АНАЛИТИКА

Химическое оружие против Грузии в Абхазии и Азербайджана в Карабахе

17.03.16 22:00


Как известно, что до сих пор болью Грузии является Абхазия, точно также как болью Азербайджана – Карабах. В начале 90-х годов здесь националистами и террористами во многом координирующегося из одного центра были организованы этнические чистки мирного населения на этих территориях и с тех пор почти 300 тыс. грузин и свыше 1 млн. азербайджанцев оказались изгнанными с родной земли.

Чем дальше, тем больше открываются страшные подробности войны в Абхазии и Карабахе. Хотя многое и так было известно тем, кто пережил эти войны. Но почему-то одна тема до сих пор является запретной, и ее боятся «копать» - факты применения сепаратистами в Абхазии и армянскими экстремистами в Карабахе химического оружия.

С учетом того, что конфликты в Абхазии и Карабахе не разрешены и возникли новые угрозы в регионе Южного Кавказа, эта тема должна быть всесторонне изучена, найдены виновные. Те, кто применил химическое оружие и дал санкцию на его применение должны понести заслуженное наказание для того, чтобы не у кого не было соблазна вновь применить отравляющие вещества для решения каких-то своих амбициозных геополитических задач.

Факт применения сепаратистами в Абхазии отравляющих веществ был зафиксирован грузинскими вооруженными силами в октябре 1992 г. на участке фронта, проходящем по реке Гумиста. Тогда официально от отравления ядовитыми газами погибло семь военнослужащих грузинской армии, еще несколько человек получили тяжелое отравление.

Естественно сепаратисты тут же заявили, что ничего такого не могло быть и это «сплошные выдумки» и у них никогда не было химического оружия. То, что никакого применения химического оружия сепаратистами быть не могло начала доказывать и российское военное руководство.

История с применением химического оружия на реке Гумиста нашла свое отражение и в воспоминаниях офицера-десантника, участвовавшего в военных действиях в Абхазии на стороне сепаратистов. Понятно, что он не мог описать с точностью как это было, а придерживался официальной версии о том, что никакого применения химического оружия не было. Дескать, случайно снаряды попали в емкости с хлором, и получилось ядовитое вещество. Вот этот эпизод воспоминаний:

«На левом берегу Гумисты, напротив целлофанового цеха у грузин был укреп-район, центром которого являлась Водокачка. Небольшое здание служило укрытием пулемётному расчёту, также прикрывая выезд БМП на позиции. Ранним утром октября (дату не назову числа 10-12 октября) БМД-2 с экипажем исключительно из офицеров (в то время 7 ПДР, в лаборатории заменила 8 ПДР), выехав на заранее оборудованную позицию, буквально за 5 минут практически стёрла с лица земли Водокачку. Стрельба большим темпом из 2А42, установленной на БМД-2 практически не оставляет шансов на выживание легко бронированным целям и лёгким сооружениям. В момент атаки на Водокачку, над ней неожиданно поднялось ярко белое облако то ли пара, то ли дыма. Оказывается в Водокачке находились баки с хлором. В этот день грузинское радио и телевидение заявило о применении абхазами химического оружия, от которого погибли 7 человек и неизвестно сколько отравилось.»

Описывая подробности боя на Гумисте российский десантник сознательно указывают на объект атаки. Его называют «Водокачкой» и подробно описывается вооруженное столкновение у этого объекта. Этому бы рассказу можно было поверить, если бы не одно НО!

В тех же воспоминаниях офицера-десантника содержится прямая информация, как шла дезинформация о войне в Абхазии, как с позиции российского военного руководства отдавались прямо противоположные приказы – одни официальные, а другие – неофициальные, «теневые». Причем выполнялись, естественно, теневые приказы. Вот отрывок из воспоминания:

«345 гвардейский ОПДП, одна из самых легендарных и прославленных частей ВДВ, был десантирован в Гудауту из г. Гянджа (Азербайджан) посадочным способом 16 августа 1992 г. Боевая задача десантникам доводилась на борту Ил-76.

Первоначальная боевая задача примерно была такова: «В автономной республике Грузии - Абхазии произошёл вооружённый переворот. Сепаратисты под командованием Ардзинба захватывают воинские части, расположенные на территории Абхазии, грабят и убивают мирное население. Командир ЗРП, расположенного в с. Бомборы, г. Гудаута, вступив в преступный сговор с сепаратистами, передал им вооружение и военную технику. После десантирования на площадку приземления, 345 гв. ПДП установить контроль над военным аэродромом Бомбора, командира ЗРП арестовать, боевое знамя части изъять».

После 40-45 минут полёта десантникам была поставлена другая задача: «В дружественной России республике Абхазия народ, реализуя право наций на самоопределение и независимость, под руководством национального лидера Владислава Ардзинба вынужден с оружием в руках отражать вооружённое нападение регулярных военных формирований республики Грузия, незаконно вторгшихся на территорию Абхазии. После десантирования на площадку приземления, 345 гв. ПДП организовать охрану и оборону всех Российских объектов на территории Абхазии, не допустить кровопролития... и т.д.» Вот как-то так…» - вспоминает офицер десантник, участвовавший в воне в Абхазии.

Как мы видим российская армия «втемную» использовалась армянскими экстремистами и покровителями абхазских сепаратистов (скорее всего это было то же армянское лобби, если учесть участие военных армянских формирований в Абхазии). Фактически произошла «теневая приватизация» российской армии. И именно эта армия выиграла войну и в Абхазии и в Карабахе.

Офицер десантник подытоживает свои воспоминания так:

«Если бы Россия ушла из Абхазии, то думаю, что Абхазия продержалась бы конечно не более 5- 7 дней. Наверняка было бы партизанское движение — достаточно много было идейных и смелых людей. Но война... или так сказать войсковая операция закончилась бы очень быстро!!!

В настоящее время, приезжая в Абхазию, я с удивлением выслушиваю некоторых героев, которые умудрялись воевать на всех фронтах одновременно, при этом внося огромный вклад в победу.

Давайте будем реалистами. К началу войны в Абхазии не было Армии. Практически не было боевых командиров. Имеющиеся стихийно сформированные подразделения были не обучены, не слажены!!! О количестве вооружения, считаю, излишне напоминать!!!» - пишет офицер.

Точно также как абхазы в Абхазии армяне «победили» в Карабахе. Удачно приватизировав «доставшуюся в наследство от СССР русскую армию». Вместе со всеми видами вооружений. В том числе – и химическим. Понятно, что офицер-десантник всю правду о применении химического оружия дать не может – иначе спецслужбы его просто вычислят и уничтожат. Поэтому и повторил «официальную версию» о баках с хлором. От и так навспоминал много лишнего, противоречащего «официальной версии» о «свободолюбивой борьбе абхазов».

Заметим, что российские десантники были дислоцированы в азербайджанском городе Гяндже, фактически в тылу азербайджанской армии в том момент, когда в Карабахе в полном разгаре были военные действия, которые со стороны армян участвовали и российские войска.

Становится понятной и причина поражения азербайджанской армии. Трудно воевать с противником, который находятся у тебя в тылу на хорошо оборудованных базах, не имеет недостатка в самых современных вооружениях, но имеет свою агентуру и легко может пересекать линию фронта и переправлять туда оружие.

Но все же на базе в Гяндже могла быть утечка информации и в итоге десантникам зачитали «официальный» приказ. Но совсем другие приказы они получили в полете, где десантники, назначенные к выполнению боевой задачи были полностью изолированы от контактов с гражданским населением и информация не могла просочиться вовне никак.

Нет сомнения, что российские десантники, Дислоцированные в Гяндже к моменту начала войны в Абхазии уже активно воевали на Карабахском фронте, причем с армянской стороны. Между тем к осени 1992 г. было зафиксировано множество случаев применения армянскими войсками химического оружия, о чем свидетельства собрал и обобщил находившийся долгое время во фронтовой зоне литовский журналист Ричардас Лапайтис. Вот его свидетельства:

«Военные структуры Армении впервые применили химическое оружие против Шуши. Этот город дольше всех сопротивлялся армянско-русским нападениям. Он стоит на скале, и туда ведет только одна дорога. Реально занять его враг не мог. Есть мнение, что город-крепость был предан. Говорили, что, если армянские военные силы займут Шушу, будет потерян и весь Нагорный Карабах.
Отряды самообороны Шуши, состоящие из добровольцев-непрофессионалов, не понимали, как опасно оружие, примененное против них.

В мае 1992 года организована новая химическая атака в городе Садарак (Нахичеванская Автономная Республика). В это время попасть в этот регион было подобно подвигу. Край, изнуренный экономической блокадой, оказался в полной изоляции. Люди рубили деревья у дорог, чтобы пережить холодную зиму. Военные беженцы жили в плохих палатках вместе с малолетними детьми. Болезни, голод и смерть стали там повседневностью. Даже интервью с тогдашним руководителем Нахичевани Гейдаром Алиевым проходило при свете керосиновой лампы. В гостинице, где я остановился, не было ни воды, ни электричества. В стране не действовал и общественный транспорт. Гейдар Алиев дал водителя, который помог приехать в город Садарак неподалеку от границы с Турцией. Территория просматривалась армянскими снайперами. Меня предупредили, что они целятся в журналистов, поэтому пришлось переодеться в военную форму. Медики Садарака передали мне ценную информацию. В то время армяне планировали занять всю Нахичевань. Широкомасштабной атаке мешали только высокие горы и возможное вмешательство турецких военных. Бомбы, направленные на Нахичевань, падали и в мусульманском Иране, который по историческим причинам поддерживал Армению.

Обстрелу химическими снарядами подвергся и Агдам в Нижнем Карабахе.
Только 12 мая 1992 года в этом городе взорвалось 15 бомб. 4 упали на территории центральной больницы, по 1 попали на улицы 20-го Января, Физули, Мишади Абас и Сабира, еще 7 бомб - в частные дома. Пережившие химическую атаку раненые были доставлены в центральную больницу Баку. Судебно-медицинская экспертиза в их телах выявила иприт, фосген и ядовитые вещества группы цианидов. Но после реанимации раненые умирали. Медики были бессильны. Признаки недомоганий были такие: сильное удушье, почечная недостаточность, водянистые язвы на коже, замедленный пульс и сердечная недостаточность. Раненый в Агдаме Айдын Хусейнов (1969) был доставлен в больницу около 10 часов вечера. В три часа утра констатировали смерть.

Вскоре началось совершенно открытое применение запрещенного оружия. 5 июня 1992 г. была обстреляна деревня Мунджуклу в Товузском районе. Там были обнаружены вещества группы цианидов. Такие снаряды взрывались и в городе Джабрайыль. Один из них упал возле здания школы-интерната.

В том же году совершена атака и на другой город Карабаха - Тер-Тер. Четыре снаряда попали в центр города, еще три упали на территории района. Погибло много мирных жителей.

Химическая атака была направлена и против жителей Физули. Там применены не только химические бомбы, но и патроны. Снайперы застрелили пять жителей города.

В письме Министерства здравоохранения Азербайджана, адресованном Министерству внутренних дел, было описано содержание взорвавшихся бомб.
Предупреждено, что военные силы Армении химическое оружие применяют не в одиночных случаях, как считалось ранее, а в более широком масштабе. По этой причине погибло множество мирных жителей. В выводах утверждалось, что бомбы заряжены мелкими иголками, концы которых - словно сверла. Если хотя бы одна из них попадает в человека, через несколько часов наступает смерть. Установлено, что применялось, по крайней мере, несколько видов химического оружия. После взрыва появляются капли, поднимается облако газа или сыплется белый порошок. Были обнаружены особо опасные для здоровья человека вещества: иприт, фосген, дифосген. Кстати, иприт применялся и во Вьетнамской войне, чтобы на деревьях не осталось листьев.

В медицинских учреждениях, лабораториях Азербайджана того времени работали русские специалисты высокой квалификации. Это не были заинтересованные лица, так как возникали подозрения, что это оружие России. Поэтому исследования проводились объективно, без давления.»

Таким образом, к октябрю 1992 г. фактов применения химического оружия в Карабахе уже была масса. Если учесть что и в Карабахе и в Абхазии и здесь вместе плечом к плечу воевали русские военнослужащие и армянские боевики, есть все основания предполагать, что применение отравляющих веществ на фронте на Гумисте в Абхазии имело место. Зачем и как было это сделано – тоже очевидно. Сепаратисты и армяне без этого даже с помощью российских десантников не могли прорвать оборону грузинской армии.

Однако то, что информацию сразу же опубликовала грузинское радио и телевидение, а также грузинская пресса, поменяло планы инициаторов применения химического оружия. Боясь международного скандала в дальнейшем, массовое применение отравляющих веществ в Абхазии было признано сепаратистами и их армяно-российскими покровителями, скорее всего нецелесообразным. В ход пошли другие уловки – в частности фиктивные «перемирия» в ходе которых грузинская сторона четко выполняя договоренности о прекращении огня отводила свои вооружения и тяжелую технику, но, а сепаратисты и их покровители такого делать даже не думали.

Еще один момент применение отравляющих веществ на фронте на реке Гумиста произошло сразу же после тяжелого поражения грузинской армии в боях за город Гагру 1-6 октября 1992 г. При этом большая часть военнослужащих сражавшихся в Гаграх погибло. Было также уничтожено много мирных жителей. Есть данные, что химическое оружие было применено и на гагрском участке фронта, однако рассказать об этом некому. Поскольку в Гаграх были колоссальные жертвы, и скорее всего, все подвергшиеся химической атаки погибли или были уничтожены уже в плену.

Сегодня постепенно становится понятным стратегия использования всех средств – в том числе запрещенного химического оружия для расчленения Грузии и Азербайджана, особенно если проанализировать данные по применению отравляющих веществ в Карабахе. Свидетельства о том, что армянской стороной было массово применено химическое оружие не только в Карабахе, но и на границе Нахичеванской Автономной Республики имеется масса, к сожалению, эти факты до конца не исследованы.

Применение отравляющих веществ в Абхазии, скорее всего, было связано с аналогичным опытом армянских вооруженных формированием по применению химического оружия против азербайджанской армии и мирного азербайджанского населения на карабахском фронте. Именно применением химического оружия объясняются удачные прорывы армянскими войсками азербайджанской обороны. Не решаясь атаковать позиции азербайджанской армии, армяне просто «вытравливали» определенные участки фронта.

Сказалось и то, что азербайджанская сторона во многом была не готова к использованию химического оружия противником, многие солдаты не имели противогазов либо с опозданием ими пользовались. Кроме того как правило после таких прорывов свидетели применения химического оружия, попавшие в плен в отравленном состоянии, армянскими боевиками уничтожались. Если учесть, что в Абхазии активно принимали участие армянские боевики, в том числе и «специалисты» прошедшие Карабах, то применение отравляющих веществ в Абхазии тоже имело место, и эти факты должны быть дополнительно исследованы.

KavkazPlus

Прочитано : 39862


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента