Турецко-Японские экономические отношения (1960-1970 гг.)

13.11.15 16:55

Одна из самых больших войн ХХ столетия – II мировая война нарушила политические, экономические, культурные отношения между многими странами. К числу таких стран относились также Турция и Япония. Хотя Турция и вступила в войну незадолго до ее окончания, но почти не участвовала в ней. Япония же была одной из ее участниц с самого начала. Из войны Япония вышла проигравшей стороной. Турция же формально выступала на стороне победителей.


Хотя во время войны Турция и Япония находились на противоположных полюсах, между этими странами были очень теплые отношения. После окончания войны правительства этих стран предприняли серьезные шаги с целью возрождения этих отношений.
Связи Турции со странами мира после II мировой войны были достаточно слабыми. Причиной тому было то, что война прервала экономические и политические связи Турции со многими странами, привела к анормальному снижению их уровня. До конца 40-х годов между Турцией и Японией также существовали «прохладные» отношения. Это было связано с тем, что во время войны эти страны в противоположных лагерях. После окончания II мировой войны стала спадать и напряженность между этими странами. Официальные лица и Турции и Японии стали предпринимать серьезные шаги в направлении нормализации отношений между своими странами. Их нормализация происходила, в первую очередь, в рамках таких организаций, как ООН и НАТО. Затем стали налаживаться связи между официальными государственными деятелями и политиками.
Для налаживания и нормализации связей с Японией в 1958 году в эту страну прибыл с официальным визитом премьер-министр Турции Мендерес. Проведя во время визита встречи с представителями правительства Японии, премьер-министр проделал важную работу для нормализации взаимоотношений.
Хотя после этого визита отношения между Турцией и Японией и развивались по восходящей до конца 50-х годов, произошедшие в обеих странах в конце 1960-х годов политические перипетии оказали на них негативное влияние. Приход к власти новых сил повлиял и на развитие взаимоотношений этих стран. Это было связано с тем, что после переворота 27 мая в Турции пало правительство Мендереса, а в Японии правительство Киси ушло в отставку в результате выступлений оппозиции против заключения нового договора о безопасности между Японией и США.
После того, как в этих странах были решены все внутренние вопросы и нормализации ситуации, 9-22 апреля 1964 года принц и принцесса Микаса совершили визит в Турцию.
В ходе визита принц Микаса встретился с премьер-министром Иноню, президентом Джемалом Гюрселем и министром иностранных дел Феридун Джемал Эркином. Во время этих встреч наряду с обсуждением вопросов нормализации взаимоотношений и усиления двусторонней деятельности, было рассмотрено также и влияние на них международных вопросов [1].
После визита принц Микаса выступил на страницах газеты «Санкей» c впечатлениями о поездке. Он открыто излагал свой интерес к Турции, в плане богатой истории этого государства. Именно этот интерес и отношение к Турции побудил его совершить визиты в эту страну в 1987 и 1993 г.г. Он способствовал развитию отношений между Турцией и Японией, реализовал важную деятельность для формирования их в нужном русле. Именно поэтому принц Микаса был удостоен турецким правительством Премии Мира имени Ататюрка [2].
Начиная с 60-х годов экономические, политические и культурные связи между Турцией и Японией получили дальнейшее развитие. В апреле 1962 года вновь был создана «Турецко-японская межпарламентская группа дружбы». Руководителем группы был глава Сената Суат Хайри Угурлу. Хотя упомянутая группа и бездействовала, связи между двумя станами продолжали развиваться.
После визита принца Микаса в Турцию, был заложен фундамент политических и экономических отношений между двумя странами и они запомнились выходом за рамки протокольных, шагами навстречу друг другу. Состоявшиеся в этот период встречи способствовали взаимному познанию этих стран и развитию взаимоотношений между ними.
В сентябре 1964 года министр иностранных дел Турции Феридин Джемал Эркин и министр финансов Ферид Мелен посетили с визитом Японию. Турецкая делегация сперва приняла участие в заседании Всемирного банка, а затем провела ряд встреч с официальными лицами Японии. Министр финансов Турции Мелен встретился с министром финансов Японии Какуджи Танакой (позднее стал премьер-министром). На встрече министры обсудили дальнейшее развитие экономических и торговых связей, а также присоединение Японии к Турецкому консорциуму в рамках «OECD» («OECD» являлось продолжением созданного после II мировой войны в рамках «Плана Маршалла» «OEEC» Организации европейского экономического сотрудничества. Турция являлась одной из стран-членов «OECD». В 1962 году в рамках «OECD» был создан Турецкий консорциум).
Японское правительство выразило желание присоединиться к «OECD», проводившей важную работу в мировом масштабе, занимавшей особое место в мировой экономике.
В 1963 году японское правительство выступило с официальным обращением о принятии в «OECD». Наряду с этим, сопоставляя «OECD» и NATO, утверждая, что «OECD» является «NATO» в экономике», противились вступлению страны в это сообщество. Благодаря поддержке японского парламента, в апреле 1964 года Япония была принята в «OECD» в качестве 21-го члена сообщества. Принятие Японии в «OECD» привлекло внимание Турции, стремившейся развивать экономическое и техническое сотрудничество с этой страной. Правительство Турции выступило с предложением присоединения Японии к Турецкому консорциуму в рамках «OECD». Однако остерегаясь просьб об оказании финансовой помощи, министр финансов заявил о временной отсрочке этого предложения. Именно поэтому этот вопрос оставался нерешенным вплоть до 1983 года [3].
В 1980 годах, когда «OECD» уже потерял свое значение в качестве органа экономической поддержки Турецкого консорциума, присоединение Японии к консорциуму уже было не так важно, как в 1960 годы.
В 1966 году участились взаимные визиты между Турцией и Японией. Так, в апреле в Японию отправилась делегация из турецких ученых и специалистов под руководством министра сельского хозяйства Турции Сабит Осман Авеню, а в августе туда была откомандирована делегация из членов Совета здравоохранения Великого национального собрания Турции. Центральными вопросами проведенных в ходе визитов обсуждений были развитие взаимосвязей между двумя государствами и способствование развитию взаимоотношений. В ноябре турецкая делегация под руководством министра энергетики и природных ресурсов участвовала в межгосударственной конференции, проходившей в Токио. После конференции были проведены переговоры с представителями правительства Японии о выделении кредита в 60 миллионов долларов, необходимого для возведения в Турции нефтехимического комплекса.
В октябре 1967 года в Турции побывал с визитом японский политик Томисабуро Хашимото. Истинно целью визита было склонение Турции к участию в межгосударственной ярмарке «Expo
70», организованной в Осаке. Хашимото провел встречи с членами ВНС, представителями правительства и делового мира Турции. Во время встреч обсуждались создание «Межпарламентской группы дружбы», присоединение Японии к Турецкому консорциуму «OECD», участие японских фирм в возведении моста через проливы, об инвестициях в Турцию.
В июне 1968 года в Турцию прибыл с визитом представитель делового мира Японии Шинзо Охья. В Анкаре, Бурса и Стамбуле он провел встречи с турецкими предпринимателями и промышленниками. Визиты Хашимото и Охья еще более усилили в Японии интерес к Турции.
В августе 1968 года премьер-министр Турции Демирель отправил в Японию одного из самых близких к себе государственных лиц – министра таможни и монополий Ибрагима Текина. Целью этого визита было обеспечение развития политических связей и направление отношений в нужное русло. По возвращении Текин изложил премьерминистру Демирелю важную роль в развитии отношений между двумя странами японско-турецкой межпарламентской группы под руководством бывшего премьер-министра Набусуке Киси. Исходя из этого, Демирель пригласил Киси (брата тогдашнего премьер-министра Эсяки Сато) и его группу в Турцию. В октябре 1968 года возглавляемая Киси парламентская группа прибыла в Анкару, где провела встречи с премьер-министром, президентом Турции, с руководством ВНС. В Стамбуле делегация интересовалась с проектом через пролив.
19 октября 1968 года в Стамбуле Киси приняли Президент Турции Джевдет Сунай и премьер-министр Демирель.
Хотя в 1960-70 г.г. экономические связи между Турцией и Японией и продолжали развиваться, объем их был не очень велик и не выходил за рамки определенных товаров.
Экспорт Японии в Турцию поднялся с $11,1 млн. в 1965 году, до $17,4 млн. в 1966. В 1967 году он составил $16 млн., в 1968 $10,9 млн., а в 1969 году $20,3 млн.
А импорт Японии из Турции в те же годы составлял, соответственно, $3,7 млн., $8,8 млн., $26,6 млн., $27,7 млн. и $17,8 млн. Как видим, в 1967-68 г.г. положительное сальдо торгового баланса имела Турция, а в 1969 году вперед вновь вышла Япония. Япония импортировала из Турции, в основном, хлопок. Среди прочих импортируемых товаров были медь, табак и орехи.
В 60-е годы японские фирмы стали еще более пристально присматриваться к реализуемым в Турции проектам. Это было связано с тендерами по этим проектам, в том числе и по проекту «Мост через пролив».
В 1960 годы Турция почти не занимала никакого места в политике Японии на Среднем Востоке. Однако визит министра иностранных дел Турции Ихсан Сабри Чаглаяна в Японию в январе 1969 года стал поворотной точкой в турецко-японских отношениях. В ходе официального визита в Токио по приглашению японского правительства, в проведенных министром иностранных дел Чаглаянгилом встречах участвовали также и государственный советник по планированию Тургут Озал и руководитель Управления экономических дел Министерства Иностранных Дел Рахми Гёмрюкчюоглу.
Главной темой переговоров Чаглаянгила со своим японским коллегой был вопрос выделения кредита для проекта возведения моста через пролив. Переговоры проходили в период, когда для подготовительных работ по проведению межгосударственного тендера проекта «Мост через пролив» требовалось вложить $150 млн. Турецкое правительство стремилось обеспечить участие в тендере государств, предлагавших наибольший объем кредита. Представители турецкого правительства и премьер-министр Демирель желали участия Японии в этом процессе и выделения ею помощи в объеме $30 млн.
Переговоры о выделении Турции кредита провел во время визита в Токио и министр иностранных дел Чаглаянгил. Он был принят императором Японии Хирохито и премьер-министром Эисаку Сато, имел беседы с министром иностранных дел Японии Киси Аичи по межгосударственным вопросам и устранению двусторонних проблем. Вот как описывает Чаглаянгил безрезультатные переговоры с японским правительством о выделении кредита для проекта «Мост через пролив» [5]:
«Все шло хорошо. Однако мы не решили вопрос с мостом и кредитом. Переговоры с премьерминистром и министром иностранных дел не принесли результатов. В то время на Востоке государственные и экономические интересы Японии простирались только до Ирана. У них была структура наподобие нашего «TUSİAB». Все японские инвестиции и крупные фирмы объединялись в «Клубе единства» (?). По возвращении мы намечали провести встречу с ними. Все наши надежды были связаны с этой встречей».
Визит министра иностранных дел Турции Чаглаянгила в Японию усилил интерес представителей делового мира этой страны к проекту «Мост через пролив». Консорциум из десяти фирм, во главе с «İHİ» (İshikavajima Harima Neavy İndustry CO.) одной из крупнейших фирм Японии, принял решение участвовать в межгосударственном тендере. Под давлением своих фирм японское правительство также заявило о выделении кредита в $30 млн. Вот что во время визита в Японию говорил о проекте «Мост через пролив» министр иностранных дел Чаглаянгил: «Мост, который предполагается построить, будет не просто возвышаться над Мраморным морем, но и соединит европейский и азиатский континенты. Мечтаем, чтобы это великое дело осуществил представитель Азии. И этим представителем стала Япония».6
Министр иностранных дел Японии заявил, что японское государство проявляет большой интерес к этому проекту, соединяющему Европу и Азию.
Несмотря на наличие разногласий между японскими министрами в вопросе выделения кредита для проекта «Мост через пролив», в конце
1969 года правительство Японии заявило о своей готовности выделить упомянутому проекту кредит в объеме $30 млн.
После выделения правительством Японии Турции кредита «ODA» в $30 млн., японские фирмы не смогли выиграть межгосударственный тендер «Мост через пролив». Победителями тендера стали английские и немецкие фирмы: японцы предложили цену в $34,5 млн., а конкуренты $34 млн. Однако английские фирмы предлагали для проекта кредит всего в $7 млн., тогда как японцами был обещан кредит в $30 млн.
Представители правительства, официальные круги и частные фирмы Японии считали, что выигрыш тендера проекту «Мост через пролив» послужит мощным толчком для дальнейшего развития двусторонних отношений. Поэтому неудача в тендере была встречена с большим сожалением. Вместе с тем, проигрыш в межгосударственном тендере послужил хорошим уроком предпринимателям Японии. К тому же японцы получили возможность поближе ознакомиться с Турцией. По мнению официальных лиц японских фирм, главной причиной проигрыша в тендере стало недостаточное знание Турции. Надо отметить еще один нюанс: японцы считали, что смогут поторговаться в цене по завершении тендера. Именно на этом основывались и японские фирмы, участвовавшие в тендере.
После неудачи в тендере японцы стали готовиться к отправке в Турцию «экономической делегации», состоящей из официальных лиц «Keidanren»а (Японская федерация экономических структур).
Техническое содействие Турции Японией берет свое начало с 1958 года – с визита премьер-министра Мендереса в Японию. Именно тогда между двумя странами было налажено техническое сотрудничество. В 1960 году впервые было начато сотрудничество в области морепродуктов и рыболовства, а затем горного дела, гидроэнергетики и энергетики.7
Затем, для изучения возможности технического сотрудничества с Турцией, из Японии была отправлена делегация в составе трех человек. На протяжении двух недель делегация провела исследования в области морепродуктов и рыболовства.
В начале 1960 года в Турцию была направлена группа специалистов для изучения мясной и рыбной продукции. В 1967 году турецкое правительство направило в Бейкоз – в Школу по подготовке специалистов по морепродуктам группу из 5-6 человек. Одновременно, Япония оказала большую техническую помощь этой школе.
Начиная с середины 1960-х годов, японское правительство на протяжении 30 лет постоянно оказывало поддержку расположенному в Анкаре НИИ горного дела – направляла группы специалистов в составе 2-3 человек, помогая приборами, создавая горным инженерам из Турции возможность получить образование в Японии.
Начиная с 1962 года, японские специалисты помогали деятельности организаций по водо- и электроснабжению – в поиске источников воды, в сооружении водохранилищ, а также создании соответствующих рабочих мест. До сих пор в упомянутых областях в Турцию были направлены почти 200 специалистов.

Литературa:

[1].Japoniya Dış İşleri bakanlığı raporu.
[2]."Sankey Simbun" qəzeti. 9.06.1963.
[3].www.OESD./EN/about/0.,EN-about-notheme-2no-no-no—0,00.html.
[4].Hironao Matsutani. Yaponiya və Türkiye ilişkilerinin yeni çağı. A,1996, s.170
[5].Çağlayangil İ.S. Anıların, İstanbul, 1990, S. 243
[6].Çağdayangil İ.S. Göstərilən əsəri, s, 247-248 [7].www.google.com./searsh (Anadolu Ajansı)

Исраил Амиров

Бакинский Государственный Университет (АзербайджанскаяРеспублика)

Прочитано : 1


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента