АНАЛИТИКА

Выборы в Иране: главные фавориты азербайджанец Масуд Пезешкиан и Саид Джалили, азербайджанец наполовину.

28.06.24 11:00


28 июня 2024 г. в Исламской республике Иран проводятся досрочные президентские выборы после гибели президента Эбрахима Раиси. По мнению большинства аналитиков ни один из кандидатов не наберёт абсолютного большинства голосов в первом туре поэтому и скорее всего будет второй тур выборов. Однако, фавориты уже определились.

По последним опросам есть 3 кандидата, которые лидируют и имеют хорошие шансы на победу: бывший министр здравоохранения Масуд Пезешкиан, спикер парламента Мухаммад Бакир Галибаф, и консервативный политик, представитель религиозного лидера Ирана в Высшем совете национальной безопасности Саид Джалили.

Выходец из иранского Азербайджана Масуд Пезешкиан занимал пост министра здравоохранения во время второго президентского срока Сейеда Мухаммада Хатами. Кроме того, он был депутатом парламента, а также занимал должность первого заместителя председателя меджлиса Исламского консультативного совета в десятом созыве.

У Пезешкиана, по мнению аналитиков, есть два главных преимущества. Во-первых, он единственный кандидат реформистского крыла, а во-вторых, он азербайджанец, а значит может рассчитывать на голоса подавляющего большинства этнических азербайджанцев и тюрок Исламской республики Иран, а это до 40 процентов населения страны. По этим двум причинам Пезешкиан лидировал по предвыборным опросам.

Однако, разница между Масудом Пезешкианом и его главным консервативным оппонентом по последним опросам Саидом Джалили очень незначительна. Иранские СМИ сообщили, что командующий силами Сепах-Кудс генерал Исмаил Каани проводил накануне выборов посреднические переговоры между Галибафом и Джалили. Галибаф, долгое время занимавший различные высокие государственные посты, имеет серьезную поддержку среди генералов КСИР, хотя его политическое влияние невелико. Этот фактор считается его главным шансом на победу. Командиры КСИР хотели, чтобы Джалили отказался от поста президента в пользу Галибафа. Однако, по мнению аналитиков, было изначально маловероятно, чтобы Джалили, который 3 года назад отступил в пользу Раиси, на этот раз пойдет на уступки Галибафу. Весьма вероятно, что по итогам первого тура голоса обеих консервативных кандидатов могут объединиться.

Если такое произойдет и во втором туре голоса консервативных кандидатов, поддерживаемых КСИР объединятся и шансы Пезешкиана на победу на президентских выборах уменьшатся. Но они есть, поскольку консерваторы в Иране ощутимо теряют поддержку. Поэтому очень важно проанализировать какие изменения произойдут в случае победы Максуда Пезешкиана в политике Исламской республики Иран как в глобальном контексте, так и в отношении Южного Кавказа.

Уже известно, что Масуд Пезешкиан в случае победы на выборах, надеется возобновить переговоры по ядерной сделке (СВПД) и стремится к улучшению отношений с США. По прогнозам издания The Guardian, в случае победы на выборах, Пезешкиан может «пересмотреть» отношения Ирана с Россией, для того чтобы «восточные державы (Китай и Россия) не думали, что они являются единственным вариантом для Ирана». Таким образом, вполне вероятно, что прежняя "согласованная" поддержка Москвой и Тегераном хайских реваншистов, препятствующая открытию транзитных путей на Южном Кавказе (того же Зангезурского коридора) уйдет в прошлое. Масуд Пезешкиан будучи сам тюрком наверняка будет более благосклонен к объединяющим тюркские страны и Грузию проектам в рамках Среднего коридора. А возможно будет стремиться и включить Иран в эти проекты.

То, что Масуд Пезешкиан уже говорит (пока только вскользь) на пересмотр отношений с Россией говорит о том, что Иран при его празднестве может больше сблизиться с другими странами. Поскольку сближение с США и ЕС все же отпадает (несмотря на прогнозируемое уменьшение противоречий) то можно ожидать более тесного сближения с Турцией. Будучи реформатором, Пезешкиан может также стремиться к внутренним преобразованиям, направленным не только на улучшение социально-экономической ситуации в стране, но и более гармоничным межнациональным отношениям. В частности от него можно ожидать прекращения пропаганды персидского национализма и больших возможностей для сохранения идентичности азербайджанцев и других тюркских народов страны. Также можно ожидать, что Масуд Пезешкиан откажется от прежней политики однозначной поддержки Тегераном антиазербайджанской и тюркофобской политики властей в Ереване.

В целом победа Пезешкиана на выборах может быть воспринята международным сообществом как позитивный сигнал о возможных изменениях в иранской политике. Это может способствовать укреплению дипломатических отношений и открытию новых возможностей для международного сотрудничества, а также уменьшению "градуса конфронтации" между Ираном с одной стороны и США и Израилем с другой.

КСИР на нынешних выборах делает ставку и на Саида Джалили — политика радикально консервативной направленности, который, при этом, тоже не чужд азербайджанской общине Исламской республики Иран, поэтому может рассчитывать и на голоса консервативных азербайджанцев. Саид Джалили родился 6 сентября 1965 года в Мешхеде (провинция Резеви-Хорасан). Его отец происходил из Бирдженда и работал директором в начальной школе Наваб Сафави в Мешхеде; а его мать - азербайджанка из Ардебиля.

Сегодня Саид Джалили входит в правящую элиту Исламской республики Иран и занимает посты в Стратегическом совете по международным отношениям и Совете по установлению порядка, а также является представителем аятоллы Хаменеи в Высшем совете национальной безопасности. Ранее он выполнял обязанности генерального секретаря Высшего совета национальной безопасности и возглавлял переговоры по ядерным вопросам между Ираном и Западом, на которых придерживался в целом жёстких антизападных позиций.

Избрание Саида Джалили резко увеличит вероятность "большой войны" Израиля и США против Ирана. Что же касается иранской Кавказской политики, то признаков того, что при Саиде Джалили КСИР будет дан карт-бланш на поддержку хайских реваншистов и развязывание ими новой войны на Южном Кавказе пока что нет. Главная опасность миру на Южном Кавказе все же пока, что исходит от Франции.

Третий фаворит иранских президентских выборов Мухаммад Бакир Галибаф тоже не является "чистокровным персом". Его отец Хуссейн Калибаф по происхождению курд, а мать Хайрун Ниса Буджмехрани персидского происхождения. Он является одним из наиболее умеренных и прагматичных представителей консервативного лагеря и имеет опору как внутри политической элиты, так и среди населения. Если во второй тур выборов попадет не Саид Джалили, а Мухаммад Бакир Галибаф, то КСИР однозначно поддержит последнего, чтобы не допустить победы Максуда Пезешкиана. Если Мухаммад Бакир Галибаф в итоге станет президентом, то скорее всего политика Ирана сохранит то же направление что и при Эбрахиме Раиси, в том числе и в отношении стран Южного Кавказа.

Георгий Мазниашвили

Прочитано : 4222


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента