Армения в 1918 г. создана на крови и зверствах

09.12.23 10:11



Часть 10


Кровавые волны резни армянами неармянского населения

На театрах военных действий Первой мировой войны армяне «с большим успехом» резали и грабили мусульманское население Османской империи. Это исторический факт, о котором упомянул сам генерал Одишелидзе. Он, как действительный командующий Кавказским фронтом, очевидно, располагал достоверной информацией об этих событиях. В своем историческом труде «Границы Грузии», написанном в 1919 году, он отмечает, что «в искусстве поражения турок армяне были более безжалостны, более логичны и более методичны, чем турки».

Другой непосредственный очевидец этих новостей, австрийский журналист Штефан Эшнан, писал: «Почти на каждом шагу я встречал следы армянской жестокости». Все деревни от Трабзона до Эрзинджана и от Эрзинджана до Арзрума были разрушены».

Генерал Одишелидзе высказал в адрес армян очень неприятные, тяжелые и печальные эпитеты. Серьезнее то, что расправа над мирным мусульманским населением дашнакскими боевыми частями продолжалась с таким же «успехом» в Закавказье, в том числе и в отношении грузинских мусульман, на исторических землях Грузии, где скопились остатки отступающих армянских частей.

В номере газеты «Грузия» от 20 декабря 1918 года читаем: «В первые дни 5 солдат, взятых в плен, были расстреляны армянами». Архивный документ сообщает нам: «Когда они пришли в село, где были убиты наши солдаты, это село называется Агараки, они нашли двух [грузинских] солдат ужасно изуродованными и немедленно отправили их на телеге в Воронцовку».... Или еще: «убитые люди должны были быть страшно изуродованы. Рубену нанесли несколько ударов трусливые враги. Глаза тоже были искажены штыками. Абхазаву и других тоже мучили и их увезли на тележках. При въезде в Узунлиари слева протекает небольшая речка. Рядом с ним на высоте двух аршин проходит шоссе, и эти оскверненные трупы бросали перед этим рвом, сверху насыпали немного земли и закапывали... Лишь через два месяца они были достойны христианского захоронения.»

Это отрывок из биографии Поручика Давида Барнабишвили, грузинского офицера, героически погибшего в этой войне: «Он был полностью избит и лежал голый в поле брошенный на съедение диким зверям, 15 дней. Потом его похоронили вместе с 9 военными».

С такой же нечеловеческой жестокостью действовали и другие армянские отряды. Так, например, в газете «Грузия» того же периода о действиях «Карабахской бригады» Андраника Озаняна в Зангезуре мы читаем следующее: «Правительство Азербайджана получило из Гянджи следующую телеграмму:

« После того, как англо-французская делегация передала Андранику предложение прекратить боевые действия против мусульман, мусульмане сдались делегации великих держав, и их армия покинула свои позиции, на которых отбивались от армян, и разошлась по своим домам…

Андраник воспользовался этим и приказал своей армии, состоящей из османских и местных армян, напасть на мусульманские деревни. Как только был отдан приказ, вся Армения встала вооружилась, напала на мусульманские села и зверски терзала людей независимо от пола и возраста, уродовала трупы, резала матерям соски и клала детям в рот. Двух женщин полностью раздели и отпустили их просто ради забавы. Полностью сожжено более 12 деревень. Армяне взяли с собой 10 женщин. Пожалуйста, дайте распоряжение на отправку армию. Начальник Зангезурской армии Мелик-Намазалиев». 

Телеграмма из Джебраила: «Армяне уничтожили более 50 татарских сел в Зангезуре. Тысячи убиты и ранены. Андраник с 5 тысячами человек уже три дня окружает Зубах и хочет прорваться к Шуше. Османского коменданта больше нет, глава уезда не предпринимает никаких действий. Потрясенное  население бежит в Персию. Все деревни пятого приставства были полностью разрушены. Также были разбиты деревни второго, третьего и четвертого приставства. Председатель Национального совета Джамиль Султанов.»

Министр внутренних дел получил телеграмму из села Тертер: «Армяне напали на село Гюнтская, сожгли его полностью, разграбили товар, забрали мусульманок. Жители плачут и жалуются. Мелик-Абасов, глава уезда».

И наконец, отрывок из публикации г-на Иосифа Имедашвили, непосредственного очевидца ужасных действий дашнакских боевиков, известного общественного деятеля, большого сторонника и покровителя грузинской культуры, который описывает ситуацию после одного из боевых эпизодов в армяно-грузинской войне: «Одиннадцатое декабря еще раз оголило мрачную сторону человеческой души и проявила ее свирепость. В этот день стала очевидной мерзость бессовестного врага: на заснеженном склоне ясным утром генерал Цулукидзе осматривал поле боя и склон через подзорную трубу, где разглядел ужасную картину, картину, подобную которой он никогда не видел ни на одной другой войне. Это были трупы замученных солдат, разбросанные по всему полю...

Генерал не поверил своим глазам и послал поручика Кордзая проверить все это. Поручик Кордзая посмотрел и увидел, что армяне осквернили грузинских офицеров-солдат, погибших ночью при вероломном нападении. Вот голый воин с отрезанным членом, который засунули в рот; А вот и храбрый молодец с свежеподстриженными бородой и усами, зачесанный, с неизгладимой улыбкой на губах, - кто знает, в какие минуты нашла его смерть, он был рассечен кинжалом, видно рассекли его уже после смерти. Вот мальчик плотного телосложения, похож на тигра, череп у него треснут, руки исцарапаны, суставы обглоданы. А там еще солдаты с отсеченными носами, полностью обнаженные. Некоторым пронзали глаза копьями, некоторых изрубили на части... И все это дело рук «передовой армии армян», так «окрещенной» во имя толпы, возглавляемой знаменитыми армянскими вожди, которые назывались «революционерами...».

Мы не просто так принесли вам эти наполненные ужасом строки. Они не преследуют цели разжигания ненависти и презрения к армянскому народу в целом, однако приведенные документальные материалы являются еще одним большим предостережением о том, как далеко может зайти человеческий разум, затуманенный ложными идеалами и целями.

Все вышесказанное не следует понимать однозначно, как будто все воинские части и части, объединенные в структуру Вооруженных Сил Армении, занимались беспорядками, грабежами и массовыми убийствами мирного населения. Конечно же нет. В армянской армии были части, которые были действительно организованными и боеспособными воинскими частями. В первую очередь это коснется полков 2-й стрелковой дивизии армян, которой командовал генерал Мовсес Силиков (Силикиян). (Моисей (Мовсес) Силиков – по происхождению не хай, а этнический удин, родом из села Варташен  Елизаветпольской губернии (ныне город Огуз) – ред.)

Факт, что части этой дивизии сопротивлялись мощному наступлению османских частей в направлении Еревана и при успешных боевых действиях сохранили центр бывшей губернии. В то время, когда генералы Назарбегов и Андраник безнадежно отступали, генерал Силиков вел свою долю боев в районе Еревана. 15 мая Силиков, военная сила которого насчитывала от 6 до 7 тысяч человек (5-й и 6-й стрелковые полки, по одному батальону 4-го полка, 1-й и 2-й добровольческие фургонные полки, один кавалерийский полк и 28-й артиллерийский), успешно противостояла наступлению турок. Именно 5-й, 6-й и частично 4-й полки 2-й стрелковой дивизии представляли собой наиболее организованные и боеспособные воинские части ВС Армении, и именно части этой дивизии участвовали в армяно-грузинской войне с октября 1918 года.

Из представленных выше материалов видно, что так называемые дашнакские «боевые отряды», по сути карательно-террористические банды, окрещенные армянскими и проармянскими авторами «армянскими полками», на самом деле занимались рейдами на мирное мусульманское население Османской империи и Закавказья, а также их погромами в районах боевых действий. Это ясно говорит об их «храбрости» с точки зрения духа и нравственности.

С этой точки зрения следует также сказать, что ситуация в грузинских вооруженных силах также не была образцовой. Однако по общему показателю боевого духа вся структура ВС Грузии, как регулярная армия, так и Народная гвардия и добровольческие части, имела большое преимущество по сравнению с армянами, что играло большую роль на общий ход  армяно-грузинской войны.

Мифы об «армянской авиации» и «военно-морском флоте» Армении

К лету 1918 года с целью свержения законного правительства Азербайджанской Демократической Республики войсками Бакинской большевистско-дашнакской диктатуры, а фактически восточная группа Армянского национального корпуса, начали крупную наступательную операцию в направлении Гянджи. По просьбе Стефана Шаумяна для военно-технического обеспечения агрессии из Астрахани в Баку личным приказом Ленина было отправлено: «80 пушек, 160 пулеметов, 10 тысяч винтовок, 200 тысяч патронов и одежды». 20 июня в Баку прибыли 4 бронетранспортера и 13 самолетов...".

Да, именно эти российские самолеты и бронепоезда, отправленные Лениным в «Бакинскую большевистскую коммуну», упомянуты в приведенной выше цитате, чем удобно воспользовались армянские авторы и окрестили эту технику якобы «принадлежащей вооруженным силам Республики Армения».

Мы неоднократно показывали, что стремление выдать желаемое за действительное является характерной чертой как армянских, так и проармянских авторов. На пути к своей цели их не стесняет ничего и сочиняют невероятные истории. Очевидно, что ни бронетранспортеров армянского корпуса, ни военной авиации Армении в то время не было. Согласно такой логике, весь флот Каспийского моря, находящийся под контролем дашнакско-большевицкого и дашнакско-эсеровского диктаторских союзов, можно считать «принадлежащим Вооруженным Силам Армении».

Еще один хороший момент, в отличие от «Армянской авиации», здесь армянские авторы уже не могут остановить свое «чувство умеренности», не ставя себя в комические ситуации и не говорят о «военных и военно-морских силах Армении и флотах или флотилиях Армении».

Армения-Грузия и их военно-политические союзники в 1918 году.

Вообще проблема союзников и союзов, правильного определения и выбора выгодного стратегического партнера всегда была важнейшим вопросом политической жизни любого государства. Правильно решенная эта задача зачастую играла решающую роль в дальнейшей судьбе и будущем того или иного государства. И наоборот, непродуманные решения и стратегические ошибки сыграли решающую роль в вопросе присутствия или отсутствия многих государств или наций на политической карте.

Для малых государств этот вопрос всегда был вдвойне ответственной проблемой. С этой точки зрения в отношении Грузии и Армении выбор стратегического партнера с самого начала приобретает особое значение как для перекрестка между Европой и Азией и буфера азиатского мусульманского мира с остальным миром.

По воле Большой политики, что после обретения независимости Армения и Грузия оказались буквально втянутыми в противоположные лагеря. Дашнакские апологеты «Великой Армении» встали на сторону Антанты – антикайзеровского и антиосманского союза, тогда как меньшевистское правительство Грузии в силу неизбежной ситуации заняло вынужденный прогерманский курс.

Выбор армянами курса Антанты означал «пробелогвардейский» курс, что, в свою очередь, означало установление тесных военно-политических контактов с «верховным правителем Южной России» генералом Антоном Деникиным, а для грузин на этом этапе настоящими союзниками оказались только немцы. В связи с этим вопросом современный российский автор Алексей Безугольный, ведущий ученый-сотрудник Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, очень кратко и ясно отмечает: что «грузины выбрали прогерманскую позицию, армяне - проанглийскую, а азербайджанцы – протурецкую». Это очевидный и неоспоримый факт.

Некоторые грузинские политические и военные деятели также питали определенные оптимистические ожидания относительно входа англичан в Закавказье. Особенно у последних были такие отношения. Основу их оптимизма определяли два фактора:

1. И у Демократической Республики Грузия, и у Великобритании был один и тот же враг – большевистская Россия;

2. и тот факт, что в Первую мировую войну многие грузинские генералы и офицеры воевали в составе царской российской армии, союзника Великобритании.

Этим и объясняется тот факт, что один из ярких представителей грузинского генералитета, один из командиров так называемый «Кавказской дикой дивизии» и «Мусульманского армейского корпуса» генерал Леван (Ленко) Голашвили вполне реалистично относился к созданию мощного грузинского подразделения под патронажем англичан.

Из книги Арчила Чачхияни «Армяно-грузинская война»

Продолжение следует

Прочитано : 2530


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента