданства и переселились на территорию Иреванского ханства. Часть этих карапапахов поселилась под руководством Наги-хан Тэркавюнлу в магале (краю) Гокча, а другая часть под руководством Исмаилаги в местности Деречичек. Обратно эти люди не вернулись и опустевшие после их выселения земли российская власть начала немедленно заселять хайскими переселенцами.

Однако, настоящая катастрофа ожидала мусульманское население как в грузинской Самцхе-Джавахети, так и в Иреванском ханстве после того, как в 1828 г. эти земли были присоединены к Российской империи. Все грузины-мусульмане из Джавахети были почти поголовно изгнаны с родной земли, изгнанию подверглась и значительная часть азербайджанцев Иреванского ханства. На их место из Турции и Ирана на грузинские и азербайджанские земли генерал Паскевич стал массово заселять этнических хайев.

В итоге, Памбак и Шурагель оказались на пути настоящей «все затопляющей волны» хайских переселенцев. Это «хайское наводнение» по сути, превратило ранее непрерывный массив азербайджанского и примыкающий к нему массив грузинского мусульманского населения в «островки», и стало их активно «размывать».

Шурагель долгое время сохранял преобладающее азербайджанское население, но с севера оказался «отрезан» массово заселившимися в грузинскую Джавахети хайями. А вот Памбак, лежащий на «главном пути» хайских миграций, стал ими быстро заполняться.

Азербайджанцы Шурагели «держались до последнего» вплоть до 1988 г. и были большинством на родной земле и созданный здесь Амасийский район был заселен преимущественно азербайджанцами, но в Памбаке, на территории которого были организованы Амамлинский (с 1948 г. Спитакский), Каракилисский (с 1935 г. Кирваканский, а с 1964 г. Гугаркский), и Степанаванский (до 1924 года Степанаван назывался — Джалал-Оглы) районы к 1947 году уже до половины населения составляли хайские переселенцы и их потомки.

В 1947 году началась насильственная депортация памбакских и части шурагельских азербайджанцев годах в Кура-Аракскую низменность Азербайджанской СССР и переселение на их место армянских переселенцев из Румынии, Болгарии и стран Ближнего Востока. Азербайджанцы, жители прохладного высокогорья, оказались в совершенно непривычных для них условиях жаркого равнинного климата. В первый же год на новом месте умерли большая часть депортированных пожилых людей, а также многие дети и слабые здоровьем люди. В итоге, коренное азербайджанское население в Памбаке и Амамлу, который был переименован в 1948 г. в Спитак, оказалось в меньшинстве.

В дальнейшем правительство Армянской ССР сознательно проводило политику «вытеснения» азербайджанцев с родной земли. Но все равно по состоянию на начало 1988 г. большинство населения исторической Шурагели и значительную часть населения Памбака составляли этнические азербайджанцы. И именно в этом году хайские националисты начали геноцид и массовые этнические чистки.

Особенно кровавым стал ноябрь и начало декабря 1988 г. (т.е. месяц, предшествовавший катастрофическому землетрясению). Сегодня почему-то хайские пропагандисты говорят о якобы «насильственном переселении» карабахских хайев. Хотя их никто не выгонял, наоборот, Азербайджан неоднократно заявлял, что армянское население может спокойно остаться и приять его гражданство. Но почему-то все забыли массовые убийства и погромы, а также депортацию азербайджанцев Памбака и Шурагели в конце 1988 г.

Количество убитых азербайджанцев в Памбаке и Шурагели шло на сотни. Многие убитые были властями записаны как якобы «умершие своей смертью», многие были ранены, избиты и скончались от ранений и побоев уже после изгнания.

Только за три дня, с 27 по 29 ноября 1988 г., в Спитакском, Гугаркском, и Степанаванском районах было убито 33 азербайджанца. Люди начали массово покидать родную землю, но даже бегство многих не спасало. Так 30 ноября около с. Гамзачаманн Гугарского района была обстреляна колонна азербайджанских беженцев, ехавшая на территорию Азербайджанской ССР. 3 человека погибли, в том числе 11 летний подросток, 38 человек были ранены, из них 7 – тяжело ранены. Большей части раненых оказали помощь только на территории Азербайджанской ССР, в Казахской районной больнице. Но вот понадеявшись на «милосердие» хайев раненую 30-летнюю Баладжаеву Сураю Гусейн гызы доставили в Кироваканскую городскую больницу, где женщина была просто задушена врачами после того, как те узнали, что она азербайджанка.

Уже после Спитакского землетрясения спасателями были обнаружены следы страшного преступления – трупы азербайджанских детей, замурованные в трубе. И это жуткое убийство стало известно лишь потому, что этих жертв было невозможно выдать за «жертв землетрясения». Сколько же было таких азербайджанцев убитых до землетрясения, которые затем были записаны в «жертвы землетрясения» никто не знает.

После землетрясения власти Армянской ССР делали все, чтобы помощь не дошла до людей, еще оставшихся после погромов и убийств азербайджанских селах. Один спасатель, русский по национальности, который прибыл в Спитак сразу после землетрясения помогать пострадавшим, рассказывал о реальном отношении местной хайской власти к людям «не своей» национальности.

Спасатели хотели выехать в разрушенное землетрясением азербайджанское село для того, чтобы постараться отыскать под завалами тех, кто мог быть выжить после землетрясения. Но местные армянские власти чуть ли не преградили им дорогу, категорически запрещая в это село ехать. На вопрос, как же так можно, там же могут быть люди под завалами, спасателям ответили – «это не люди, это турки».

То там, то там в селах, опустевших после погромов, еще были азербайджанские жители. После землетрясения, без помощи и продовольствия, холодной зимой, под давлением властей Армянской ССР, азербайджанцев выгнали и они покинули родную землю.

Когда хайские националисты вопят о «многотысячелетней истории» якобы хайского «арцаха», которая якобы закончилась «насильственной депортацией», им не лишне напомнить о трагедии азербайджанцев Памбака и Шурагели и о том, как трагедию землетрясения в Армении цинично использовали, чтобы «зафиксировать» геноцид и этнические чистки коренного населения.

Григол Гиоргадзе

Прочитано : 2998


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента