АНАЛИТИКА

Цискаришвили: Думаю, премьер быстрее добился бы лучшего результата индивидуальными встречами со сторонами

05.03.16 16:52


Об актуальных темах внутренней политики «ИнтерпрессНьюс» побеседовал с президентом Клуба независимых экспертов Сосо Цискаришвили.

- Премьер Квирикашвили призвал стороны обсуждать спорные вопросы внутри коалиции, в противном случае же пригрозил изменениями. На ваш взгляд, в чей огород бросил камень Квирикашвили и чем может завершиться это противостояние?

- На мой взгляд, камни брошены в огород обеих партий. Я не исключаю, что после этого заявления в чьем-либо огороде окажется и букет цветов.
Для меня было неожиданным, что премьер использовал угрозы в публичных заявлениях. Было бы намного лучше, если бы противостоящие стороны имели такую информацию хотя бы на месяц раньше, чтобы в стране не было излишнего возмущения на эту тему. Думаю, премьер индивидуальными встречами со сторонами быстрее добился бы желаемого результата.

Суть заявления премьера абсолютно понятна. Никаких двух мнений об одном предложении быть не может, потому что премьер четко выразил свою позицию.
Думаю, на этом беспредметные дебаты должны завершиться. Чем быстрее закончится спор, тем больше возможностей будет у сторон для выполнения своих обязательств. Это будет полезнее не только для того или иного политического субъекта, но и для всей страны.

Я приветствую абсолютно четко сформулированное мнение премьер-министра как в отношении членов правительства, так и тех депутатов, которым в перспективе еще мерещится пользование славой сталинизма и путинизма.

- Во внутренней политике происходит много интересных, менее интересных и неинтересных событий. Как известно, в этом году пройдут парламентские выборы. В этом плане, по вашим наблюдениям, что вызывает больше всего интереса во внутренней политике?

- Внутреннюю политику, как таковую, в сформулированном виде никто не видел. На самом деле, власти действуют лишь по принципу пожарных. Во избежание того или иного вопроса власти никогда ничего не делают и это вредит стране.

Самым большим достижением является то, что крестьянам не создали такие непреодолимые трудности, которые лишили бы их земельных участков, принадлежащих им уже много лет. Разумеется, это прогресс, но все равно были серьезные проблемы, например ситуация с ткибульскими шахтами. Хорошо, что вопрос стал решаться, но, ни у кого не должно быть чувства самодовольствия, потому, что необходимо избегать таких забастовок.

В то же время, наши СМИ в основном заняты угадыванием партийного списка «Грузинской мечты». Так или иначе, год начался спокойно и оптимистично. В первую очередь, это связано с шагами нового премьер-министра. Чем больше проходит времени, тем больше мы убеждаемся, что, оказывается, можно было мирно, без всякого противостояния изучать и решать вопросы. Несмотря на то, что наша внутренняя политика перегружена суматохой, которая стала формой нашего существования и ее часто тиражируют наши СМИ.

Почему-то все забывают о напутствии Илии II - там, где нет спокойствия, истина не победит. Мы не только не добились спокойствия, но и боремся с ним с помощью безответственного тиражирования и бесконечного обсуждения разных тем.

- О противостоянии между республиканцами и «промышленниками» министр обороны Тина Хидашели заявила: «Иванишвили назвал Республиканскую партию субъектом коалиции №1». По ее словам, действия Топадзе являются спланированной антикоалиционной кампанией, за которой стоят активизировавшиеся силы, которые делают все, чтобы страна сменила внешний курс. На ваш взгляд, что происходит в «Грузинской мечте»? Желания, каких политических сил озвучил Топадзе?

- Заявления госпожи Хидашели нам невольно придется рассмотреть в связи с заявлениями ее предшественника Ираклия Аласания. То, о чем говорит Хидашели, не ново. Да, это часть спланированной кампании. В ситуации, когда хозяин «Грузинской мечты» за последние два года ни в одном интервью или выступлении не упомянул НАТО, удивляться нечему. Разумеется, любители Сталина легче поймут зараженного той же болезнью Путина, чем большую часть населения Грузии, которая хочет цивилизованной перспективы для своей страны.

Господин Топадзе был и остается успешным бизнесменом, но почему-то он предпочитает продлить срок своей неудачной политической карьеры. Достаточно того, как он оскорбил президента Грузии и министра обороны, чтобы он гарантировал себе место в парламенте. Складывается впечатление, что стрелки, которые вновь будут использованы неудачниками из «Грузинской мечты» в том же направлении, остаются обязательным предусловием для попадания в следующий парламент.

- Министр Хидашели заявила: «Посол России в ОБСЕ сказал мне, что у меня нереалистичные планы, и пообещал, что все это изменится после выборов». Нетрудно понять, что нереалистичными были названы планы Грузии по вступлению в НАТО. На ваш взгляд, что позволяет послу России в ОБСЕ говорить, что «после выборов все изменится», т.е. внешний курс страны претерпит серьезные изменения?

- Как видно, у госпожи Хидашели не было информации о после России в ОБСЕ, но в самом ОБСЕ никто не сомневается, что этот человек не имеет ничего общего с дипломатией. Это грубиян, который известен всем своими неадекватными заявлениями и поведением.

Пару дней назад, на конференции под эгидой ОБСЕ в Вене он вывел из себя своего немецкого коллегу. Заявления этого человека не имеют никакого значения, но, с большой вероятностью, он озвучивает мечты нынешних властителей Кремля. Хочется надеяться, что путинизм не заменит сталинизм и нам не придется строить страну заново.

- Последние заявления министра энергетики свидетельствуют о том, что у Азербайджана есть для нас газ и возможности поставлять его нам, т.е. Грузии не придется покупать дополнительные объемы газа у «Газпрома». Но факт, что в переговорах с «Газпромом» проблемой остается вопрос смены схемы оплаты стоимости транзита российского газа в Армению. Каладзе анонсирует подписание нового соглашения с «Газпромом», но ничего не говорит о том, соглашается ли Тбилиси на предложение «Газпрома». На ваш взгляд, почему Каладзе или Квирикашвили не говорят, что Грузия не будет принимать условия «Газпрома»? В конце концов, сейчас мяч точно на нашей стороне...

- У меня складывается впечатление, что Каладзе до конца своих дней приговорен быть там, где захотят первые лица «Газпрома». Интересна сама география - где проходят эти переговоры. Я думаю, даже разведчики высшего класса не смогли бы так перемещаться из страны в страну и вести секретные переговоры, как это удается представителям «Газпрома» и министерства энергетики Грузии.

Разумеется, для нас в первую очередь непонятно то, почему Грузия не говорит об этом с Арменией. Удивительно, что проблема, которая десятилетиями стоит перед нашей страной, не обсуждается публично. Я имею в виду примитивную тему: ни у российской, ни у армянской границы у нас нет счетчика, чтобы определить, какое количество природного газа поставляется из России в Армению. Мы вынуждены верить цифрам лживого Кремля. В такой ситуации действительно непонятно, Грузия получает за транзит 5% или 10%.

Мы могли отстать от «Газпрома», обсудить ту же тему с армянскими властями и предложить, как и в прошлые годы, оставлять в Грузии 10%, а если бы Россия дала нам деньги за эти 10%, то мы бы передавали их Еревану. Это было бы прогрессивным решением. Кроме того, что Армения получает газ, она получила бы от нас предназначенные нам 10% и вопрос был бы закрыт.

Естественно, что в Армении «Газпром» влиятельнее правительства Армении, но мы должны были попытаться. Хотя бы потому, что нам приходится поступаться своими государственными интересами, чтобы наши армянские соседи не замерзли. Интересно, почему нашему обществу не известна их позиция по этому вопросу? Почему они не согласны запрашивать на 10% больше и получать от нас деньги за эти 10%?

- В Адигени произошло противостояние на религиозной почве. Как выясняется, грузины-христиане выступили против выделения грузинам-мусульманам земли для кладбища. Мы любим, говорить, что отличаемся толерантностью, но на самом деле это не совсем так. В конце концов, бесспорно, что протесты по поводу выделения земли для кладбища не могут считаться христианским поступком. На ваш взгляд, почему большая часть грузинского общества, мягко говоря, не по-христиански относится к согражданам мусульманского вероисповедания?

- Я бы обратил внимание на тот период, когда в отношениях христиан и мусульман в Грузии возникли проблемы. Мы ведь веками отличались религиозной толерантностью и были показательной страной. Не стоит исключать, что это противостояние является результатом «мягкого» и «жесткого» давления, которое в последние годы исходит от Кремля.

Разумеется, у нас могут быть ошибки в менеджменте. Как видно, служба
религиозных вопросов при правительстве не была информирована о событиях в Адигени. Они выдали разрешение на землю, даже не ожидая, что это вызовет какой-то протест.

Уже заметны изменения в плане того, что важнее для нашего населения. Если раньше главной была национальная принадлежность, то в этом плане мы были очень успешны в отношениях с нашими национальными меньшинствами.

В такой ситуации непонятно, почему иногда друг на друга бросаются генетические грузины, ведомые религиозными чувствами. Это неестественно.
Это искусственная и часто управляемая тема. Поэтому высшие ветви власти и органы местного самоуправления должны сделать выводы. Случившееся, в первую очередь, не делает чести гамгебели того села, в котором религиозное противостояние стало предметом обсуждения всей страны.

Источник: «ИнтерпрессНьюс»

Прочитано : 451


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента